Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые научное обоснование понятия «ОРД» как вида общественной практики было дано А.Г. Лекарем (1966 г.): «ОРД есть основанное на законах и подзаконных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников». По мере развития ОРД это определение уточнялось. Так, Д.В. Гребельский внес в него дополнение (1975г.), указав на специальный субъект этой деятельности и ее научно обоснованный характер. В последующем В.А. Лукашов (1976г.) отметил организационно-управленческий аспект этой деятельности.

Проблема формирования понятия «оперативно-розыскная деятельность» в определенной степени объясняется тем, что до недавнего времени эта деятельность была строго засекречена. Только 13 марта 1992 г. впервые был принят Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в Российской Федерации, который урегулировал важнейшие положения оперативно-розыскной деятельности: понятие; задачи; принципы; соблюдение прав и свобод личности в оперативно-розыскной деятельности; виды оперативно-розыскных мероприятий; основания и условия их проведения; органы, осуществляющие такую деятельность, их права и обязанности; использование результатов оперативно-розыскной деятельности.

Позднее, 12 августа 1995 г., был принят новый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Он, сохранив концептуальные идеи Закона 1992 г., предусмотрел ряд новых положений, в частности, возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан только на основании судебного решения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав и свобод граждан, защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Легитимное определение ОРД сформулировано в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон об ОРД либо ФЗ «Об ОРД»), согласно которой оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Что же касается научного определения ОРД, то здесь ситуация обстоит намного сложнее. Так, например, А.Ю. Шумилов, при определении ОРД отталкивается от самого понятия деятельности как таковой. Рассматривая ее как занятие, труд, ОРД автор определяет, как разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.


А.Ю. Шумилов делает вывод о целесообразности трактовки определения ОРД в «узком» и «широком» смысле слова.[4]

В «узком» смысле слова оперативно-розыскная деятельность — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов, конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемой с целью защиты человека и общества от преступных посягательств, при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т. е. речь идет об уголовно-розыскной деятельности).[5]

В «широком» смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов — цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Шумилов в определении оперативно-розыскной деятельности выделяет две группы признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним следует отнести установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части — большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов, (совершение оперативно-розыскных действий); определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.[6]

В свою очередь, группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы. «Набор» таких признаков, отражающих практику, невозможно уничтожить (во всяком случае, не следует уничтожать) волеизъявлением какого-либо субъекта (в частности, законодателя).


Несколько иной точки зрения придерживается Б.А. Филимонов. По его мнению, можно согласиться с тем, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально-полезной деятельности, труда. Но в данном случае важно подчеркнуть гносеологическую природу такой деятельности. С общеметодологической точки зрения, оперативно-розыскная деятельность является познавательной, исследовательской деятельностью прикладного характера. В принципе она аналогична деятельности в различных областях человеческого познания. Своеобразие каждой из них состоит в методах, средствах, предмете, характере информации, видах принимаемых решений.

В конечном итоге, Б.А. Филимонов формулирует следующее определение ОРД. Оперативно-розыскная деятельность – это особого рода правоохранительная деятельность, которая носит частично публично-правовой характер, осуществляется предусмотренными законом субъектами, главным образом, посредством секретных оперативно-розыскных мероприятий, связана с существенным ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, при строгом соблюдении требований судебного контроля, выражается в собирании, проверке и оценке результатов оперативно-розыскной деятельности для решения предусмотренных законом задач по борьбе с преступностью в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

А.Н. Гущин предлагает следующее определение ОРД, которое на его взгляд наиболее адекватно отвечает содержанию ФЗ РФ «Об ОРД»: «ОРД – предусмотренный Федеральным законом вид юридической деятельности, осуществляемой в соответствии с системой гарантий законности, гласно и негласно, оперативными подразделениями государственных органов, в пределах полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие признаки оперативно – розыскная деятельность:

1. Оперативно – розыскная деятельность – это разновидность социально-полезной юридической деятельности.

2. Данная деятельность осуществляется особой категорией субъектов - оперативными подразделениями правоохранительных органов и спецслужб, перечисленных в ст.13 ФЗ «Об ОРД».

3. Оперативно – розыскная деятельность главным образом носит негласный, секретный характер.


4. Оперативно – розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в ст.6 ФЗ «Об ОРД».

5. Порядок проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий регулируется секретными ведомственными нормативными актами.

6. В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан (чего в такой степени не позволяет себе никакая другая деятельность).

7. В процессе осуществления ОРД могут использоваться специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.

8. Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность реализуется специально наделенными государством субъектами посредством применения специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия.[7]

Оперативно-розыскные мероприятия - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, который состоит из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы.

Исходя из дефиниции статьи 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет оперативно-розыскную деятельность как "вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств".

Если обратиться к практике Республики Беларусь ст. 1 Закона об ОРД РБ можно сделать вывод о том, что ОРД является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их компетенции.[8]

В то же время согласно п. 15 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 15.09.1994 N 154-XII "Об оперативно-розыскной деятельности" (Закон Республики Казахстан об ОРД) ОРД - это "научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан об ОРД, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций".


Указанные примеры понятия ОРД приведены для стран Таможенного союза, и стран участниц ОДКБ, как тесно взаимодействующих партнеров в международном сотрудничестве в рамках уголовного права.[9]

Содержание ОРД - единство всех ее основных элементов, ее свойств и связей, выражается, как правило, в негласном получении информации, необходимой для решения задач ОРД и достижения ее целей, которое осуществляется в процессе реализации ОРМ.

Как известно, изучение какого-либо явления предполагает попытку сформулировать определение, отражающее наиболее существенные его признаки. Определения, даваемые тем или иным правовым явлениям, традиционно можно поделить на легитимные (сформулированные непосредственно в самом законе, регулирующем соответствующую сферу общественных отношений) и научные, представляющие собой различные взгляды ученых на природу данного явления.

Содержание ОРД составляют субъекты, непосредственно осуществляющие ОРД, которые путем какой-либо одной из форм ОРД принимают решения по осуществлению данного вида деятельности, реализуют с этой целью ОРМ, а также применяют меры и средства ОРД на основе законодательства и в соответствии с принципами ОРД посредством решения ее задач и путем организации и тактики ОРД воздействуют для этого на ее объект с целью защиты от преступных посягательств при условии невозможности достижения поставленной цели с использованием возможностей уголовного процесса.

Содержание ОРД в Законе об ОРД раскрывается через понятие этой деятельности с обозначением ее целей (ст. 1); посредством постановки задач ОРД (ст. 2), определения ее принципов (ст. 3), правовой основы (ст. 4); регламентации прав и обязанностей субъектов ОРД (ст. 14 и 15), порядка использования содействия граждан органам, ее осуществляющим (ст. 17); исчерпывающего перечня ОРМ (ст. 11), оснований и условий их проведения (ст. 7, 8); использования результатов ОРД (ст. 11 и через другие положения Закона об ОРД.

При этом содержание ОРД в Законе об ОРД рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД, так как она в некоторой мере носит характер "конфликта" и несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности, потому что цель первых - прежде всего предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а цель вторых - избежать ответственности и уйти от справедливого наказания.