Файл: Юридические лица как субъект предпринимательского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно положениям ГК РФ в действующей редакции договор об учреждении общества не является учредительным документом общества. Еще в 2009 году учредительные договоры ООО утратили силу учредительных документов. В этой ситуации, на наш взгляд, будет обоснованным применение по аналогии с акционерным законодательством определения правовой природы этого договора как договора о совместной деятельности. Так, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 [29] заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам общества (п. 5 ст. 9 Закона об АО).

Закон об ООО и Закон об АО предусматривают, что суд вправе отказать в удовлетворении требований о признании недействительной сделки с заинтересованностью, которая была совершена с нарушением требований законодательства, если, при этом, подтвердится факт, что голосование акционера/участника общества, не заинтересованного в совершении сделки и обратившегося с иском (даже если он принимал участие в голосовании по этому вопросу), не могло повлиять на результаты голосования. Судебная практика исходит из того обстоятельства, что наличие или отсутствие такого фактического влияния определяется судом отдельно по каждому конкретному случаю [39].

2.2. Акционерное общество как юридическое лицо

АО действующим законодательством разделяются на публичные акционерные общества и непубличные. Акции компаний, которые размещаются на финансовых рынках, признаются публичными. В основе данного деления лежит необходимость осуществления более четкого и жесткого контроля за деятельностью ПАО, в частности, в вопросе создании, управления, компетенции, обращения акций и т.д. Непубличные акционерные общества по замыслу законодателя не являются участниками финансового рынка, создаются для личных, семейных целей либо в силу договоренностей между партнерами и не подлежит строгому правовому регулированию. Другая ситуация наблюдается с ПАО, деятельность которых тщательно контролируется, что обеспечивает возможность потенциальным инвесторам и кредиторам детального ознакомления с финансовыми показателями деятельности ПАО, структурой управления. Не случайно п. 6 ст. 97 ГК РФ возлагает на ПАО обязанность по публичному раскрытию информации, предусмотренной Законом. По сравнению с ПАО преимущества непубличных акционерных обществ Н.Р. Галлямутдинов видит в отсутствии у них обязанностей, связанных с передачей регистратору реестра акционеров, привлечением аудиторов для проверки годовой отчетности, со сдачей необходимых отчетов по чистым активам [15, с. 105].


Среди особенностей правового регулирования ПАО можно отметить следующие обстоятельства:

1) по общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 96 ГК, фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным;

2) п. 3 ст. 97 ГК РФ возлагается обязанность по созданию коллегиального органа управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти;

3) п. 4 ст. 65.3 ГК РФ закрепляется ограничения в отношении лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа корпораций, и членов их коллегиальных исполнительных органов по вхождению в состав коллегиальных органов управления корпораций. Общее их количество не может быть более ¼ состава. Кроме того, они не могут быть избраны председателями;

4) обязательное ведение реестра акционеров и исполнений функций счетной комиссии возлагается на независимую организацию, обладающую соответствующей лицензией [10] (п. 4 ст. 97 ГК РФ). Ведение реестра акционеров ПАО может осуществляться только независимыми организациями - регистраторами. Считаем данное решение оправданным, поскольку сегодня отсутствует профессиональная ассоциация акционерных обществ. В этой связи ПАО решают свои корпоративные вопросы фактически в одиночку. Регистратор, являясь профессиональным участником данной сферы, может оказывать действенную помощь ПАО в различных проблемных вопросах правового, финансового, организационного характера. При этом, положения Закона об АО, как отмечают суды, не содержат требования о предварительном согласовании регистратора с советом директоров [36];

5) на сегодняшний день отменены ограничительные меры, касающиеся количества акций, которые могут принадлежать одному акционеру ПАО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. Соответствующие ограничения могут предусматриваться исключительно уставом ПАО, что закреплено п. 3 ст. 11 Закона об АО [16, с. 7]. Кроме того, пп. «я» п. 24 настоящего Закона в отношении ПАО вводятся ограничения по размещению привилегированных акций, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций;

6) запрет на закрепление в уставе положения, которым предусматривается необходимость получения согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ) и другие.

По мнению ряда исследователей, АО практически во всех правовых системах, включая Россию, присущи следующие характерные признаки и особенности:


1) исключается возможность привлечения к ответственности акционеров перед кредиторами общества за пределами вложенных в акции средств;

2) продолжает свою деятельность даже при наличии всего одного акционера в составе участников;

3) принадлежащие обществу акции являются товаром, что позволяет их впоследствии продать и вернуть, тем самым, вложенные в общество инвестиции;

4) органы управления характеризуются признаком централизации;

5) обладают возможностями по получению долгосрочных заемных средств, вследствие чего получают значительные преимущества по сравнению с другими формами коммерческих юридических лиц [11, с. 21].

До внесения изменений в ГК РФ АО могли быть созданы либо в форме открытых, либо закрытых обществ. Основные отличия между ними заключаются в том, что участники открытого акционерного общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, в то время как в закрытом акционерном обществе акции распределяются между его участниками, каждый из которых имеет право преимущественной покупки акций в случае их отчуждения другим акционером.

Акционерные общества во всех странах характеризуются открытостью. Закрытый характер деятельности акционерных обществ является непонятным и чуждым финансовому рынку, где превалирует открытость и прозрачность деятельности участников.

Итак, одной из распространенных форм юридических лиц как участников предпринимательских отношений выступают ООО, а также АО, которые действующим законодательством разделяются на публичные акционерные общества и непубличные. В юридической литературе можно встретить как сторонников, так и противников проведенной реформы, в том числе, в вопросе разделения акционерных обществ на публичные и непубличные. По нашему мнению, решение законодателя является своевременным и оправданным. Однако, на сегодняшний день не созданы необходимые правовые основы для функционирования ПАО. Если во многих развитых странах гражданско-правовое регулирование АО существует не одно десятилетие, то в России данная форма юридических лиц, по сути, только формируется.

3. Аффилированные (взаимозависимые) лица: понятие, признаки

В целях определения взаимоотношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в основе которых положены различные формы зависимости и контроля, в российском законодательстве используются такие категории как «аффилированные лица» и «взаимозависимые лица». Так, под взаимозависимыми лицами понимаются организации или физические лица, если отношения, возникающие между ними, оказывают определенное влияние на осуществление их экономической деятельности. К аффилированным же лицам законодательство относит тех лиц, которые способны оказывать влияние на предпринимательскую деятельность физических или юридических лиц. Данные понятия являются синонимами, так как обозначают одно явление, но с различных позиций.


Отношения, возникающие между аффилированными (взаимозависимыми) лицами, могут существенным образом оказывать влияние на деятельность хозяйствующего субъекта, финансовое положение и т.д. Например, взаимозависимые лица могут заключить договор, включающий соответствующие условия, отличающиеся от условий, которые применяются при заключении идентичных договоров с иными лицами.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в ГК РФ была включена ст. 53.2 «Аффилированность», которая гласит, что в случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом. Таким образом, не смотря на положительные моменты, связанные с закреплением термина «аффилированность» в ГК РФ, все же развернутого определения данного термина гражданское законодательство не содержит. Более того, наличие или отсутствие отношений связанности, т.е. аффилированности ГК РФ отсылает к другим нормативным актам, имея, таким образом, отсылочный характер.

Положения Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [4], утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [9], за исключением ст. 4 настоящего закона, который, в том числе, предусматривает определение аффилированности. Так, под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Однако, раскрытие термина «аффилированность» данным нормативным правовым актом не предусматривается. Исходя из приведенного законодательного определения аффилированных лиц, под аффилированностью возможно понимать такие отношения, при которых субъекты (физические или юридические лица) могут оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Закрепление нормы об аффилированности в конкурентном законодательстве М.А. Егорова объясняет необходимостью «защиты мелких инвесторов от отрицательного влияния на конкурентную среду последствий реорганизации и слияний юридических лиц, а также от неблагоприятного воздействия на состояние конкуренции сделок, совершаемых акционерными обществами в процессе их хозяйственной деятельности» [20, с. 33].


Антимонопольное законодательство оперирует термином «группа лиц». Признаки группы лиц закреплены ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К положительным моментам правового регулирования аффилированности, по нашему мнению, невозможно отнести определение рассматриваемого института посредством категории «группа лиц», которая помещена законодателем внутри категории «аффилированные лица». Таким образом, на первый взгляд становится очевидным, что термин «группа лиц» является составным элементом аффилированности. Термины «аффилированные лица» и «группа лиц» следует разграничивать между собой, проводить между ними четкие границы. Данные категории необходимо рассматривать между собой как общее к частному, так как признание аффилированности является возможным и по другим критериям, нежели исключительно принадлежности к группе лиц.

Обратим внимание на том обстоятельстве, что в юридической литературе регулирование аффилированности через понятие «группа лиц» правомерно критикуется. В частности, Т. Бойко полагает, что указанные институты являются структурными элементами различных отраслей законодательства, обладающие своими специфическими предметами и методами правового регулирования [12, с. 40]. Признаками публичного характера наделено антимонопольное (конкурентное) право, которое направлено на обеспечение защиты публичных интересов, добросовестной конкуренции, защиты участников рынка от необоснованных действий монополистов и т.д.

Закрепление в российском законодательстве института аффилированных лиц преследует цель регулирования и охраны общественных отношений в определенной сфере деятельности. Правовое регулирование института аффилированных лиц направлено на достижение следующих основных задач:

1) определить формы и способы зависимости хозяйствующих субъектов, влекущие за собой возможность возникновения отношений между ними, нарушающие принцип экономического и юридического равенства сторон;

2) разработать специальные методы правового регулирования указанных отношений, в основе которых лежат принципы контроля за аффилированными лицами, в том числе, предоставление полной и достоверной публичной отчетности о своей деятельности. При определении задач регулирования, поставленных перед институтом аффилированных лиц касательно корпоративных правоотношений, следует указать необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов от возможных недобросовестных действий и злоупотреблений со стороны третьих лиц.