Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (общая характеристика).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
Введение
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) с самого начала своего зарождения использовалась как в целях обороны от нападения извне, так и в качестве эффективного средства борьбы с преступными проявлениями в обществе. Замаскированным, организованным, тайно совершаемым преступлениям и лицам, их совершающим, органы, стоящие на страже правопорядка, вынуждены были противопоставлять такие меры, в том числе и негласные, которые позволяли бы не только своевременно и быстро раскрывать подобные преступления, но и предотвращать их совершение.
Однако в период становления феодальных государств не было еще ни специализированных органов розыска преступников, ни специальных учреждений охраны правопорядка. Защита правопорядка возлагалась на князя, его дружину, тысяцкого, наместников и волостелей, вотчинников и крестьянскую общину или городское общество в целом, жизнь которых строилась на принципах круговой поруки. Это было связано как с достаточно невысоким уровнем экономического развития общества и его замкнутостью, так и с низким уровнем преступности, а также отсутствием понимания преступности как явления, несущего угрозу всему обществу.
По мере развития общества преступность стала возрастать и расширяться, питательную среду для нее в немалой степени создавали маргинализация и люмпенизация общества, разнородного по своему социальному составу и кругу занятий. Ввиду оживления экономической жизни и роста городов в них стягивались криминальные элементы, которым легче было заниматься в них своей профессией и укрываться от преследования, а это вело к росту преступности в городах, особенно крупных, и, естественно, заинтересованности властей в охране и обеспечении правопорядка в административных центрах. Все это повлекло за собой объективную необходимость поиска и использования специфических методов в деле борьбы с преступностью, особенно с особо тяжкими и замаскированными преступлениями, и оперативно-розыскная деятельность была признана одним из наиболее эффективных средств как предупреждения, выявления, пресечения совершаемых в обществе преступлений, так и выявления, установления и привлечения к ответственности лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В связи с этим оперативно-розыскная деятельность стала неотъемлемой и обязательной частью эффективной борьбы с преступностью, в настоящее время при раскрытии и расследовании преступлений речь практически идет о равном ее значении с уголовным и уголовно-процессуальным правом, так как без применения методов и средств оперативной работы невозможна оптимальная и результативная работа по противодействию наступлению криминала на государство, общество и граждан страны.
Считаю, что надлежащее осуществление оперативно-розыскной деятельности возможно только при соответствующей профессиональной подготовке сотрудников органов, ее осуществляющих, учете всех процессуальных и непроцессуальных средств и методов борьбы с преступностью, умении ориентироваться в сложных условиях и принимать при этом верные решения, а это требует освоения всей накопленной теории оперативно-розыскной деятельности. Поэтому без глубоких знаний законодательства в этой области деятельности и общего представления о ней почитающий свою профессию юрист, в какой бы области он ни работал, считать себя высококвалифицированным специалистом не может. В связи с этим знание основ ОРД является одним из условий успешной профессиональной деятельности широкого круга специалистов в области юриспруденции.
К тому же практики, которые непосредственно осуществляют оперативно-розыскную деятельность (сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) и которые постоянно сталкиваются с использованием ее результатов (лица, производящие дознание, следователи, прокуроры, судьи), нуждаются в доступном для восприятия и в то же время научно обоснованном разъяснении основных положений Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция) 12 августа 1995 года N 144-ФЗ (далее - Закон об ОРД), норм других законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере оперативно-розыскной деятельности. Нуждаются в разъяснении правил осуществления оперативно-розыскной деятельности и лица, оказывающие содействие оперативно-розыскным органам.
На мой взгляд, профессиональная подготовка, учет всех процессуальных и не процессуальных данных при проведении оперативных мероприятий, умение ориентироваться в сложных условиях и принимать при этом верные решения - все это может иметь место только при наличии глубоких знаний в области оперативно-розыскной деятельности, тем более что эффективное применение правовых норм, касающихся данной области деятельности, возможно лишь при условии освоения теории оперативно-розыскной деятельности. Понятно, что невозможно в одной работе осветить все стороны такой многогранной отрасли знаний, как оперативно-розыскная деятельность, но полагаем, что представленное на суд читателей пособие внесет определенный вклад как в обучение будущих юристов, так и в освоение профессии практикующими юристами и оперативными работниками.
Вышеуказанные обстоятельства и существенное значение оперативно-розыскной деятельности в профилактике преступлений и стала причиной выбора темы настоящей курсовой работы.
В работе произведен анализ практики их применения органами уголовного преследования и судебной практики. Не оставлены также без внимания опубликованные в открытой печати монографии, учебники, пособия, статьи и иные работы ученых и практических работников (отечественных и зарубежных) в области оперативно-розыскной деятельности.
Термин "оперативно-розыскная деятельность" появился после принятия 25 декабря 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в ст. 29 которых на законодательном уровне было внесено положение о том, что "на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших".[1]
После этого в юридической литературе и праве стали официально использоваться термины "оперативно-розыскные мероприятия" и "оперативно-розыскная деятельность". До этого данный вид деятельности именовался сыском, уголовным сыском, сыскной работой, розыском, уголовным розыском, уголовно-розыскной работой, негласным расследованием.
В России положение о возложении на органы дознания проведения ОРД было включено в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года, в ч. 1 ст. 46 которого была внесена запись о том, что "на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших".
Вместе с тем на законодательном уровне ОРД урегулирована не была. Сотрудники правоохранительных органов, осуществлявшие данную деятельность, исполняя свои полномочия, зачастую вступали в конфликт с законом, и, как следствие, результаты ОРД не могли быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств.
Объектом исследования настоящей курсовой работы является – оперативно – розыскная деятельность, осуществляемая согласно законодательству РФ, предмет исследования – способы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, нормативно правовые акты регулирующие ОРД.
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие общих характеристик и понятий присущих оперативно-розыскной деятельности, особенности правового положения ОРД на территории Российской Федерации.
Для достижения цели курсовой работы автором, поставлены на разрешение следующие задачи курсовой работы: раскрытие понятия оперативно-розыскной деятельности, правовое регулирования ОРД, изучены принципы, цели и задачи ведения оперативно-розыскной деятельности, изучены некоторые нормы Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
1. Оперативно-розыскная деятельность: общая характеристика
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельность и ее правовая основа
Оперативно-розыскная деятельность - особый вид правового регулирования общественных отношений наравне с такими формами правоохранительной деятельности, как следственная, прокурорская, судебная, и другими, каждая из которых имеет свои специфические средства и методы борьбы с преступностью и является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях, о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также на розыск скрывшихся лиц, охрану государственных секретов, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Легализация ОРД была обусловлена ростом преступности, возникновением новых ее форм, что потребовало новых способов борьбы с нею, и ОРД во всем мире была признана одним из наиболее эффективных средств предупреждения, выявления и пресечения совершаемых в обществе преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Об этом наглядно свидетельствовала практика борьбы с преступностью прошлого века, когда такие опасные преступления, как террористические акты, заказные убийства, коррупция, наркобизнес и др., во многих случаях раскрыть только следственным путем не всегда удавалось. Государства, которые раньше других столкнулись с организованными формами преступности, пришли к выводу, что успех борьбы с подобными преступлениями обеспечивается только совокупным использованием процессуальных средств, которые остаются основными и составляют содержание уголовного процесса, и результатов ОРД, полученных, предоставленных, проверенных и оцененных в установленном законом порядке, так как различные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) дают возможность проникать в преступную среду, получать информацию о составе преступных групп, связях и планах, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность, собирать необходимую в расследовании преступлений оперативную информацию ориентирующего характера о возможных источниках доказательств, а также добывать иные сведения, которые могли бы быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств.[2]
Поэтому замаскированным, организованным, тайно совершаемым преступлениям и лицам, их совершающим, правоохранительные органы должны были противопоставить такие меры, которые позволяли бы не только своевременно и быстро раскрывать подобные преступления, но и предотвращать их совершение. В связи с этим был сделан обоснованный вывод о том, что эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания процессуальных средств и ОРД.
Например, в Решении Европейского суда по правам человека от 06.09.1978 по делу "Класс (Klass) против Федеративной Республики Германии" по поводу ОРД отмечено, что "сейчас демократические общества оказываются под угрозой изощренных форм шпионажа и терроризма и государство должно иметь возможность эффективно противодействовать таким угрозам, принимать в пределах своей юрисдикции меры по проведению тайного наблюдения за подрывными элементами. Существование законодательства, дающего полномочия по осуществлению наблюдения за перепиской, почтовыми отправлениями и телефонными разговорами, является в исключительных случаях необходимым в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и / или для предотвращения беспорядков или преступлений".
Легализация ОРД потребовалась также потому, что многим юристам в своей практической работе приходилось постоянно сталкиваться с результатами этой деятельности, в частности: следователям - при производстве предварительного расследования уголовных дел, возбужденных по результатам ОРД либо по которым уголовно-процессуальные доказательства сформированы на базе этих результатов; прокурорам - при осуществлении надзора как за предварительным расследованием таких уголовных дел, так и за ОРД; судьям - при рассмотрении подобных уголовных дел в судах или жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД. Поэтому без глубокого знания законодательства в области ОРД и общего представления о ней почитающий свою профессию юрист, в какой бы области он ни работал, считать себя высококвалифицированным специалистом не может. Таким образом, знание основ ОРД является одним из условий успешной профессиональной деятельности широкого круга специалистов в области юриспруденции. [3]
Исторически ОРД осуществлялась в целях успешной борьбы с преступностью специально уполномоченными государственными органами. Основным ее назначением являлась эффективная защита с помощью оперативно-розыскных мер охраняемых законом интересов государства, собственности и прав граждан. Продолжительное время в ведомственных нормативных актах и специальной литературе для обозначения данной деятельности употреблялись разнообразные термины: «негласное расследование», «уголовно-розыскная работа», «уголовный сыск», «оперативная работа». Термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и издания УПК РСФСР. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Такое указание в законе позволило впервые не только обозначить государственную необходимость в ОРД и легализовать эту деятельность, но и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, что и послужило исходным положением для определения ее понятия и сущности.