Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (общая характеристика).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
Но, так как изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод граждан при осуществлении этой деятельности, для чего законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления, а также предусмотрел их действия, направленные на подготовку и проведение ОРМ. Эти их действия регламентированы как Законом об ОРД, так и ведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов данной деятельности.
Совокупность этих положений определяет гарантии законности деятельности субъектов ОРД и гарантии соблюдения прав и свобод объектов ОРМ. Эти гарантии в равной мере важны как первым, которым предписывается действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными правовыми актами порядке, так и вторым, что обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола.
1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Под принципами данной деятельности данный термин происходит от от лат. Principium - начало, основа, понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Ученые высказывают различные взгляды на систему принципов оперативно-розыскной деятельности. В частности, В. К. Сурков полагает, что такая система состоит из двух подсистем: 1) общеправовых принципов; 2) положений, которые указывают на специфическую правовую природу оперативно-розыскной деятельности как вида правоохранительной деятельности.
В науке о праве принципы классифицируют на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные). Данное положение относится и к принципам оперативно-розыскной деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической деятельности.
В данной деятельности преломляются общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это такие, как законность, гуманизм, равенство граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Среди межотраслевых принципов назовем такие, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, осуществление оперативно-розыскной деятельности только субъектами, уполномоченными на то законом. Вместе с тем, оперативно-розыскную деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).
В ст. 3 ФЗ «Об ОРД» названы четыре принципа оперативно-розыскной деятельности: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако, в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ «Об ОРД», можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов оперативно-розыскной деятельности указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ «Об ОРД», других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, систему принципов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от второго критерия образуют следующие:
а) принципы, непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ «Об ОРД». Это два, общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
б) принципы, наличие которых в оперативно-розыскной деятельности вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ «Об ОРД» и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела оперативного учета; применение конфидентов).
Подчеркнем, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.
2. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности
Цель - это то, чего планируют достичь, к чему стремятся. Применительно к ОРД целью данной деятельности является осмысленный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлены усилия участников ОРД (должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе).
Нормативно цели ОРД определяются в ст. 1 Закона об ОРД, согласно которой ОРД является государственно-правовым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и согласуется с нормами Конституции Российской Федерации (далее - Конституция).
В соответствии с Законом об ОРД целями являются:
1) защита от преступных посягательств жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан;
2) защита от преступных посягательств собственности;
3) обеспечение безопасности общества и государства.[10]
В частности, цель защиты от преступных посягательств жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан вытекает из ст. 2 Конституции, согласно которой "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства", а также из других статей Конституции (в частности, ст. 20, согласно которой "каждый имеет право на жизнь" и с этой целью "государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств"; ст. 22, согласно которой "государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности" и поэтому "никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам", и других ее статей).[11] Под защитой жизни и здоровья граждан от преступных посягательств в ОРД следует понимать создание условий, обеспечивающих их защиту от преступных посягательств и препятствующих совершению любых преступлений против жизни и здоровья человека, а под защитой прав, свобод и законных интересов - создание условий, обеспечивающих охрану прав и свобод личности, предусмотренных Конституцией и охраняемых законом.
Цель защиты собственности от преступных посягательств вытекает из статьи 35 Конституции, которой закреплено, что "собственность, приобретенная законным способом, защищается государством", а ее "неприкосновенность, право ее наследования охраняются законом"[12].
Под защитой собственности от преступных посягательств в ОРД следует понимать обеспечение ее защиты от преступных посягательств и создание условий по возмещению материального ущерба, причиненного в результате преступного завладения ею. При этом не имеет значения форма собственности: частная, государственная или общественная, поскольку ОРД в одинаковой степени призвана защищать любую из них.[13]
Под обеспечением безопасности общества и государства в ОРД следует понимать обеспечение защищенности от внешних и внутренних угроз как жизненно важных интересов общества, его материальных и духовных ценностей, прав и свобод личности, так и государства, его конституционного строя, независимости и территориальной целостности.[14]
Задача - это проблема, вопрос, требующие разрешения.
Применительно к ОРД задачи данной деятельности - это вопросы, посредством разрешения которых достигаются цели ОРД (например, цель защиты личности, собственности от преступных посягательств).[15]
Задачи ОРД нормативно закреплены в ст. 2 Закона об ОРД. Они между собой взаимосвязаны, но каждая из этих задач имеет свое характерное функциональное содержание, поэтому правомерно рассматривать каждую из них как вполне самостоятельную задачу.[16]
На органы, осуществляющие ОРД, возложены следующие задачи:
1) предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, ответчиков, должников по гражданским делам, а также без вести пропавших;
3) охрана государственных секретов;
4) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
5) установление имущества, подлежащего конфискации.[17]
Названные задачи ОРД тесно взаимосвязаны, тем не менее, практическое решение каждой из них представляет собой относительно самостоятельное направление данного вида деятельности.
Данная задача еще раз подчеркивает такие незыблемые ценности Конституции, как человек, его жизнь, здоровье, права, свободы, законные интересы. Включает она в себя три самостоятельные задачи, такие как предупреждение, выявление и пресечение преступлений, которые органично включают в себя необходимость выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших эти преступления.
Предупреждение преступлений как задача ОРД заключается в принятии мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению.[18]
Указанная задача является приоритетной по отношению к задачам, связанным с выявлением и пресечением преступлений, поскольку в случае ее решения отпадает необходимость в выявлении и пресечении преступлений.
Выявление преступлений как самостоятельная задача ОРД предполагает установление фактов совершения латентных (скрытых) преступлений, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает, количество которых, по оценкам криминологов, в два и более раза превышает официально зарегистрированную преступность.[19]
К числу таких преступлений относятся прежде всего коррупционные и экономические преступления, незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых веществ и другие. [20]Латентная преступность является также одним из условий формирования и длительного существования устойчивых преступных групп, увеличения количества преступников-профессионалов, поэтому задача выявления таких преступлений в процессе ОРД приобретает особую актуальность.
Задача выявления преступлений включает в себя три составных компонента: обнаружение лиц, их совершивших; установление в их действиях признаков состава уголовно наказуемого деяния для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; установление потерпевшей стороны. Для этого органы, осуществляющие ОРД, должны активно осуществлять поиск и обнаружение признаков замаскированной преступной деятельности, выявлять которые иным путем крайне затруднительно, а порой невозможно.[21]
Пресечь преступления - это значит остановить уже начавшийся процесс реализации преступных намерений путем активного воздействия со стороны оперативных работников на лицо, вынашивающее преступные планы, не допустив тем самым окончания совершения преступного деяния и наступления вредных последствий.[22] Решение этой задачи в большинстве случаев связано с выявлением лица, замышляющего или подготавливающего преступление, задержанием этого лица с поличным в момент приготовления или покушения на противоправное деяние, реализуется она в том случае, если невозможно решить задачу по предупреждению преступления. На данном этапе от органов, осуществляющих ОРД, требуется активное вмешательство в уже начавшийся процесс реализации противоправных намерений с целью недопущения наступления вредных последствий и восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.[23]