Файл: Характеристика роли информационного права и информационной безопасности в современном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во всех компонентах национальной безопасности – экономической, политической, военной, экологической и иных – значение информационных факторов постоянно возрастает.

Качество информации, ее оперативность и достоверность определяют не только качественные показатели решений, принимаемых органами государственной власти.

В частности, информационно–психологические воздействия, осуществляемые посредством инструментов распространения информации, могут создать определенную напряженность и политическую нестабильность в социуме, вызвав тем самым социальные, религиозные и национальные конфликты, сопровождаемые массовыми беспорядками, а также деструктивные последствиям для развития государства и общества в целом.[15]

Противоправное использование, искажение либо похищение информации (банковской, коммерческой, статистической) неизбежно влекут за собой серьезные экономические потери.

Степень развития информационных технологий, на которых базируются современные системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления вооруженными силами и высокоточным оружием, играет серьезную роль в предопределении итогов вооруженных столкновений.

Целенаправленное информационное влияние способно создать препятствия в равноправном сотрудничестве Российской Федерации с другими развитыми государствами, а также подорвать авторитет страны на международной арене.

Нельзя забывать и о том, что информационные воздействия обладают решающим влиянием на образовательные процессы, а также формирование индивида, его духовного мира и могут повлечь неадекватное общественное либо криминальное поведение, как отдельных индивидов, так и их групп, причиняя тем самым физический, материальный и моральный вред гражданам. В этой связи, национальная безопасность Российской Федерации пребывает в существенной зависимости от обеспечения информационной безопасности, причем в процессе развития науки и техники данная зависимость будет только возрастать.[16]

Все сказанное выше заставляет с особым вниманием отнестись к угрозам национальной безопасности, осуществляемым в информационной сфере, глобальным проблемам обеспечения безопасности информации теми способами и методами, которые имеются в распоряжении права.

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В качестве жизненно важных интересов можно выделить совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.


Исходя из этого, к основным объектам безопасности следует отнести:

  • личность (ее права и свободы);
  • общество (его материальные и духовные ценности);
  • государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Субъектами обеспечения безопасности выступают:

  • государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • общественные и иные организации и объединения;
  • граждане, которые в соответствии с законодательством обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности Российской Федерации.[17]

Главную роль при этом играет государство, которое в соответствии с действующим законодательством должно обеспечивать безопасность каждого гражданина, а также социальную и правовую защиту граждан и юридических лиц, оказывающих содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации применительно к теме информационной безопасности являются:

  • своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • преодоление научно–технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение личной безопасности граждан Российской Федерации, их конституционных прав и свобод;
  • обеспечение полноты и совершенствование законодательства Российской Федерации при обеспечении приоритета федерального законодательства;
  • принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;
  • разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;
  • выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
  • совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечения их деятельности.

Представляется, что решение вышеназванных задач обеспечения национальной безопасности страны возможно лишь при создании целостной системы, включающей совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. Устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии.


Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности является информационная безопасность, выступающая важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

При этом совершенно очевидно, что роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны становится все значительней.

Это происходит в силу следующих причин:

  • национальные интересы, угрозы им и обеспечение защиты от этих угроз во всех областях национальной безопасности выражаются, реализуются и осуществляются через информацию и информационную сферу;
  • человек и его права, информация и информационные системы и права на них – это основные объекты не только информационной безопасности, но и основные элементы всех объектов безопасности во всех ее областях;
  • решение задач национальной безопасности связано с использованием информационного подхода как основного научно–практического метода;
  • проблема национальной безопасности имеет ярко выраженный информационный характер.[18]

Указанные обстоятельства, вместе с задачами построения гражданского общества, как общества информационного, возрастанием роли информации, выдвигают вопросы информационной безопасности на первый план.

Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. В ней под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере, а, значит, и правовое обеспечение ее информационной безопасности, состоят в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.


Интересы государства в информационной сфере состоят в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях укрепления конституционного строя, упрочения суверенитета и сохранения территориальной целостности России, для установления политической и социальной стабильности, экономического процветания, а также защите государственной тайны, безусловном исполнении законодательства и поддержании правопорядка, развитии международного сотрудничества на основе партнерства и соблюдения интересов России.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Исходя из анализа основных положений Доктрины, можно выделить четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.[19]

Во–первых, это соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Во–вторых, это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.[20]


Как видно, обеспечение информационной безопасности выступает серьезной социальной, экономической, научной, а также правовой проблемой, в условиях жестких финансовых, материально–ресурсных, временных и иных ограничений.

В этой связи, в процессе изучения юридической сути информационной безопасности важно понимать, что данная категория выступает социальным, а не исключительно техническим явлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенного исследования необходимо отметить следующее.

Задачи создания и развития гражданского общества тесно сопряжены с решением задач развития общества информационного, увеличение роли информации, ее ресурсов и технологий, сегодня выводят проблемы правового регулирования информации, а также обеспечение безопасности информационной среды на первый план в контексте всей системы системе обеспечения национальной безопасности государства.

Именно информация выступает ключевым связующим элементов всех составляющих государственной политики в единый комплекс.

В ходе проведенного исследования была раскрыта сущность информационного права и охарактеризовано его место в правовом регулировании общественных отношений на современном этапе, проведена характеристика основных подходов к определению информационной безопасности и ее роли в развитии общества, а также проведено соотношение информационного права и информационной безопасности в контексте защиты интересов общества и обеспечении его развития.

Раскрытые вопросы позволяют сделать следующий вывод.

Итак, информационная безопасность, по сути, весьма сложное и не устоявшееся до конца явление, посредством которого определяется все различие подходов к формулированию данной категории.

Юридическая наука, в свою очередь, должна принимать активное участие в разрешении всех имеющихся задач и реализации поставленных целей в сфере обеспечения информационной безопасности.

При этом, приоритет информационного должен быть обеспечен в двух областях:

  • во–первых, в установлении оптимального баланса между правом субъектов на свободный доступ к информации посредством ее сбора либо доступа к уже имеющимся информационным ресурсам и правом субъектов на установление ограничений в данных действиях со стороны иных лиц по отношению к сведениям, владельцами либо распорядителями которых они выступаю;
  • во–вторых, внедрению правовых мер защиты информации, доступ к которой должен быть ограничен по правомерным основаниям, а также в обеспечении защиты и сохранности информационных ресурсов.