ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1138
Скачиваний: 10
Принято говорить о пассивной и активной политике на рынке труда. Первая представляет собой совокупность мероприятий, проводимых уполномоченными на то государственными учреждениями и направленными на сглаживание последствий безработицы. Сюда относятся регистрация безработных, определение и выплата пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки потерявшим работу и их семьям и т. д.
Организация материальной помощи в рамках пассивной политики может осуществляться двумя способами: во-первых, через создание систем социального страхования для поддержки тех, кто был вынужден прекратить работу в связи со структурными изменениями или спадом производства (структурная и циклическая безработица); во-вторых, посредством системы вспомоществования, под которой понимается обеспечение прожиточного минимума незанятым в общественном производстве, испытывающим трудности в устройстве на работу, лицам, относящимся к категории длительных безработных. Критерием предоставления помощи является крайне низкий уровень удовлетворения потребностей, отсутствие источников существования. Отличительной особенностью вспомоществования является его финансирование за счет средств государственного бюджета, полученных через налоговую систему.
Изучения опыта развитых рыночных государств в области организации выплат пособий по безработице показывает, что более чем в 80% стран эта помощь осуществляется путем систем страхования по безработице. Основными условиями для получения пособия во многих государствах являются способность к трудовой деятельности; готовность согласиться на предлагаемое место работы; вынужденный характер безработицы; активный поиск работы; наличие стажа работы; отсутствие других источников доходов. Что касается непосредственно МОТ, то в ее рекомендациях оговаривается, что пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей.
Фонды страхования по безработице могут образовываться как за счет взносов предприятий (из фонда оплаты труда), так и самих работников (из заработной платы), причем соотношение этих частей в разных государствах может существенно отличаться друг от друга. В некоторых странах фонд занятости формируется только за счет взносов предприятий (США, Швеция). Иногда активное участие в формировании фондов принимает само государство: например в Швеции величина расходов правительства на страхование по безработице составляет около 40%, во Франции – 35 %.
Что касается количественного размера пособия, то обычно он устанавливается в фиксированной величине (Бельгия, Великобритания), либо пропорционально предыдущему заработку (США, Япония). В основе фиксированных систем лежит положение о равенстве всех перед безработицей. В результате для лиц, обладавших более высокими доходами, падение уровня благосостояния становится весьма ощутимым, и стимулирует активный поиск нового места работы. Пропорциональные системы учитывают предыдущий доход, не очень существенно влияют на снижение уровня потребления, а потому снижают мотивы поиска нового места занятости.
Если говорить о системе социального вспомоществования, то она представлена в целом ряде государств рядом социальных льгот, в частности жилищными субсидиями, пособиями на детей и т. п.
Активная политика занятости представляет собой совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется скорейшее возвращение безработных к целенаправленной деятельности, повышение мобильности трудовых ресурсов и конкурентоспособности за рабочие места.
Приоритетное направление активной политики – повышение эффективности системы трудоустройства. Основной принцип, которым руководствуются службы занятости – индивидуальный подход к обращающимся гражданам, стремление уменьшить период поиска новой работы. Услуги по трудоустройству включают целый комплекс мероприятий: информация о наличие вакансий, возможность выбора форм и видов занятости, консультирование граждан, помощь в повышении территориальной мобильности. Интересен тот факт, что во многих странах отменена монополия государственной службы занятости, что находится в соответствии с 96 Конвенцией МОТ. Наиболее последовательно сеть частных бюро развивается в Австрии, где частные службы уравнены с государственными, а безработный имеет право выбора агентства.
Следующее направление активной политики – организация профессиональной подготовки и переподготовки. Опыт развитых государств показывает, что во всех странах разрабатываются разнообразные программы подготовки и переподготовки для безработных и лиц, подверженных риску потерять работу. В этой связи интересна модульная система обучения, которая была предложена МОТ и получила распространение в Европе. В ее основе лежит модуль (учебная программа), которая содержит строго установленный объем знаний и навыков, необходимых для выполнения производственного задания. Среди важнейших преимуществ модульной системы выделяют гибкость, адаптивность, универсальность, эффективность, ориентацию на конечный результат.
В последнее время все больше внимания стало уделяться проблемам создания самостоятельной занятости, развитию предпринимательской деятельности среди безработных и поддержке малого бизнеса. По определению МОТ, к категории самостоятельно занятых относят работающих самостоятельно, не по найму трудящихся и предпринимателей (работающие собственники неакционерных предприятий), которые создают рабочие места для себя и других, в том числе для постоянных и временных рабочих и служащих, неоплачиваемых трудящихся семейных предприятий и лиц, проходящих индивидуальное производственное обучение на предприятии. Опыт развитых государств показывает, что в основном программы поддержки самостоятельной занятости- охватывают небольшую долю активной части безработных, преимущественно мужчин среднего возраста с образованием выше среднего и имеющих профессиональную и техническую подготовку.
Помимо перечисленных выше активных мер регулирования рынка труда, к этой категории следует относить и организацию общественных работ. Программы по их организации предоставляют безработным общедоступные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. В основном они ориентированы на следующие группы работ: посадка леса; строительство и обслуживание каналов и порто; экологическое оздоровление; уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и т. д. Следует отметить, что сфера применение общественных работ постоянно расширяется и это связано не только с необходимостью выполнения определенного рода «непривлекательных» работ, сколько с улучшением положения маргинальных слоев населения и обеспечением им психологической поддержки.
1.2. Инфляция: причины, сущность.
Антиинфляционная политика
Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке во время Гражданской войны 1861– 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В современной науке под этой категорией понимают дисбаланс спроса и предложения, который проявляется в росте цен. Кейнсианцы объясняли инфляцию чрезмерным спросом при полной занятости; неоклассики – ростом издержек производства.
Для количественной оценки инфляционных процессов применяют показатели инфляции. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен измеряется при помощи индекса цен, под которым понимают отношение стоимости определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100%.
Индекс цен = стоимость рыночной корзины в данном периоде/
стоимость аналогичной рыночной корзины в базовом периоде *100%
Для лучшего понимания расчета индекса цен целесообразно рассмотреть следующий пример.
Таблица 15.1
Расчет индекса цен
Показатель |
Количество товара в рыночной корзине
|
Цены первого года
|
Цены второго года
|
Бананы |
1
|
3
|
2
|
Картофель |
4
|
3
|
4
|
Стоимость рыночной корзины |
|
15=3*1+4*3
|
18=2*1+4*4
|
Индекс цен (базовый год – первый) |
|
100
|
120=18/15*100
|
Измерение инфляции может осуществляться при помощи темпа инфляции, который показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем периоде по отношению к предшествующему.
Темп инфляции = (индекс цен отчетного периода – индекс цен базового периода)/ индекс цен базового периода.
Для измерения инфляции могут применяться и другие индексы: потребительских цен, оптовых цен производителя и дефлятор ВНП. Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, которые потребляются населением.
В нашем государстве индекс потребительских цен рассчитывают по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Этот процесс осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной программе. При этом используются индексы средних цен на потребительские товары и услуги и фактически сложившаяся а прошлом структура потребительских расходов населения. Расчет сводного индекса потребительских цен (Jр) производится по формуле Ласпейреса:
Индекс оптовых цен производителя отражает изменения цен товаров, которые закупаются на оптовых рынках. Дефлятор ВНП – это коэффициент перерасчета, который представляет взвешенное среднее значение цен всех конечных товаров и услуг и равен частному от деления номинального ВНП на реальный ВНП.
В республике Беларусь дефлирование осуществляется через индексы цен (потребительских, оптовых, цен экспорта и импорта) и структуру производства. При разработке программы неотложных мер по выходу экономики нашего государства из кризиса для расчета ВВП и инфляции использовалась методика МВФ, суть которой в следующем. Прежде всего определяется реальный \ ВВП. Все отрасли делятся на две группы: сельское хозяйство и несельскохозяйственные отрасли. Определяются темпы изменения объема производства по сельскому хозяйству и прочим отраслям по кварталам. В республике Беларусь соотношение двух указанных компонентов таково: 20% – удельный вес сельскохозяйственной продукции и 80% – прочие отрасли. По данному соотношению и темпам изменения объема производства по кварталам находят годовые темпы изменения объема производства. После этого осуществляется расчет реального ВВП на прогнозируемый период как произведение объема ВВП в базовом периоде и темпа изменения объема ВВП в прогнозируемом периоде по сравнению с базовым. Затем рассчитывается номинальный ВВП как произведение объема ВВП базового периода на индекс цен ВВП и на темп изменения объема ВВП в прогнозируемом периоде по сравнению с базовым.
Причины инфляции. Все многообразие причин указанного феномена может быть сведено в два больших блока: внешние и внутренние. Первые включают в качестве элементов два компонента: интернационализация хозяйственных связей (например, перенос инфляции через мировую торговлю) и падение курса национальной валюты (в этом случае растут цен на импорт, а обмен иностранной валюты на национальную требует дополнительной денежной эмиссии).
Внутренние причины включают три вида монополий: государственную, профсоюзную, которая задает размер и продолжительность заработной платы, и крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Анализ государственной монополии предполагает учет следующих четырех моментов. Во-первых, неправильная денежно-кредитная политика центрального банка, в результате которой в обращение выбрасывается не обеспеченная товарами масса денег, провоцирует рост уровня цен в государстве. Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако, темпы ее определяются способами его финансирования. Если дефицит покрывается за счет денежной эмиссии, то темп инфляции будет велик. При регулярных займах правительства в центральном банке рост цен неизбежен, но он будет протекать медленнее, то есть кредитная эмиссия все равно провоцирует инфляцию. В-третьих, чрезмерные расходы на военные цели. Милитаризация экономики способствует возникновению трех инфляционных эффектов. Первый заключается в том, что чрезмерные военные расходы могут спровоцировать дефицит государственного бюджета и таким образом вызвать инфляцию. Второй состоит в том, что ВПК вызывает неоптимальность распределения ресурсов и товарный дефицит, который проявляется в росте цен на определенную группу товаров и услуг. Третий заключается в том, что занятые в военном секторе выступают на потребительском рынке как потребители, однако ничего не производят на этот рынок. И, наконец, четвертый компонент государственной монополии, провоцирующий развитие инфляционной спирали, это чрезмерные расходы на социальные цели, которые вызывают дефицит бюджета государства, а затем уже рост цен как следствие необходимости его покрытия.
Виды инфляции. В основу классификации инфляции могут быть положены разнообразные основания. С позиции темпа роста цен выделяют умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренная представляет собой ситуацию, при которой темпы прироста цен не превышают 10% в год, стоимость денег сохраняется и отсутствует риск заключения контрактов в номинальных ценах. Эта инфляция рассматривается как определенное благо для экономического развития, так как стимулирует производителей наращивать объемы выпуска. Галопирующая имеет место в том случае, если темпы прироста цен колеблются от 10 до 200% в год, что создает серьезные трудности для экономики. В этих условиях контракты привязываются к росту цен или иностранной валюте, деньги ускоренно материализуются в товары. Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом цен. Формальный критерий гиперинфляции был введен американским экономистом Филиппом Кэганом, который предложил считать ее началом месяц, в котором рост цен впервые превышает 50%, а концом – месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой критической отметки и не достигает ее по крайней мере в течение года. Что же касается практического момента, то истории известно, что наиболее высокий уровень гиперинфляции достигался в Венгрии после окончания Второй мировой войны в 1945– 1946 гг., когда уровень цен за год возрос в 3,8*1 027 раз.
По степени расхождения цен по разным товарным группам выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию. В первом случае умеренный рост цен одновременно распространяется на большинство товаров и услуг; во втором – рост цен на отдельные блага происходит различными темпами.
По степени предсказуемости говорят об ожидаемой инфляции, которая предсказывается и прогнозируется заранее, и неожидаемой, атрибутом которой является внезапный скачок цен.
По характеру протекания выделяют открытую и скрытую инфляцию. В первом случае имеет место продолжительный рост уровня цен в условиях свободных, подвижных, рыночных цен. Во втором случае имеем место усиление товарного дефицита в результате действия государственной монополии на ценообразование.
В зависимости от объекта исследования выделяют инфляции национальную, локализованную в пределах конкретного государства; региональную, существующую на определенной территории; и мировую, свойственную всему сообществу.
По характеру инфляционных импульсов, рассматриваемых применительно к конкретному государству, инфляция может быть экспортируемой или импортируемой.
Типы инфляции. В экономической литературе принято выделять два типа инфляции: спроса и предложения. Инфляция спроса имеет место в случае роста спроса при полной загрузке производственных мощностей, когда в краткосрочном периоде времени невозможно увеличить объем производства. Этот избыточный спрос приводит к росту цен при производственном потенциале. Графически развитие таких процессов интерпритируется как сдвиг кривой совокупного спроса вверх, тогда как кривая совокупного предложения на краткосрочных интервалах остается в фиксированном положении или сдвигается вверх, не опережая кривую совокупного спроса. Какой бы ни была причина указанного сдвига, реакция является однозначной: на краткосрочных временных интервалах происходит перемещение экономической системы вдоль кривой совокупного предложения вправо – вверх до тех пор, пока не установится некое новое равновесие на краткосрочном временном интервале. В рассматриваемом процессе реальный объем производства расширяется, уровень цен на конечные товары повышается, безработица уменьшается. С некоторым отставанием ожидаемый уровень цен привлекаемых факторов производства начинает догонять рост цен на конечные товары. В результате кривая совокупного предложения на краткосрочных временных интервалах будет перемещаться вверх. Если кривая совокупного спроса останется при этом в состоянии покоя в своем новом положении, то экономическая система будет перемещаться вдоль нее влево – вверх, вплоть до установления нового равновесия на долгосрочном временном интервале, при этом реальный объем производства возвращается к своему естественному уровню.