Файл: УМП_Пробл. макроэк.нестаб. Бондарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1140

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Кого принято считать безработным?

2. Каковы основные причины безработицы?

3. Назовите основные виды безработицы?

4. Сформулируйте закон Оукена?

5. Как рассчитывается уровень безработицы?

6. Каковы основные виды инфляции?

7. Что представляет собой гиперинфляция?

8. Что такое стагфляция?

9. Какое влияние оказывают на инфляцию «шоки» предложения?

10. Каковы последствия ожидаемой и неожидаемой инфляции?

11. Какие показатели отражают уровень и темп инфляции?



3. ТЕСТЫ


1. Соотнесите основные причины и виды безработицы:

Виды: А. Цикличная безработица. Б. Структурная безработица. В. Сезонная безработица. Г. Фрикционная безработица.

Причины: а) спад производства; б) сезонный характер производственного цикла; в) поиски работы в связи с окончанием школы, вуза, желанием поменять место работы и т. п.; г) сокращение спроса на рабочую силу определенных специальностей и в определенных отраслях.

2. Понятие «полная занятость» предполагает:

а) существование фрикционной безработицы;

б) существование фрикционной и цикличной безработицы;

в) наличие фрикционной и структурной безработицы.

3. В понятие «рабочая сила» принято включать:

а) всех безработных;

б) всех безработных и работающих;

в) все трудоспособное население страны;

г) только занятых.

4. К занятым относятся:

а) все трудовое население страны;

б) все работающие и безработные;

в) только те, кто имеет работу в данное время.

5. Естественный уровень безработицы:

а) предполагает существование скрытой безработицы;

б) означает полную занятость трудовых ресурсов;

в) не может быть уменьшен в долгосрочном периоде под влиянием макрорегулирования;

г) составляет около 6–7% рабочей силы страны;

д) включает циклическую безработицу;

е) включает фрикционную и структурную безработицу.

6. Определите, какие категории населения относятся к занятым и безработным:

а) студент дневного отделения института;

б) студент-заочник, который работает по специальности;

в) демобилизованный, который ищет работу;

г) абитуриент, который готовится поступать в институт;

д) домохозяйка; е) приходящая прислуга; ж) декан института; з) преподаватель.

7. Определите, какие категории населения не включаются в состав рабочей силы:

а) занятые в промышленности и сельском хозяйстве;

б) занятые неполный рабочий день в сфере услуг;

в) граждане, которые ищут место работы после окончания школы или института;

г) человек, который потерял работу в результате структурного кризиса и учится на курсах повышения квалификации;

д) человек, который является безработным несколько лет и прекратил поиски работы; е) студент дневного отделения вуза;

ж) домохозяйка;

з) работник, уволившийся на пенсию;

и) выпускник школы, который получил наследство и не ищет работу;

к) работник, сокращенный в период экономического кризиса.

8. Главными последствиями безработицы является:


а) перераспределение доходов общества;

б) экономические кризисы;

в) становление потенциального ВВП от фактического;

г) возрастание преступности, числа разводов, болезней и др. социальных проблем;

д) усиление дискриминации по половому и расовому признакам.

9. Инфляция:

а) представляет собой повышение цен товаров;

б) проявляется в повышении общего уровня цен в экономике;

в) измеряется с помощью индексов цен;

г) может порождать сама себя.

10. Негативные последствия инфляции не являются значительными, если:

а) инфляция умеренная;

б) инфляция галопирующая;

в) инфляция неожиданная;

г) в стране наблюдается инфляция;

д) инфляция ожидаемая.

11. Распределите в два столбика категории населения, которые выигрывают и проигрывают от неожиданной инфляции. А. Проигрывает. Б. Выигрывают.

Категории населения: а) кредиторы; б) кредитуемые; в) работники; г) предприниматели; д) рабочие; е) банки; ж) лица, купившие товары в кредит в прошлые периоды.

12. Если инфляция превышает 100–200% в год, то:

а) это галопирующая инфляция;

б) это суперинфляция;

в) это гиперинфляция;

г) это неожиданная инфляция.

13. Если инфляция превышает 40–50% в месяц, то:

а) это галопирующая инфляция;

б) это суперинфляция;

в) это гиперинфляция;

г) это неожиданная инфляция.

14. Инфляция спроса:

а) может быть вызвана «шоками» предложения;

б) может порождаться выпуском дополнительных денег в обращении;

в) может порождаться стимулирующей фискальной политикой, если предложение находится на восходящем отрезке;

г) может порождаться стимулирующей фискальной политикой, если она проводится в условиях полной занятости ресурсов;

д) может порождаться политикой дешевых денег;

е) может быть результатом чрезмерного расширения инвестиционного спроса.

15. Стагфляция:

а) предполагает инфляцию издержек;

б) означает сочетание инфляции и безработицы;

в) иллюстрируется смещением кривой АS вправо;

г) иллюстрируется смещением кривой АD влево;

д) иллюстрируется смещением кривой АS влево.

16. Кривая Филлипса:

а) отражает зависимость между зарплатой и уровнем безработицы;

б) отражает зависимость между темпами инфляции и безработицы;

в) отражает зависимость между уровнем инфляции и темпами безработицы;

г) отражает зависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы;

д) отражает зависимость между уровнями инфляции и безработицы. Ответ поясните.

17. Инфляция издержек может быть вызвана:

а) повышением заработной платы;

б) только таким повышением зарплаты, которое обгоняет рост производительности труда;

в) повышением цен ресурсов;

г) только таким повышением цен ресурсов, которое является резким, неожиданным и общим;

д) энергетическим кризисом.

18. Особенности кривой Филлипса в 70-е годы были:

а) одновременный рост безработицы и инфляции;

б) одновременное падение инфляции и безработицы;

в) отсутствие связи между безработицей и инфляцией.


19. Особенностями кривой Филлипса в 80-е годы были:

а) одновременный рост безработицы и инфляции;

б) одновременное падение инфляции и безработицы;

в) отсутствие связи между безработицей и инфляцией.

20. Соотнесите школы и их взгляды на кривую Филлипса.

Школы: А. Кейнсианство. Б. Теория рациональных ожиданий, а) кривая Филлипса отражает обратную зависимость между безработицей и инфляцией;

б) кривая Филлипса в традиционном виде характерна только для краткосрочного периода;

в) кривая Филлипса превращается в вертикальную прямую в долгосрочном периоде;

г) в долгосрочном периоде всем возможным уровнем инфляции соответствует естественный уровень безработицы.

4. ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ


1. На основе данных таблицы рассчитайте количество занятых, безработных, рабочую силу страны в 1999 году.


Категория населения

Количество

(тыс. чел.)

1. Занятые в материальном производстве.

2. Занятые в сфере услуг.

3. Уволенные по собственному желанию, и еще не нашедшие новую работу.

4. Выпускники школ, которые еще не нашли работу.

5. Безработные, которые прекратили поиски работы.

6. Домохозяйки.

7. Работники, уволенные по сокращению штатов, и зарегистрированные на бирже труда.

8. Работники, уволенные на пенсию.

9. Выпускники вузов, распределенные по отраслям народного хозяйства в соответствии со специальностью и приступившие к работе.

10. Выпускники школ, поступившие на дневное отделение вузов.

11. Работники, уволенные из-за спада в производстве.

5000

3000

500


100

100

100


100

100



300


300

200

2. По данным предприятий задачи рассчитайте уровень безработицы в стране. Оцените ситуацию в стране. Представляет ли безработица серьезную экономическую проблему? Почему?

3. Занятия в стране составляли 8300, безработные 1700. Рассчитайте уровень безработицы. Представляет ли безработица в данной стране серьезную экономическую проблему? Почему?

4. В результате стимулирующей фискальной политики уровень безработицы в стране снижается. 700 безработных получили работу, 300 прекратили поиски работы по разным причинам. Одновременно с этим появились 100 фрикционно безработных и 100 потерявших работу из-за структурной перестройки экономики. Сравните уровень безработицы в предыдущем и текущем периоде учитывая данные задачи 3. Превышает ли текущий уровень безработицы естественный уровень? Наблюдается ли в стране полная занятость? Нужно ли продолжать стимулировать спрос?

5. На основе данных предыдущих задач (№ 3, № 4) определите какой объем производства недопроизведен в стране из-за безработицы, если естественный уровень безработицы 6%, естественный уровень производства – 500 млрд. долларов.

6. ВВП в 2000 году составил 75% от уровня 1990 года. Предполагается, что в 1990 году наблюдалась полная занятость. Официальный уровень безработицы в стране составил 2,8%. Каков реальный уровень безработицы в 2000 году, если естественный уровень составляет 5%?


7. На основании данных предыдущей задачи определите уровень скрытой безработицы. В чем ее особенности?

8. Фактический ВВП составил 85% от потенциального. Чему равен общий уровень безработицы в стране, если естественный уровень безработицы составляет 5% безработных?

9. Номинальный ВВП составляет 1000 млрд. долл., а реальный 1100 млрд. долл. Рассчитайте дефлятор ВВП.

10. Потенциальный уровень ЧНП = 20000 долларов. Ожидаемые потребительские расходы С = 2000 + 0,8У, инвестиции – 1000, госзакупки 2000 долларов. Рассчитайте равновесный ЧНП и определите, наблюдается ли в стране инфляция или безработица.

11. Номинальный ВВП = 650 млрд. долларов, естественный уровень безработицы 5%, фактический – 13%. Какой объем продукции в выражении недопроизведен в стране?

12. Используя данные таблицы рассчитайте индекс цен 2000 года, если базовым считается 1990 год.

Наименование

Количество

Цена (долл.)


х

у

z


5

24

100

1990

2000

10

0,5

7

15

1,0

6

13. Номинальный ВВП 1929 года составил 100 млрд. долл., в 1933 году – 70 млрд., 1939 год – 92 млрд.

Определите: а) индекс цен каждого из трех лет; б) темп инфляции с 1929 по 1933 и с 1933 по 1939.

14.Попытайтесь решить приведенные ниже задачи, используя иформацию из таблицы «Номинальный и реальный ВВП»:

Номинальный и реальный ВВП


Номинальный и реальный ВВП

Год 3 $ 5000 125

Год 4 $ 6600 150


  1. Каков реальный ВВП в году 3? _____

  2. Каков реальный ВВП в году 4? _____

  3. Каков реальный темп экономического роста между годом 3 и годом 4? ____

  1. При всех моих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры».

Одним из исправлений государственного вмешательства в экономику является налоговая политика.

Вопрос. Какую политику должно проводить государство в области налогов налогов, чтобы уменьшить цены (снизить инфляцию) и увеличить число занятых.

  1. Упражнение. В экономической теории существует правило «величина 70», которое помогает определить, через сколько лет произойдет удвоение уровня цен в стране при данном ежегодном темпе увеличения цен.

Но почему это правило 70, а не правило 100. Ведь удвоение означает рост цен на 100%, а не на 70%.

  1. Как отличить инфляцию от гиперинфляции? Где эта грань? Егору Гайдару приписывают забавный способ отличия этих двух понятий:

Допустим, вы в условиях все нарастающих темпов инфляции, получили в виде зарплаты большую корзину с деньгами. По дороге домой Вы зашли в телефон-автомат позвонить знакомой девушке, а корзину с деньгами оставили на асфальте, рядом с телефоном-автоматом.

Если после разговора с девушкой, выйдя из кабины, Вы обнаружили пустую корзину, то это еще инфляция. А если на асфальте валяется вся Ваша куча денег, а украли корзину, то это гиперинфляция».


Дайте научный комментарий этого анализа с точки зрения экономической теории.

  1. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек наблюдается повышение общего уровня цен в стране.

Существует ли какой-либо способ разграничения этих двух разновидностей инфляции?

  1. Что чему предшествует при развертывании инфляционных процессов:

1). Рост денежной массы предшествует росту цен.

2). Рост цен – росту денежной массы.

20. Известный французский экономист А. Столярю в своей книге «Равновесие и экономический рост «пишет»: «Как часто говорят, инфляция – это прежде всего «вера в инфляцию».

Согласны ли Вы с такой трактовкой инфляции?

21. Скольжение вдоль кривой Филипс означает альтернативный выбор между инфляцией и безработицей. А возможно ли при помощи этой кривой показать одновременный рост цен и безработицы?

Как называется такая ситуация в экономике?

22. Что является зеркальным «отражением» кривой Филипса, если в качестве оси симметрии используется вертикальная линия.

23. Всемирно известный американский футуролог О. Тоффлер, автор книги «Экоспазм» отмечал: «если психика неустойчива, то инфляция делает ее еще более неустойчиво. Какие основания имелись у Тоффлера для таких утверждений? Действительно ли инфляция воздействует на психику людей?

24. Многие экономисты считают, что современная рыночная экономика в принципе инфляционна. Связано это с тремя видами монополизма:

– монополия государства на эмиссию денег;

монополизм профсоюзов в области установления ставок зарплаты;

монополизм фирм в области ценообразования.

Возможна ли ликвидация трех видов монополизма для успешной борьбы с инфляцией?

5. МОДЕЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ


5.1. Основные термины и понятия по теме «Инфляция»


а) Кривая Филлипса

1. Нормы инфляции

б) Стагфляция

2. Повышение уровня цен

в) Стагнация

3. Рост индекса цен

г) Гиперинфляция

4. Инфляция, сопровождаемая стагнацией производства и высоким высоким уровнем безработицы

д) Инфляция избыточного спроса

5. Кривая, показывающая связь между уровнем безработицы и годовым темпом роста цен

е) Инфляция издержек производства

6. Резкое изменение уровня цен на определенные группы товаров, которое сдвигает кривую совокупного предложения влево и способствует одновременному повышению уровня инфляции и безработицы

ж) Шоки предложения

7. Спад экономической активности

з) Дефлятор ВНП

8. Рост цен 50% в недели

и) Инфляция

9. Инфляция, вызываемая увеличением совокупного спроса

к) Темп инфляции

10. Инфляция, вызываемая сокращением совокупного предложения в результате повышения зарплаты и цен на сырье

л) Уровень инфляции

11. Индекс цен для данного года


Используя данные право колонки, дайте правильное толкование понятий и показателей, приведению в левой колонке.