Файл: Теоретические аспекты предпринимательской деятельности и особенности управления бизнес-процессами.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность предпринимательской деятельности
1.2. Особенности организации бизнес-процессов в деятельности индивидуального предпринимателя
1.3. Механизм контроля в управлении бизнес-процессами ИП
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности ИП (на примере ООО «Ария» г. Москва)
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Ария»
2.2. Анализ организации контроля в управлении бизнес-процессами ООО «Ария»
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию бизнес-процессов ООО «Ария»
Каждый бизнес-процесс ООО «Ария» осуществляет при помощи определенных ресурсов, которые стоят на входе в определенный бизнес-процесс. На выходе определенного бизнес-процесса стоит либо проект услуг, либо полученная выручка о реализации.
Схема бизнес-процесса, осуществляемого отделом продаж представлена на рисунке 3.
Вход
Спрос на строительные материалы
Обработка запроса заказчика
Поиск вариантов, подпадающих под запросы заказчика
Предоставление заказчику запрашиваемые варианты строительного материала
Поставка заказа и подписание документов о продаже
Выход
Рисунок 3. Бизнес-процесс отдела продаж
Договор – это начало сделки. В нём определяются условия сотрудничества. Договор оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи каждой стороны. ООО «Ария» использует с клиентами стандартную форму договора. Далее клиенту выставляется счет на оплату. Счёт содержит сумму к оплате, список товаров и услуг и банковские реквизиты продавца.
После оплаты клиентом на расчетный счет компании суммы договора, происходит отгрузка товара либо транспортной компании (осуществляющей доставку заказчику). При этом выписывается – товарная накладная. Накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки товаров.
Подписывается акт об оказании услуг. Подписывают исполнитель и заказчик. Акт подтверждает, что услуги оказаны или работы выполнены, а у заказчика нет претензий по их качеству.
Подписанный пакет документов о купле-продаже строительных материалов (налоговая накладная, акт оказанных услуг, товарная накладная) передается в бухгалтерию, где бухгалтер осуществляет контроль проплат от клиентов. Схема бизнес-процесса, осуществляемого бухгалтерией предприятия представлена на рисунке 4.
Выручка от реализации
Вход Выход
Контроль оплат
Документы к оплате (акты)
Банковские выписки
Отдел продаж
Рисунок 4. Бизнес-процесс бухгалтерии
Следовательно, бизнес-процессы ООО «Ария» – это система непрерывных, взаимосвязанных, соответствующим образом упорядоченных и управляемых действий (процедур, операций, выполняемых функций), которая, в свою очередь, является элементом механизма формирования добавленной стоимости (потребительской ценности) через преобразования организационных ресурсов, сосредоточенных на достижении одной комплексной цели, направленных на обеспечение производительности и эффективности организации в целом и обеспечении донесения добавленной стоимости (потребительской ценности) до целевого рынка через бизнес-модель предприятия.
Необходимо отметить, что в современных условиях хозяйствования для ООО «Ария» существуют достаточно нерешенные проблемы организации внутрихозяйственного контроля, а именно:
–несовершенство нормативно-правового обеспечения контроля;
– несоответствие теоретических и методологических основ контроля цели и задачам управления устойчивым развитием предприятия ООО «Ария» в новых социально-экономических условиях;
– формальные подходы на практике к организации контроля.
Проблемы актуальности организации контроля в условиях настоящего времени и волатильности вторичного рынка жилья обусловлены следующими факторами, а именно:
– выявление методов и способов повышения конкурентность предприятия ООО «Ария», и как следствие рост доли рынка;
– достижение высоких результатов деятельности при оптимизации уровня затрат, но соблюдения законодательно установленных норм;
– своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Совершенствование существующей контрольной функции предприятия ООО «Ария» обусловлено требованием времени. Проведение недостаточного контроля со стороны менеджеров делает невозможным достижения соответствующих целей по получению высоких и запланированных финансовых результатов.
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию бизнес-процессов ООО «Ария»
При разработке конкретной модели внутрихозяйственного контроля бизнес-процессов ООО «Ария» стоит задача построения хозяйственного механизма. Процесс создания системы внутреннего контроля можно построить следующим образом:
– проанализировать и сравнить ранее поставленные программные цели предприятия с фактическими результатами;
– разработать новую, соответствующую условиям хозяйствования, программу развития предприятия и создать комплекс плановых мероприятий, способных обеспечить ее выполнения;
– проанализировать, эффективная структура управления предприятием, определив направления ее корректировки и, установив правила взаимоотношений управленческих структур, определить их права, обязанности, предусмотреть распределение между ними штатных единиц и финансовых ресурсов, функций управления и т.д.;
– разработать методики контроля конкретных хозяйственных операций с активами и обязательствами предприятия, что позволит регламентировать взаимоотношения руководства со специалистами структурных подразделений по поводу осуществление мер контроля;
– разработать и утвердить положение об организации системы внутрихозяйственного контроля.
Без названных компонентов невозможно обеспечить четкое функционирование всех звеньев системы внутреннего контроля предприятия ООО «Ария». С другой стороны, создание эффективной системы внутреннего контроля на предприятии позволит:
- обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (соответственно с установленными целями) развитие предприятия ООО «Ария» в условиях многоплановой конкуренции;
- сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал предприятия;
- своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и прочие риски в управлении предприятием;
- сформировать адекватную современным, постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, что позволяет своевременно адаптировать функционирования предприятия к изменениям во внутренней и внешней среде[10].
В процессе хозяйственной деятельности предприятия – заказчики продукции ООО «Ария» не всегда проводят денежные расчеты одновременно с получение товара или оказанием услуг, поэтому у предприятия ООО «Ария» возникает дебиторская задолженность. В условиях кризиса неплатежей особенно возрастает роль эффективного управления дебиторской задолженностью, своевременного ее возврата и предупреждения безнадежных долгов.
В свою очередь, предлагается отдельно выделить должность контролера по вопросам внутреннего контроля состояния расчетов с покупателями и заказчиками (рис. 5). Контролер расчетов с покупателями и заказчиками будет осуществлять внутренний контроль дебиторской задолженности за товары, работы и услуги.
Расчеты с покупателями и заказчиками имеют динамический характер, а потому потребуют осуществление постоянного контроля и влияния со стороны управленческого персонала в общей системе менеджмента предприятия. Эта деятельность неразрывно связана с обработкой больших потоков экономической информации, существенно зависит от эффективности системы учета. Ведь для нормального управления и функционирования нужна достоверная и своевременная информация о состояние дебиторской задолженности, законность хозяйственных операций.
Рисунок 5. Предлагаемая структура управления ООО «Ария»
Последовательность проведения контроля расчетов с покупателями и заказчиками может осуществляться в несколько этапов:
- Установление субъектов дебиторской задолженности.
- Контроль выполнения договорных обязательств.
- Анализ динамики и структуры задолженности.
- Классификация задолженности на действительную, сомнительную и безнадежную.
- Контроль своевременности проведения инвентаризации расчетов.
- Проверка правильности и достоверности каждой суммы задолженности.
- Оценка состояния бухгалтерского учета и отчетности расчетов с покупателями и заказчиками
Источниками информации при осуществлении контроля расчетов с покупателями и заказчиками являются первичная документация предприятия, которая включает в себя: договоры, счета-фактуры, расходные накладные, акты приемки-сдачи выполненных работ, налоговые накладные, товарно-транспортные накладные, платежные поручения, выписки банка. Таким образом, внутрихозяйственный контроль бизнес-процессов ООО «Ария» должен быть неотъемлемым инструментом эффективного осуществления хозяйственной деятельности в условиях конкуренции и кризиса.
Внутренний контроль фиксирует и отслеживает соблюдение субъектами контроля требований действующих законодательных и нормативных актов по эффективности и целевого использования бюджетных или собственных средств, сохранности имущества; правомерности и эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, достоверности бухгалтерского учета и отчетности и т.д.[11] Поэтому, важным условием является обеспечение нормативного регулирования осуществления внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Ария».
Выводы по 2 главе
1) Под управлением ООО «Ария» понимается совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности, увеличение прибыли.
2) Контроль как функция управления ООО «Ария» отличается от других функций тем, что является заключительной стадией процесса управления деятельности предприятия при оказании посреднических услуг на вторичном рынке жилья. От правильно организованного контроля зависит действенность других функций управления ООО «Ария».
3) Формирование системы контроля со стороны владельца ООО «Ария» начинается с момента создания предприятия. Постановка предварительного контроля со стороны владельца ООО «Ария» заключается в разработке и утверждении всех необходимых документов начиная от устава заканчивая внутренними документами.
4) Одновременно владелец определяет цель деятельности предприятия, осуществляет выбор критериев его функционирования и устанавливает систему контроля использования принадлежащих ему факторов оказания услуг.
5) Владелец назначает руководителя, определяет сроки его полномочия, заключает с ним контракт, в котором оговариваются его задачи, права, обязанности, ответственность, система оплаты труда, материального поощрения и т.д. Поэтому наибольший отдел ООО «Ария» возглавляет заместитель директора – руководитель среднего уровня.
6) Основной работой, которую выполняет непосредственно руководитель, является контроль предоставления достоверной информации исключительно для вышестоящего органа управления.
7) По результатам исследования организации контроля расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Ария» выявлено недооценка его роли в хозяйственной деятельности предприятия, что может привести к потере владельцев и руководителей способности влиять на бизнес-процессы, которые происходят на их предприятиях.
8) Построение организационной модели внутреннего контроля на предприятии ООО «Ария» должно проводиться с определением и соблюдением взаимосвязи элементов внутрихозяйственного контроля.
9) Расчеты с покупателями и заказчиками имеют динамический характер, а потому потребуют осуществление постоянного контроля и влияния со стороны персонала предприятия. Предлагается отдельно выделить должность контролера по вопросам внутреннего контроля состояния расчетов с покупателями и заказчиками.
Заключение
Организация внутреннего контроля на предприятии предусматривает применение взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целостность и эффективность этой системы, которая в свою очередь охватывают весь комплекс контрольных процедур, начиная с формирования информационных основ принятия управленческих решений, проведения контрольных и корректирующих действий и заканчивая обобщением результатов контроля.
Организация внутреннего контроля бизнес-процессов различается на предприятиях в зависимости от отрасли, к которой оно принадлежит, правовой формы, видов и масштабов деятельности, сложности организационной структуры, наличия достаточных финансовых ресурсов, целесообразности охвата контролем различных аспектов деятельности и отношение руководства к контролю и тому подобное.
Несмотря на указании различия между предприятиями, принятия решение об организации внутрихозяйственного контроля и процесс непосредственного его осуществления должны происходить в соответствии с этапами.