Файл: Разработка программы по работе с человеческими ресурсами и формированию кадрового резерва для ООО «Марс».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами

1.1. Понятие и сущность человеческих ресурсов и кадровый резерв организации

1.2. Необходимость формирования кадрового резерва и этапы работы с ним

1.3. Анализ возможных технологий в работе с человеческими ресурсами

2. Выявление необходимого формирования кадрового резерва в организации ООО «Марс»

2.1. Общая характеристика деятельности организации ООО «Марс»

2.2. Анализ текущей системы подбора персонала

2.3. Исследование потребностей ООО «Марс» в формировании кадрового резерва

3. Мероприятия по работе с человеческими ресурсами и разработке кадрового резерва в ООО «Марс»

3.1. Программа по формированию кадрового резерва и оценка эффективности разработанных мероприятий

3.2. Отбор кандидатов для кадрового резерва

3.3. Результаты внедрения плана подготовки кадрового резерва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одним из важнейших направлений совершенствования системы управления персоналом является работа с кадровым резервом, которая помогает избежать неоправданного выдвижения сотрудника на вышестоящую вакантную должность. Проводя анализ управления персоналом в современных компаниях различных форм собственности, было выявлено, что в последние годы мало времени отводилось такой важной функции как работа с кадровым резервом.

В процессе управления персоналом, безусловно, сеть своя система назначения заработной платы, увольнения и приема сотрудников, применения поощрений и наказаний, выдача премий. Но. чтобы система была эффективной, управление персоналом должно придерживаться кадровой политики, в основе которой необходима программа по формированию резерва кадров на выдвижения.

Полученные исследования в данной сфере были опубликованы отечественными учеными в области управления персоналом, этим вопросом занимались такие ученые как: Кудаева М.М., Травин В.В., Чекан А.А., Жураховская И М., Одсгов Ю Г, Дырин С., Маслова В. М„ Покотилова Я.С., Дятлов В.А., Яхонтова Е С., Ашмарина С И. Зарубежными ученными в данной области оказались: Ульрих Д„ Мескон М. X., Альберт М„ Хедоури Ф. и другие.

Объектом курсовой работы являются человеческие ресурсы и кадровый резерв организации.

Предмет исследования - кадровый резерв как элемент системы работы с персоналом на примере ООО «Марс».

Цель работы - разработка программы по работе с человеческими ресурсами и формированию кадрового резерва для ООО «Марс».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность понятия «кадровый резерв», сформулировать цели создания кадрового резерва;

- выявить организационные особенности формирования кадрового резерва;

- исследовать специфику формирования кадрового резерва на примере предприятия.

- разработать программу по формированию кадрового резерва для ООО «Марс».

Научная новизна работы курсовой работы заключается в следующих положениях, выносимых на защиту.

- раскрыта сущность понятия «кадровый резерв», сформулировать цели создания кадрового резерва:

- выявлены организационные особенности формирования кадрового резерва;

- исследована специфика формирования кадрового резерва на примере предприятия.

Разработана программа по формированию кадрового резерва для ООО «Марс».


Практическая часть работы заключается в разработке и введении программы по формированию кадрового резерва в ООО «Марс».

Практическая значимость работы состоит в том. что разработанные на основе проведенного анализа мероприятия позволят усовершенствовать деятельность по работе с персоналом в ООО «Марс», что будет способствовать повышению кадрового потенциала компании.

Характер задач исследования определил отбор используемых в работе методов. Были использованы следующие методы: системный анализ описание, сравнение, обобщение, систематизация; опрос (анкетирование).

1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами

1.1. Понятие и сущность человеческих ресурсов и кадровый резерв организации

Человеческие ресурсы (персонал фирмы) – это все работники организации; полный личный состав сотрудников, работающих по найму. Они включают в себя производственный и управленческий персонал. Управление человеческими ресурсами рассматривает людей как достояние производственной организации, как ресурс, который надо эффективно использовать наряду с другими ресурсами для достижения целей. При таком подходе работники рассматриваются как источник неиспользованных резервов.

Кадровый резерв - это специально сформированная и подготовленная группа работников, обладающих способностью к управленческой деятельности, прошедших систематическую квалификационную подготовку, предназначенных для выдвижения на должности более высокого уровня.

Планомерная работа с резервом кадров позволяет сформировать его качественный состав, организовать эффективное обучение и развитие будущих руководителей, претендующих на ключевые должности, оказывающие исключительное влияние на развитие организации. На каждую ключевую должность рекомендуется подбирать не менее двух кандидатур [2. с. 86].

Подготовка резерва кадров ставит своей целью развитие персонала и организации в целом, повышение мотивации руководителей и специалистов, создание здоровой конкурентной среды. Способность выявлять и успешно готовить к работе на высокой должности будущих руководителей является важнейшим фактором успеха организации в конкурентной борьбе.


Резерв кадров - это линейные и функциональные руководители и специалисты, обладающие организаторскими способностями, отвечающие предъявляемым к конкретному уровню управления требованиям, прошедшие целевую квалификационную подготовку [15, с. 15].

Успешные компании предпочитают формировать резерв кадров из числа своих сотрудников, так как заинтересованы в их профессиональном росте на всех уровнях иерархии.

Цели создания кадрового резерва:

- обеспечение планомерного (в будущем) и внепланового (сейчас) замещения управленческих вакансий, непрерывности руководства;

- минимизация элементов случайности в кадровой работе;

- исключение снижения показателей работы, обусловленное уходом предыдущего руководителя, и минимизация периода адаптации нового руководителя - снижение временных и финансовых затрат на поиск и заполнение вакансии;

- достижение большей гибкости в использовании персонала:

- обеспечение большей независимости от внешнего рынка труда, повышение престижа предприятия на рынке труда:

- обеспечить перспективным работникам обучение и практический опыт, который позволит им работать на том уровне ответственности, которого они способны достичь:

- мотивация работников на достижение лучших результатов, удержание лучших сотрудников, талантливых людей [3. с. 80].

У работника, включенного в резерв кадров, появляется возможность занять ключевую должность в организации, развиваться в занимаемой должности, получать новые знания и опыт.

Специалисты в области управления выделяют два вида резерва в организации:

- резерв кадров на выдвижение,

- резерв молодых специалистов с высоким потенциалом к продвижению.

Каждая группа имеет свою специфику как при формировании, так и при развитии. Резерв кадров на выдвижение формируется под конкретную должность, при этом учитывается способность резервиста работать в этой должности. Работа с резервом молодых специалистов не носит целевого характера. Молодые резервисты готовятся к руководящей работе в организации без привязки к определенной должности.

При подготовке резерва молодых специалистов внимание уделяется пониманию специфики деятельности организации, ее корпоративной культуре, формированию корпоративного духа, развитию чувства преданности организации. Организация стремится познакомить резервистов с различными сторонами её управления и предоставляет возможность поработать в различных подразделениях, функциональных областях, географических регионах. При отборе молодых специалистов, как правило, учитывается возраст (до 30 лет).


наличие высшего образования и потенциала для продвижения по карьерной лестнице, знание иностранного языка.

Кроме того, существуют типы кадрового резерва:

По виду деятельности:

- резерв развития (группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений);

- резерв функционирования (группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации).

По времени назначения:

- группа А (кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время);

- группа Б (кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года) (Рисунок 1) [15, с. 15].

Основными принципами работы с резервом кадров являются:

- ежегодный пересмотр схем замещения должностей;

- разработка и ежегодная корректировка индивидуальных планов развития резервистов;

- постоянный контроль и оценка деятельности и потенциала резервистов;

- взаимодействие линейных руководителей и службы управления персоналом по формированию и развитию резерва.

Сформированный резерв кадров на выдвижение может быть открытым и закрытым. При открытом подходе усиливается мотивация, повышается инициативность, ответственность, дисциплина, лояльность персонала. Однако, при таком подходе могу возникать неоправданно высокие ожидания резервистов на обязательный карьерный рост в ближайшем будущем.

Рис. 1. Типы кадрового резерва

Закрытый резерв исключает конфликты между сотрудниками и излишний ажиотаж вокруг процесса подготовки, но он не дает получить преимущества открытого.

Документы, регламентирующие работы по формированию кадрового резерва [29, с. 10]:

Концепция и принципы:

- Кадровая политика;

Критерии:

- Модель компетенций;

- Профиль должности:

Порядок, процедуры, технологии:

- положение или бизнес-процесс:

- план мероприятий:

- общая программа обучения и подготовки резерва:

Содержание подготовки, контроль:

- индивидуальный план развития карьеры.

Наличие кадрового резерва позволяет организации планомерно готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности, эффективно организовывать обучение и развитие резервистов. При этом обеспечивается плановое замещение должностей, безболезненная смена поколений, преемственность управления.

Подготовку резерва кадров следует рассматривать как целевую комплексную программу организации, связанную с кадровой политикой.


1.2. Необходимость формирования кадрового резерва и этапы работы с ним

Формирование кадрового резерва является неотъемлемым условием эффективного функционирования любой компании. Каждый руководитель стремится, чтобы в его организации работали, как минимум, лучшие, а желательно - высококвалифицированные специалисты. Поэтому необходимо постоянно и систематически подбирать только лучших из лучших сотрудников либо находить в своих рядах работников с высоким потенциалом и «растить» их до нужного профессионального уровня. На сегодняшний день работодатели заинтересованы в работнике-универсале. Именно с этой целью создаётся кадровый резерв компании. При этом очень важным является выбор источников формирования кадрового резерва. Работодателю необходимо сделать выбор и расставить приоритеты среди источников формирования. Выбор может быть сделан в пользу приёма новых сотрудников, или «резервистами» будут являться работники предприятия, имеющие стаж и опыт работы в организации, также может быть применён комбинированный вариант формирования [26. с. 172].

В основу концепции формирования и управления кадровым резервом должны быть заложены следующие принципы:

- прозрачность - каждый сотрудник обязан знать критерии, соответствие которым дает возможность профессионального и карьерного развития в компании;

- доступность - работник должен иметь возможность для карьерного роста через достижение установленных критериев, а также понимать методы оценки степени их достижения.

Анализ опыта управления кадровым резервом современных компаний позволил HR («human recourses») специалистам выделить два основных подхода к формированию кадрового резерва: конкурентный подход и целевую подготовку.

Конкурентный подход - одновременная подготовка нескольких кандидатов на замещение одной должности, их конкуренция друг с другом за право быть назначенными и целевая подготовка - целенаправленная подготовка одного кандидата к замещению определенной должности.

Основные преимущества и недостатки этих подходов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика подходов к формированию кадрового резерва в организации [12. с. 49]

Преимущества

Недостатки

Конкурентный подход

1. Соперничество нескольких резервистов выступает стимулом активного проявления ими своих возможностей, развития и демонстрации лучших профессиональных качеств.

2. Каждый резервист более ответственно принимает решения в ходе выполнения должностных обязанностей, постоянно «находится в тонусе».

3. Имеется возможность выбора лучшего претендента из нескольких резервистов по результатам текущей деятельности и оценочных мероприятий.

4. Снижается риск длительного отсутствия работника на позиции, подлежащей обеспечению кадровым резервом, минимизируются возможные трудности, связанные с поиском подходящего кандидата вследствие ухода (увольнения) резервиста.

1. Потеря компанией потенциального кадрового резерва из-за отсутствия изначально прозрачной карьерной перспективы.

2. Создание психологически напряженной обстановки в трудовом коллективе, пребывание конкурирующих резервистов в состоянии постоянного стресса.

3. Частая излишняя демонстрация конкурирующими резервистами эффективной деятельности, стремление казаться лучше, чем они есть на самом деле.

4. Появление деструктивной конкуренции между кандидатами на должность, ухудшение взаимодействия между ними, развитие интриг в коллективе.

5. Уход из компании сотрудников, не назначенных на планируемую должность из-за осложнения взаимоотношений в коллективе.

6. Высокие затраты на подготовку к занятию должности одновременно нескольких резервистов.

Целевая подготовка

1. Короткий период взаимной адаптации трудового коллектива и руководства с одной стороны и нового руководителя с другой.

2. Значительное снижение трудозатрат службы персонала за счет работы только с одним кандидатом.

3. Имеется возможность четкого построения карьер с указанием конкретных должностей для каждого резервиста.

1. Наличие одного кандидата снижает объективность подбора руководителя, наиболее соответствующего назначению на определенную должность.

2. Усиление чувства тревожности у руководителей, занимающих те должности, для замещения которых готовят резерв, и, как следствие, возможное оказание давления на резервиста.

Целевая подготовка

4. Резервист информирован о требованиях, предъявляемых к планируемой должности, и может формировать программу саморазвитии определенных навыков, способностей и качеств.

5. Мотивация резервиста усиливается в связи с предложением стабильной и понятной карьеры.

3. Отсутствие конкурентов при подготовке преемника может демотивировать будущего руководителя в части достижения значительных результатов в текущей деятельности.