Файл: Общество с ограниченной ответственностью как вид юридического лица.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иные органы управления обществом не вправе решать данные вопросы.

В структуре ООО выделяют контрольные органы, например, существует ревизор или ревизионная комиссия согласно п. 6 ст. 32 ФЗ «Об ООО». Назначение ревизоров или ревизионной комиссии также входит в исключительную компетенцию общего собрания общества.

Общество с ограниченной ответственностью вправе каждый год привлекать профессионального аудитора (внешний аудит) для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности, которая может быть проведена по решению органов управления обществом с ограниченной ответственностью или по требованию любого из участников с ограниченной ответственностью. Таким образом, юридическая конструкция общества с ограниченной ответственностью – это классическая форма объединения капитала. Отличиями общества с ограниченной ответственностью является небольшой размер уставного капитала, необходимого для регистрации общества, особенность названия – «общество с ограниченной ответственностью», распределение ответственности и органы управления.

Акционерное общество как вид юридического лица

Структура управления акционерным обществом

Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу [32].

Определим понятие и классификацию органов управления акционерным обществом. По мнению Дмитриева Е.О. и Зинченко Л.А. управление в юридических лицах – это ориентация деятельности объекта на достижение каких-либо целей [21].

Следует согласиться с И.М. Федеровым, который считает, что участие в управлении участников акционерного общества наравне с его органами управления невозможно. Юридическое лицо имеет в своем составе два органа управления по аналогии с устройством государственный и муниципальный орган: представительный и исполнительный [55].

По мнению О.А. Серовой, также, основной корпоративного управления является его разделение на уровни: высшие, принимающие решения и исполнительные.

При определении понятия и классификации органов управления следует определить термин «иные лица», привлечение которых к управлению является спорным моментом. Так, Е.А. Суханов отметил, что в качестве иных лиц могут выступить чиновники и депутаты, которым как государственным служащим запрещено осуществлять деятельность, приносящую доход кроме научной и образовательной деятельности. Кроме того, участие иных лиц в управлении не является обязательным признаком партнерства. Данную позицию также поддерживает И.М. Федоров, указывающий, что объем их компетенций определяется специальным соглашением.


Согласно же Дмитриеву Е.О. и Зинченко Л.А., управление акционерным обществом как организацией представляет собой установление правил, определение, исполнение определенных установленных правил. Здесь будет интересным рассмотреть как данные правила и нормы, так и их установление, как деятельность представительного органа. Рассмотрим два существующих подхода к определению понятия и сущности корпоративного права. В широком подходе корпоративное право – это система норм, регулирующих правоотношения, возникающие при организации деятельности корпораций, правоотношения, возникающие внутри корпораций, а также правоотношения, возникающие между корпорациями.

Сюда же включаются вопросы ответственности корпораций и государственного регулирования корпораций.

Согласно мнению Т.В. Кашаниной, существует узкий подход к определению понятия и сущности корпоративного права, согласно которому корпоративное право понимается как система правил и норм поведения, существующих в организациях, основанных на объединении лиц и их капиталов, выражающих волю указанных лиц и регулирующих деятельность организаций. В данном случае, очевидно, речь идет о локальных правовых актах (ЛПА), внутрифирменном праве.

Таким образом, КашанинаТ.В. утверждает возможность правотворческой деятельности предприятия.

Для обеспечения практического применения данных норм необходимо установление ответственности за их нарушение. Здесь существует проблема, поскольку в правомочия внутренней правотворческой деятельности предприятия входит управление неимущественными отношениями и организацией труда. Причем сфера трудовых правоотношений в России уже урегулирована нормами ТК РФ. Соответственно, ЛПА, нарушающие нормы ТК РФ являются недействительными. Если предприятие устанавливает для работников санкции, не предусмотренные ТК РФ, то такие санкции являются незаконными. Предприятию-работодателю остается только переносить нормы ТК РФ в ЛПА, что не может являться правотворческой деятельностью.

Вторая сфера отношений – управление неимущественными отношениями урегулирована законодательством о хозяйственных обществах.

В данном случае предприятия имеют возможность лишь выбирать определенный порядок внутреннего взаимодействия согласно диспозитивным нормам законодательства. Поэтому данная деятельность также не относится к правотворческой [38].

Отсюда следует, что позиция Кашаниной Т.В. не является верной.

Таким образом, регулирование корпоративных правоотношений остается прерогативой государственных органов и не подразумевает правотворческую деятельность корпораций. В основном, нормы корпораций не являются правовыми и не распространяются на всех участников корпораций.


Нормы можно считать правовыми только в случае:

  • издания их органами государственной власти и дальнейшего включения их в ЛПА корпораций;
  • создания ЛПА корпораций по прямому указанию законодателя.

В любом случае корпораций исполняет указание законодателя, а не ведет собственную правотворческую деятельность.

На практике обычно используются четыре варианта управления акционерным обществом, представленные на нижеследующих рисунках.

Данная структура управления применяется в закрытых акционерных обществах, имеющих значительные обороты и активы.

Если же изменение структуры предприятия повлияет на структуру его капитала, то возможны следующие мероприятия:

  • образование дочернего предприятия организации на основе его отдела;
  • образование самостоятельного предприятия на основе отдела организации;
  • имущество, высвободившееся после реорганизации отдела сдать в аренду;
  • имущество, высвободившееся после реорганизации отдела продать;
  • имущество, высвободившееся после реорганизации отдела передать в счет долга предприятия;
  • стать членом стратегического партнерства по перераспределению капитала.

Варианты «образование дочернего предприятия организации на основе его отдела» и «образование самостоятельного предприятия на основе отдела организации» подразумевают создание новых предприятий.

Пути «имущество, высвободившееся после реорганизации отдела сдать в аренду», «имущество, высвободившееся после реорганизации отдела продать», «имущество, высвободившееся после реорганизации отдела передать в счет долга предприятия», «стать членом стратегического партнерства по перераспределению капитала» предполагают организации сотрудничества предприятия с любым субъектов, в том числе, персоналом предприятия.

Далее приведем примеры организационных структур различных предприятий (рисунки 1-3, приложение).

Рис. 1.Центр управления ‑ холдинговая компания

Рис. 2. Центр управления ‑ кредитно-финансовое учреждение

Рис. 3. Центр управления акционерная компания

Подведем итоги. Для изменения структуры предприятия необходимо провести следующие мероприятия: выявить круг лиц, имеющих интерес относительно процедуры изменения структуры, исследовать законодательство различных уровней для избежания нарушения закона, выбрать оптимальную для данного предприятия структуру.


Правовой статус органов управления акционерным обществом

При проведении общего собрания акционеров процедура разделяется на три части согласно ст. 47 ФЗ Об акционерных обществах [7]:

  • подготовка;
  • созыв;
  • проведение.

Подходы к содержанию данных этапов в литературе различаются, что означает пробелы в праве. п. 1 ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» установил, что в процессе подготовки к общему собранию определяется форма, дата, место и др. На практике же данные вопросы принимаются в процессе принятия решения о проведении собрания, а не на стадии его подготовки. А другие сведения об этапе подготовки в ФЗ не указаны.

В пп. 2.1-2.21 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н (далее по тексту – Положение) указаны следующие необходимые действия:

– постановка предложения о проведении собрания на повестку дня;

– выдвижение кандидатов в управление;

– направление требования о внеочередном собрании участников в компетентный орган;

– принятие управленческого решения согласно п. 1 ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» и в п. 2.10. рассматриваемого Положения;

– составление списка участников собрания;

– подготовка бюллетеней для голосования.

Согласно мнению автора данной работы, первые 4 пункта не входят в этап подготовки собрания акционеров, т.к. производятся одновременно с выдвижением инициативы по проведению собрания.

Согласно мнению автора данной работы, следует в стадию подготовки собрания включить следующие этапы:

– составление плана-графика и сценария собрания акционеров;

– подготовка утверждаемых на собрании документов (новый устав, новые положения и др. организационно-правовые документы);

– подготовка рекомендаций по управлению прибылью, дивидендами, утверждение годового отчета;

– подготовка материалов для обсуждения вопросов, выносимых на повестку собрания;

– подготовка сообщений о проведении собрания;

– решение технических вопросов.

По мнению автора данной работы, инициативная стадия, к которой, по сути, относятся пункты содержания, относящегося к подготовительной стадии, как указано в законе, является самостоятельной стадией, хотя законодательством в качестве таковой и не указана.

Совет директоров вправе проявить инициативу по проведению собрания, поэтому он также входит в состав субъектов инициативной стадии. Также участниками являются: определенные акционеры, исполнительные органы, сотрудники организации.


На внеочередных общих собраниях может присутствовать ревизионная комиссия (ревизор), аудитор общества. Если общее собрание производится в судебном порядке, то участниками такого собрания являются и иные лица, назначенные судом.

Предложения вносятся в повестку дня собрания согласно определенным срокам (30 дней согласно ФЗ «Об акционерных обществах»). Также акционерные общества вправе вносить в свои уставы дополнительные требования к кандидатам в органы управления общества. Законодательство не содержит особых требований к данному действию.

Судами ранее занималась позиция по установлению во внутренних документах общества требований к профессии и стажу работы, квалификации кандидата.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 октября 2012 г. № 7508/12 определило позицию, по которой совет директоров вправе отказать во включении кандидатов, если отсутствуют сведения п. 4 ст. 53 ФЗ «Об акционерных обществах» и устава предприятия. А проверка соответствия кандидатов требованиям не соблюдается.

По мнению автора данной работы, установление требований к кандидатам является необходимым условием их выдвижения и рассмотрения, поскольку именно кадры, особенно управленческие, определяются эффективность деятельности всего предприятия.

Здесь есть и другая крайность – неоправданное увеличение списка требований. Такой же оценке подлежат и предложения к рассмотрению на собраниях. П. 4 ст. 53 ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 2.8. Положения дают возможность установления в уставе и требований к предложениям, выносимым на обсуждение. Судебная практика основывается на принципе разумности.

Чрезмерно большой список требований, по мнению автора данной работы, является препятствием к реализации права участника общества.

П. 1 ст. 65 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» указывает, что созыв годового и внеочередного собрания вправе осуществлять совет директоров, кроме случаев судебного порядка. Если акционеров голосующих акций менее 50 %, то функции совета директоров вправе исполнять общее собрание акционеров. Такое положение должно быть закреплено в уставе общества.

На практике же встречаются ситуации, когда устав данный вопрос не освещает. Для того, чтобы внести данное положение в устав необходимо созвать общее собрание, что в данном случае не представляется возможным.

Поэтому предлагается внести изменение в п. 1 ст. 64 ФЗ РФ «Об акционерных обществах». Данная статья должна указывать, что полномочия по созыву собрания имеет единоличный исполнительный орган в случае.