Файл: Юридические лица как субъект предпринимательского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. К субъектам предпринимательской деятельности относятся в первую очередь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, поскольку основной целью их деятельности является извлечение прибыли.

Юридические лица являются самостоятельными субъектами гражданских и предпринимательских правоотношений, обладающими характерными признаками и особенностями. Изучение понятия, сущности и правовой природы юридических лиц как субъектов предпринимательского права является традиционным в отечественной науке и характеризуется соответствующими фундаментальными теоретическими научными исследованиями. Современный этап развития законодательства, регламентирующего правовое положение юридических лиц, имеет тесную связь и основания, которые были заложены в предшествующие периоды формирования отечественного права, но в тоже время характеризуется более совершенным уровнем развития законодательства, что проявляется в либерализации законодательства, соответствующей реалиям и потребностям сегодняшнего времени, устранении существовавших пробелов в законодательстве. Так, существенные изменения в регламентацию правового статуса юридических лиц вступили в силу с 1 сентября 2014 года. Но в тоже время действующее законодательство в сфере правового регулирования юридических лиц не является совершенным и требует дальнейших изменений и дополнений.

ГК РФ разграничивает юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие юридические лица являются субъектами предпринимательской деятельности. На сегодняшний день общества с ограниченной ответственностью являются наиболее распространенной формой создания коммерческих юридических лиц, что, по нашему мнению, обуславливается относительной простотой создания и прекращения деятельности, возложением ответственности участников общества только в пределах внесенной доли в уставной капитал, отсутствием дополнительно возложенных требований к отчетности, как это предусмотрено в отношении акционерных обществ.

Актуальности теме настоящего исследования добавляет также недавно внесенные изменения в ГК РФ, которые существенным образом изменили правовое регулирование системы коммерческих юридических лиц.

Сегодня не находят однозначного понимания такие вопросы как правовая природа и сущность юридического лица, проведение процедуры реорганизации и ликвидации, специфика имущественных отношений, складывающихся при создании и деятельности юридического лица, вопросы управления и корпоративного контроля, а также противоречивость судебной практики.


Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности юридических лиц как самостоятельных субъектов предпринимательского права.

В качестве предмета исследования являются нормы отечественного законодательства, регламентирующие правовой статус юридических лиц как субъектов предпринимательского права, их сущностные признаки и характеристики, а также использование материалов судебной и правоприменительной практики

Целью настоящей работы является изучение нормативных правовых актов, научных концепций и исследований, носящих теоретический и практический характер, выявление проблем правового регулирования и разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование действующего законодательства.

Поставленная цель работы обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:

1) определить понятие и признаки юридического лица;

2) провести классификацию юридических лиц;

3) провести классификацию коммерческих юридических лиц и дать их общую характеристику;

4) выявить сущность и признаки аффилированных (взаимозависимых) коммерческих юридических лиц.

Основу методологического подхода в данном исследовании составили исторический метод, методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных юридических понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.

Теоретическую основу настоящего исследования составляют научные работы М.А. Димитриева, В.В. Долинской, Н.В. Козловой, С.М. Корнеева, П.В. Крашенинникова, П.А. Маркова, О.Н. Садикова, О.А. Серовой, Е.А. Суханова, О.В. Танимова, М.Ю. Тихомирова и других авторов.

Настоящая курсовая работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. Понятие, признаки и классификация юридических лиц

1.1. Понятие и признаки юридических лиц

Одними из субъектов гражданских правоотношений в ст. 2 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [2] (далее – ГК РФ) названы юридические лица, которые выступают в качестве полноправных участников гражданских правоотношений, учредителями которых могут являться граждане, индивидуальные предприниматели иные субъекты. Многими авторами отмечается, что юридическое лицо правомерно признается самостоятельным субъектом правоотношений [26, с. 46].


Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом является организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Приведенное законодательное определение юридического лица следует признать более универсальным по сравнению с прежней редакцией ГК РФ, которая давала более громоздкое определение юридического лица.

Итак, исходя из положения ст. 48 ГК РФ, можно сформулировать следующие сущностные признаки и характеристики юридического лица:

1) обладание организационным единством;

2) наличие имущественной обособленности;

3) способность к самостоятельному участию в гражданском обороте;

4) способность самостоятельно нести имущественную ответственность;

5) способность самостоятельно участвовать в различных видах в судопроизводства.

Наравне с другими субъектами гражданских правоотношений юридическое лицо наделяется определенной правоспособностью и дееспособностью, которые, по утверждению многих авторов, являются в качестве одних из главных условий, способствующих отнесению юридических лиц к субъектам гражданских отношений [13, с. 17]. В тоже время отличительной особенностью правоспособности и дееспособности юридических лиц выступает то обстоятельство, что данными правовыми характеристики юридическое лицо наделяется сразу с момента создания юридического лица в отличие от граждан, у которых правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность постепенно с возрастом.

Итак, юридические лица в силу положений действующего законодательства наделяются правосубъектностью, позволяющей выступать им в качестве полноправных участников гражданских отношений. При этом, применительно к некоторым юридическим лицам следует говорить об обладании ими специальной правосубъектностью. Так, деятельность страховых организаций по осуществлению страхования подлежит обязательному лицензированию. Только с момента получения лицензии страховая организация получает право осуществлять данный вид деятельности, в том числе по осуществлению личного страхования. Таким образом, можно говорить о том, что возникновение полной правосубъектности страховой компании связывается моментом получения соответствующей лицензии. Специальная правоспособность кредитных организаций также характеризует исключительность банковской деятельности. Законом о банках и банковской деятельности кредитным организациям запрещены другие виды предпринимательской деятельности.


Обратим внимание на то обстоятельство, что в последние годы в России наблюдается тенденция по ослаблению государственного регулирования, что проявляется, например, в отмене обязательного лицензирования различных видов деятельности, например, аудиторской деятельности и переходе на принципы саморегулирования. Следует признать обоснованным опасения авторов, высказывающихся, что отмена лицензирования любой деятельности устраняет бюрократические барьеры на пути осуществления деятельности, но, с другой - на начальном этапе отмены лицензирования это может повлиять на снижение качества услуг [25, с. 637]. В данном случае вызывает определенные сомнения возможность качественного регулирования некоторых видов деятельности не самими саморегулируемыми организациями, а неразвитостью данного института в России, а также условиями российской действительности, когда саморегулируемые организации порой осуществляют не регулирование определенной сферы деятельности, а, говоря открытым текстом, просто «зарабатывают» на своей деятельности деньги.

Как устанавливает ст. 50.1 ГК РФ, юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

Правовые нормы, регламентирующие порядок создания, деятельности и реорганизации юридических лиц, закреплены в ГК РФ, а также в специальных законах, в частности, в Федеральном законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [8], Федеральном законе от 12.01.1996№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6], в Федеральном законе от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [5] (далее – Закон об АО) и Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [7] (далее – Закон об ООО).

Мировой опыт государственной регистрации показывает, что государственную регистрацию не следует рассматривать в качестве исключительного и единственного опыта, позволяющего осуществить легитимизацию юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, а ее цели, задачи и порядок могут быть различными на отдельных исторических этапах развития и в силу особенностей правовой системы того или иного государства.

В этой связи заслуживающим внимания является вопрос, связанный с выяснением целей и задач, которые преследует за собой институт государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Можно констатировать, что в качестве одного из существенных недостатков действующего регистрационного законодательства является то обстоятельство, что Закон о регистрации не закрепляет соответствующие цели и принципы государственной регистрации. Данный закон только обозначает принципы, лежащие в основе ведения государственных реестров [17, с. 112].


Полагаем, что цели государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является возможным выявить посредством проведения систематического анализа ном ГК РФ и правовой доктрины.

Факт государственной регистрации выступает необходимым условием для осуществления законной предпринимательской деятельности. Аналогичное требование применительно к государственной регистрации индивидуальных предпринимателей указывается в ч. 1 ст. 23 ГК РФ.

Несовершенство правового регулирования государственной регистрации, в частности, видится в том, что согласно ст.ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации подтверждение достоверности представляемых документов, соответствия представляемых учредительных документов Закону и соблюдения требований Закона, предъявляемых к созданию, реорганизации, ликвидации юридического лица, внесения изменений в его учредительные документы или сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, возлагается именно на заявителя. Поэтому регистрирующим органом на стадии принятия решения о государственной регистрации не осуществляется проверка достоверности предоставляемых сведений. Следует отметить, что Верховный Суд РФ уже давно сформировал позицию, согласно которой заявление о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может подать представитель. Представление заявителем документов в регистрирующий орган лично (непосредственно) ограничивает их предусмотренное законом право на совершение сделок через своего представителя [30].

Одной из основополагающих функций института государственной регистрации является информационная функция. Однако, ее надлежащему исполнению значительным образом препятствует нарушение принципа единства ЕГРЮЛ, который закреплен непосредственно в Законе о регистрации. Как показывает практика, вместо ЕГРЮЛ существуют отдельные региональные реестры, что, безусловно, является препятствием при осуществлении регистрационных действий вне места нахождения юридического лица, а также затрудняет получение необходимой информации заинтересованными лицами об определенных юридических лицах. Данная проблема, в частности, оказывает влияние на проведение предварительной проверки фирменного наименования создаваемой коммерческой организации на выявление схожести с фирменными наименованиями уже ранее зарегистрированных юридических лиц, которые осуществляют аналогичные виды предпринимательской деятельности.

В ряде случаях обжалование отказа в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности связано просто с формальной позицией регистрирующего органа [14, с. 42]. Так, в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.2015 № Ф01-753/2015 по делу № А82-10617/2014 [31] отмечено, что суды установили, что основанием для отказа в государственной регистрации ООО «МСУ-76» послужило то обстоятельство, что в заявлении по форме № Р11001 о государственной регистрации юридического лица в подпункте 6.1.6 листа «В» указан тип адресного объекта без использования сокращения - вместо «ул.» указано «улица». Вместе с тем суды установили, что указанное нарушение не носит неустранимый характер и не влечет неправильное восприятие регистрирующим органом соответствующего адреса.