Файл: Теоретические аспекты предпринимательской деятельности и особенности управления бизнес-процессами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической литературе выделяют следующие основные типы управления:

1) управление действиями (поведением);

2) управление через взаимный контроль;

3) управление по результатам.

Управление поведением предполагает наблюдение за действиями работников во время их работы. Этот тип управления целесообразно применять тогда, когда есть возможность выявлять зависимость между причиной и последствиями контролируемого процесса. В этом случае менеджеры должны осуществлять корректирующие меры, для того чтобы на выходе процесса получить ожидаемый результат.

Управление на основе взаимного контроля можно осуществлять, используя личностный (кадровый) и культурный типа контроля. С личностном типе контроля применяют механизмы, которые позволяют работникам качественно выполнять работу, используя их естественное желание контролировать собственное поведение. Контроль такого типа предусматривает, что работники имеют необходимые знания, квалификацию и опыт и обладают соответствующими ресурсами для качественного выполнения работ. Управленческий контроль в этом случае должен обеспечить эффективный поиск работников, которые способны выполнять определенную работу, отбор и размещение персонала, подготовку и проектирования работ, в частности установление общего порядка выполнения задач, значение ожидаемых результатов. Культурный (социальный, плановый) тип управления основывается на использовании набора ценностей, социальных норм и убеждений, которые влияют на деятельность работников. Формирование у каждого члена коллектива предприятия чувство солидарности с другими работниками и привлечения к процессу достижения общей цели способствует улучшению результатов его работы. Управленческий контроль при таком типе управления осуществляет практически каждый работник за всеми остальными.

Управление по результатам основывается на сборе и передаче информации о результатах выполненной работы.

Для формирования системы управленческого контроля по результатам необходимо:

  1. определить те результаты, при которых минимизируется нежелательное поведение работников;
  2. установить значения целевых показателей деятельности;
  3. определить порядок оценки выполнения заданий;
  4. разработать систему мотивации за полученные результаты.

Осуществление контроля на основании оценки полученных результатов требует четкого формирования плановых заданий, которые нужно выразить в числовой форме (например, повысить уровень отдачи на вложенный капитал на 5%). За выполнение плановых заданий должна быть предусмотрена эффективная система стимулирования. Необходимо также, чтобы показатели стимулирования за достижение результатов были точными, объективными и понятными для работников.


Для того чтобы плановые показатели мотивировали персонал к улучшению деятельности, нужно, чтобы работники могли влиять на процессы достижения результатов своей работы, то есть необходимо соблюдать принцип контролируемости. По этому поводу стоит отметить, что любой процесс или деятельность находятся под контролем, если определенная цель управления, результаты процесса (предпринимательской деятельности) можно измерить, используя определенные показатели, существует модель процесса (деятельности), на основе которой можно предусмотреть порядок прохождения процесса и выявить причины, препятствуют получению ожидаемого результата.

Выводы по 1 главе

1) Суть и значение предпринимательства заключается в том, что они являются ведущим сектором рыночной экономики, основой мелкотоварного производства.

2) Предприниматели определяют темпы экономического развития, осуществляют структурную перестройку экономики, обеспечивают быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора; обеспечивают насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, дополнительными рабочими местами.

3) Предпринимательские единицы имеют высокую мобильность, рациональные формы управления. Посредством малых предприятий формируется новый слой предпринимателей-собственников, что способствует ослаблению монополизма и развития конкуренции.

4) Бизнес-процесс – это соответствующий процесс (деятельность), на который предприниматель готов тратить материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и другие ресурсы и имеет убедительные расчеты, что этот процесс (деятельность) принесет ему в будущем ожидаемые доходы и надлежащий прибыль за проданную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

5) Бизнес-процесс появляется не на пустом месте, а на технологическом процессе, естественно существует в любом предприятии и в любой сфере деятельности.

6) Задача управленца (индивидуального предпринимателя) подсчитать по каждому технологическому (или по какому-либо другому управляемому) процессу затраты и на сколько такой процесс выгоден с точки зрения затрат.

7) В системе управления бизнес-процессами следует изыскивать возможность упростить или объединить определенные процессы с целью минимизации затрат и повышения конкурентоспособности предпринимательской единицы на внутреннем или внешних рынках. Для этого предприниматели должны принимать оперативные управленческие решения.


8) Использование системного подхода к организации контроля бизнес-процессов должно осуществляться с учетом особенностей производственных и управленческих процессов и с применением таких механизмов и рычагов, которые обеспечивают максимальное направления усилий трудового коллектива и отдельных работников на достижение целевых задач, повышение результативности и эффективности предпринимательской деятельности.

Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности ИП (на примере ООО «Ария» г. Москва)

2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Ария»

Ни для кого не секрет, что в любом деле главное – профессионализм. От того, насколько опытным и грамотным является специалист в конкретной отрасли, во многом зависит успех того или иного предприятия. Не является исключением и сфера оптовой продажи строительного материала.

Рыночная экономика и, как следствие, развитие рынка строительства обусловило возникновение посредников, которые владели бы максимальным объемом информации о предложении и спросе на указанном рынке.

Организация ООО «Ария» специализируется на оптовой продаже строительных материалов (кирпича, щебня, цемента, песка, бетон). Организация находится по адресу: 109428, г. Москва, проспект Рязанский д.10, ст.2, пом.2. Данное помещение арендуется. Не имеет филиалов. В организации работают жители Москвы и Московской области. Руководящий состав имеет высшее экономическое и юридическое образование. Режим работы пятидневный для офисных сотрудников (9:00-18:00).

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли, определяемой настоящим Уставом.

Основные направления деятельности общества:

- оптовая, розничная и комиссионная торговля;

- посредническая деятельность;

- осуществление всего комплекса работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом зданий, сооружений, дорог;

- услуги по сдаче в аренду производственных и жилых помещений, материальных средств и иного имущества;

- транспортные услуги (грузовые и пассажирские перевозки);


- производство и реализация строительных товаров, пиломатериалов, леса и мебели;

- осуществление иной деятельности, направленной на достижении целей общества и не запрещенной действующим законодательством.

Структура управления ООО «Ария» показана на рис. 1.

Рисунок 2. Структура управления ООО «Ария»

Руководителем данной организации является Генеральный директор. На предприятии имеются заместитель руководителя, заместитель руководителя по внутреннему контролю и координации, главный инженер, директор по развитию, бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров – как главные звенья организационной структуры и служба снабжения, и склад, административно-хозяйственный персонал, линейный персонал и производственно-технический отдел – как подчиненные элементы организационной структуры ООО «Ария». В компании используется линейно-функциональная структура управления.

Каждое подразделение работает в соответствии с утвержденными положениями и должностными инструкциями на каждого работника.

Линейная структура управления ООО «Ария» представлена иерархической структурой руководителей различных уровней (главный бухгалтер, начальник отдела), принимающих решение единолично и выполняют единоличное управление низшего уровня руководителями. А каждый из низшего уровня руководителей имеет только одного непосредственного руководителя, стоит на уровень выше. В такой структуре соответствующим образом строится и система мотивации работников, при этом конечный результат, как говорится, отходит на второй план.

Линейная структура управления имеет определенные преимущества:

– четкая система единоначалия – единоличное принятие решений и управление, управление всей совокупностью процессов;

– четкая система иерархических связей;

– четко выраженная ответственность;

– быстрая реакция исполнительных подразделений на задание руководства;

– слаженность действий исполнителей.

Недостатки линейной структуры управления:

– отсутствие подразделения по стратегическому планированию и развитию;

– перегрузка руководителей верхних уровней;

– тенденции к затягиванию и перекладывание ответственности;

– малая гибкость и приспособления к изменению ситуации;

– критерии эффективности подразделений не связаны с результатами работы предприятия в целом;

– высокая зависимость результатов работы предприятия от квалификации и личных и деловых качеств высшего руководства.


Планированием деятельности ООО «Ария» занимается бухгалтерия и директор по развитию. Это сложный комплекс экономических расчетов и обоснований, последствием которых является полная информация о количественных и качественных показателях производства, сроках поставок заказчикам, необходимых ресурсах, их стоимости, финансовых источниках и т.д.

Кадровое обеспечение – одно из ключевых направлений создания условий для эффективной деятельности ООО «Ария». Оно охватывает мероприятия по профессиональному подбору, расстановке кадров, производственной и социальной адаптации, профессиональному обучению и повышению квалификации, обучению безопасным методам труда, созданию и поддержанию в трудовых коллективах благоприятного социально-психологического климата. Эти функции выполняет отдел кадров.

Организация системы менеджмента внутри предприятия – это постоянный процесс совершенствования внутренних взаимосвязей и процессов. В современных условиях только начат этап изобретение новых моделей организационных структур, а точнее усовершенствования и универсализация уже существующих, которые смогут динамично и автономно реагировать на изменения во внешней среде.

Оптимальной для ООО «Ария» будет такая организационная структура, которая позволит предприятию динамично реагировать на изменения или колебания во внешней среде и эффективно взаимодействовать с ним. А также эффективно и продуктивно распределять усилия персонала, удовлетворяя потребности клиентов и рынка в общем.

2.2. Анализ организации контроля в управлении бизнес-процессами ООО «Ария»

Бизнес-процесс является комплексом видов деятельности, которые определяются точками «входа» и «выхода» и используют организационные ресурсы с целью создания ценности услуг для потребителя. Графически отображение эталонных бизнес-процессов ООО «Ария» представлены на рисунке 2.

ООО «Ария»

Ресурсы

Потребители услуг

Бизнес-процессы управления

основные бизнес-процессы

Б-п n

Б-п …

Б-п 1

Вспомогательные бизнес-процессы

Рисунок 2. Графическое отображение эталонных бизнес-процессов ООО «Ария»

Многогранность процессов выделяется в управленческие процессы в отдельную группу, которая сочетает административные процессы и процессы развития. Выделение в отдельную группу бизнес-процессов управления является целесообразным, потому что они способствуют результативной реализации выбранной конкурентной стратегии продвижения предприятия. Поэтому разделение бизнес-процессов на основные, вспомогательные и управления считается эталонным.