Файл: Педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Существующий социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межнациональному общению, обладающего чувством ответственности за страну, требует пристального внимания педагогов к решению проблем нравственного воспитания подрастающего поколения.

В условиях кризиса современного российского общества, затронувшего существенные сферы жизнедеятельности - семьи и семейного воспитания, системы образования, институтов труда важно оказывать эффективное нравственное воздействие на молодое поколение уже в период их начальной активной социализации, который приходится на младший школьный возраст. Между тем образовательные учреждения не справляются в полной мере с подобной воспитательной функцией. Современную школу отличает во многом формальный характер нравственного воспитания. В стенах учебных заведений недостаточно решаются задачи нравственного воспитания, не учитывается важность позитивности младшего школьного возраста для нравственного воспитания личности в целом.

Тезис о неразрывном единстве обучения и нравственного воспитания получает в рамках образовательной системы особое значение. Являясь частью образования в сфере свободного времени ребенка, дополнительное образование детей (далее — ДОД) не навязывает некий обязательный к освоению образовательный блок, а предлагает определенный набор разных видов деятельности, включая театральную, что должно способствовать мотивации развития интересов ребенка. В процессе дополнительного образования, участвуя в разнообразных досуговых программах, социально-значимых проектах, ребенок осваивает нравственные ценности и нормы, разделяемые обществом. Возникают микромодели социальных коллективов соответствующей деятельности, которые существуют во «взрослом социуме» в рамках взаимодействия «взрослою» и «детского» миров. Процесс освоения нравственных ценностных ориентации и установок «взрослого мира» оказывается наиболее эффективным в диалоговом режиме, благодаря которому педагогический процесс происходит не через навязывание установок, а путем органичного формирования нравственных качеств в ходе личностно-мотивированного нравственного сотворчества педагога с детьми.

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В.И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.


Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни. Уроки изобразительного искусства.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена высоким воспитательным потенциалом искусства и необходимостью решения проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения.

Цель исследования - определить педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства.

Задачи:

- изучить теоретические основы нравственного воспитания младших школьников;

- охарактеризовать роль искусства в нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования — младшие школьники.

Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников посредством изучения произведений искусства.

Обзор литературы: изучением проблемы нравственного воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги такие как: И.С. Марьенко, Л.В. Чепикова, П. Л. Трошин, К.Д. Ушинский и др.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения двух основных разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность нравственного воспитания

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3].

В выступлениях различных общественных деятелей все чаще звучит идея об усилении духовно-нравственного кризиса. В современном мире происходит упадок культуры и переоценка системы ценностей, которая не сопровождается закладкой новой моральной основы. В результате многих негативных факторов современные дети оказываются в условиях морального и духовного хаоса. Вот почему в системе современного образования проблема морали стоит превыше всего.


Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом[12].

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Вот почему воспитание нравственности определяется как сложный процесс формирования:

- нравственный характер (воспитание с юных лет терпения, человечности, доброй натуры и сострадания к окружающим);

- моральная позиция (это способность проявить бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, а также способность различать хорошее и плохое);

- моральные чувства (они включают в себя честь, чувство долга, способность нести возложенную ответственность, это любовь к Родине и уважение к старшим);

- нравственное поведение (это хорошие манеры, умение вести себя, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].


Активность каждого человека определяется содержанием его действий по отношению к окружающим его людям - нас оценивают исходя из наших действий. В процессе взросления ребенок узнает о моральных нормах и правилах, принятых в обществе, и принимает устойчивую систему ценностей, убеждений и принципов. Чем раньше начнется влияние родителей и близких на нравственный характер ребенка, тем более глубокие этические нормы будут внедрены в молодое поколение. Человек может считаться истинно моральным только тогда, когда все его действия, желания и действия подчиняются моральным нормам, принятым в обществе, и действуют как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. По-настоящему нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любой среде. Целью нравственного воспитания является развитие стабильной системы нравственных убеждений и нравственных норм[6].

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников

Нравственное воспитание – это не есть что-то новое, о чем прежде не говорили. Скорее наоборот. Именно с него зародилось понятие «воспитание». Ни духовное, ни патриотическое (тем более не эстетическое и художественное), а именно нравственное легло в основу всей концепции воспитания в целом. Нравственность – это не что-то сложное, комплексное и изменяющееся. Это вечные и первозданные ценности общества и человека, искусство жить вместе, быть людьми.

«Нравственное воспитание младших школьников – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, самому себе и труду» (Н.Е. Щуркова).


В педагогике это процесс формирование нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения.

Младший школьник, это, по сути своей, вчерашний выпускник детского сада. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи[8].

Возраст 7-10, в этом плане, является фундаментом. Не просто важно, а необходимо заложить в голову подросших детей максимум позитивного и светлого. Эффект будет, поверьте. Результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости. Такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала чумой нашего времени. Об этом мы не только слышим, но и наблюдаем вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Подростки берут оружие, они не просто бьют, они убивают. Эта злость не вселяется в них внезапно, она — результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям. Нужно ли говорить о том, зачем в школе нравственное воспитание?

То, что воспитание идет из семьи, мы все знаем. Но далеко не всегда семьи нашего общества обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Если в вопрос воспитания оставить полностью на семье, то до катастрофы нам не далеко. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В школе работают грамотные специалисты, знающие психологические и физиологические особенности детей. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно[21].

Рисунок 1 – Средства нравственного воспитания младших школьников

Средства нравственного воспитания:

Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – волшебная палочка в нравственном воспитании.