Файл: Теоретические аспекты предпринимательской деятельности и особенности управления бизнес-процессами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема исследования относительно контроля в управлении бизнес-процессами индивидуального предпринимателя является актуальной.

Сегодня существует ряд проблем относительно организации и осуществления внутреннего контроля индивидуальными предпринимателями. Это связано, в частности, с отсутствием единой методологии для его проведения, несовершенством нормативно-законодательной базы, недостаточностью квалифицированных субъектов контроля. Важны проблемные аспекты, связанные с отсутствием четко разработанной организационной структуры с учетом подчиненности отдела внутреннего контроля и построением взаимосвязей между всеми другими структурными подразделениями предприятия.

Большое количество владельцев и руководителей предприятий даже сегодня считают внутренний контроль бесполезной тратой времени и средств, которые можно было направить на другие нужды предприятия. Это связано с отсутствием понимания цели его проведения. Однако они не учитывают тот факт, что введение внутреннего контроля в будущем позволит уменьшить расходы предприятия, выявить новые резервы экономии финансовых и других ресурсов, альтернативные направления развития предприятия и разработать рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Цель исследования – исследование контроля в управлении бизнес-процессами индивидуального предпринимателя.

Задачи исследования:

– обозначить сущность предпринимательской деятельности;

– выявить особенности организации бизнес-процессов в деятельности индивидуального предпринимателя;

– исследовать механизм контроля в управлении бизнес-процессами ИП;

– составить общую характеристику деятельности ООО «Ария»;

– провести анализ организации контроля в управлении бизнес-процессами ООО «Ария»;

– разработать рекомендаций по совершенствованию и развитию бизнес-процессов ООО «Ария».

Объект исследования – ООО «Ария».

Предмет исследования – контроль бизнес-процессов.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация); анализ, синтез, моделирование.

Информационная база: периодическая печать статей, опубликованных в сети Интернет, учебные пособия, монографии, научные статьи, в области управления бизнес-процессами.


Глава 1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности и особенности управления бизнес-процессами

1.1. Сущность предпринимательской деятельности

Предпринимательство, предпринимательская деятельность является деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Им может являться как частное лицо, так и группа лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.

Как отмечает А.О. Болганская: «Малое предпринимательство – особая форма экономической активности, предполагающая ориентацию на достижение коммерческого успеха; имеющая перспективное направление на дальнейшее развитие, преследующая расширение масштабов и сферы деятельности; свободу и самостоятельность субъектов в принятии управленческих решений и осуществлении бизнеса; носящая имущественную ответственность предпринимателя за результаты хозяйствования; постоянный характер хозяйственной деятельности, составление регулярных, а не разовых сделок»[1].

Из приведенных трактовок можно сделать вывод, что малый бизнес, представителями которого являются малые предприятия и физические лица-предприниматели, только приобретая черты инновационности и рискованности, может быть отнесен к малому предпринимательства.

В современных условиях предпринимательская деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело.

Индивидуальное предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии страны, а именно: способствует увеличению эффективности производства, демократизации рыночных отношений, увеличению занятости населения и уменьшению безработных, создает разнообразие товаров, работ и услуг, эффективно использует ресурсы, развивает конкурентную среду, осуществляет инновационные сдвиги в экономике страны.

Обратимся к законодательному определению признаков малого предприятия. Так, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального Закона РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства причисляются следующие: потребительские кооперативы; коммерческие организации (исключение составляют муниципальные и унитарные предприятия); индивидуальные предприниматели; крестьянские (фермерские) хозяйства.


Законодательством установлен и размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) (таблица 1).

Таблица 1

Предельные значения выручки[2]

№№

Категория субъектов малого и среднего предпринимательства

Установленный размер выручки (без НДС)

1

2

3

1

Микропредприятия

120 млн. рублей

2

Малые предприятия

800 млн. рублей

3

Средние предприятия

2 млрд. рублей

Субъекты малого бизнеса могут утратить свой статус при превышении размера выручки и численности работников в течение 2-х последних календарных лет[3].

Основой предпринимательства выступает наличие частной собственности на ресурсы, средства труда и производственной деятельности и конечные результаты производственной деятельности. Особенность малый предприятий – диалектическое единство собственности, управления и контроля в лице субъекта предпринимательской деятельности.

Предприниматели, являясь самостоятельными и неотъемлемыми элементами рыночной экономики, существенно влияют на структуру экономики страны, повышают общие объемы производства и розничного товарооборота, способствуют рациональному использованию всех ресурсов, создают благоприятную среду для развития конкуренции и устранения монополизма.

За счет мобильности, гибкости и инновационного подхода предприниматели способны быстро приспосабливаться к изменениям потребительского спроса, быстро находит свою рыночную нишу, оперативно осуществляет производство новой продукции малыми партиями. В отличие от крупного предприятия малое предприятие имеет невысокие эксплуатационные расходы, создает рациональную структуру организации и управления, осуществляет постоянный поиск нетрадиционных решений и способов действий.

1.2. Особенности организации бизнес-процессов в деятельности индивидуального предпринимателя


Понятие «бизнес-процессы» пришло к нам из стран с развитой экономикой в ​​1990-х годах и практически его можно воспринимать как процессы, происходящие в пределах определенной предпринимательской деятельности.

Арьев С.А. отмечает, что «бизнес-процесс рассматривается в различных аспектах, но при этом прослеживаются три похожих между собой подходы, а именно:

  1. совокупность видов деятельности;
  2. последовательность действий;
  3. совокупность функций (действий, операций, мероприятий) для получения результата.

Бизнес-процессы предпринимателя неоднородны. По сути, организационная деятельность предпринимателя – это совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, которые отражают реализацию отдельных функций предпринимателя»[4].

В конце своей публикации автор заключает: «... не существует стандартного перечня бизнес-процессов субъекта хозяйствования и как показывает бизнес-анализ отсутствует единая их классификация. Каждый субъект хозяйствования в зависимости от размеров, рыночной направленности деятельности, широты и задач исследования должен определять присущий только ему набор бизнес-процессов»[5].

Современная бизнес (предпринимательская) деятельность не может обойтись без ее обязательной сегментации на бизнес-процессы. Это важно с точки зрения минемизации расходов на эти процессы и обеспечение максимизации доходов от них, поэтому руководитель и менеджеры предприятия должны постоянно совершенствовать классификацию бизнес-процессов, так как оно непосредственно влияет его расходы и доходы, а также на конкурентоспособность предприятия на рынке товаров (продукции, работ, услуг)[6].

Чернобай Л.И. предложил «... под бизнес-процессами понимать систему непрерывных, взаимосвязанных, соответствующим образом упорядоченных и управляемых действий (процедур, операций, выполняемых функций). Данная система, в свою очередь, является элементом механизма формирования добавленной стоимости (потребительской ценности) через преобразования организационных ресурсов, сосредоточенных на достижении одной комплексной цели, направленных на обеспечение производительности и эффективности организации в целом и обеспечении достижения добавленной стоимости (потребительской ценности) до целевого рынка через бизнес-модель предприятия»[7].

В приведенной выше цитате интересным является понятие «бизнес-модель предприятия», которое означает ведущее направление движения предпринимателя в зарабатывании денег. Между бизнес-процессами и бизнес-моделью субъекта хозяйствования существует прямая зависимость. Существенное изменение или замена бизнес-модели предпринимателя приводит к значительным изменениям в перечень бизнес-процессов[8].


В то же время, быстрые изменения в технологии производственных процессов приводит к изменению названий бизнес-процессов, а порой и корректировки или радикального изменения бизнес-модели предпринимательской деятельности

Климчук Н.Н. приводит модель «Дерево бизнес-процессов» в одном из частных предприятий, где все бизнес-процессы разделены на 3 группы:

  1. основные бизнес-процессы: маркетинговая деятельность, производство и сбыт;
  2. бизнес-процессы обеспечения: материальными ресурсами, охраны труда и информации;
  3. бизнес-процессы управления производством, финансами и персоналом[9].

Данную модель можно взять за основу для индивидуального предпринимательства с целью формирования оптимальной структуры и взаимосвязей между бизнес-процессами, характерные для определенных групп или отдельных предпринимателям.

1.3. Механизм контроля в управлении бизнес-процессами ИП

В системе управления бизнесом постоянно проходят значительные изменения, которые связаны с новыми огромными техническими, технологическими и операционными возможностями обеспечения бизнес-процессов, уменьшением затрат на них, увеличением доли интеллектуального труда, уменьшением количества управленцев, усилением общественного контроля экономической деятельностью и т.д. Это требует осуществления постоянного контроля со стороны индивидуального предпринимателя по состоянию и ходом бизнес-процессов его организованной деятельности.

Контроль, как одна из функций управления, способствующая выполнению задач функционирования предпринимателя на основе постоянного наблюдения за его деятельностью и устранения отклонений от плановых заданий.

Контроль необходим, чтобы обеспечить стабильность и результативность управленческого процесса, предотвратить неблагоприятное развитие событий и возникновение кризисных явлений путем своевременной и адекватной корректировки управленческого воздействия в соответствии к изменению воздействия факторов внешней и внутренней среды.

Объектами внутреннего контроля являются хозяйственные явления и процессы, которые происходят в деятельности предпринимателя. Важной составляющей системы внутреннего контроля является управленческий контроль, основное назначение которого – получить информацию для влияния на поведение работников с целью повышение рентабельности деятельности и обеспечения эффективной реализации стратегии предпринимательского дела.