Файл: Теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «ЦС «Север» за 2014-2016 гг.

Показатели

Ед. изм.

2014

2015

Отклонение от предыдущего года, %

2016

Отклонение от предыдущего года, %

1 Объём реализации

Тыс. руб.

184448

214078

116,10

322587

150,69

2 Объём продукции по стратегическим заказам

Тыс. руб.

142916

209710

146,70

243390

116,06

3 Механические изделия

Тонн

25016

27643

110,50

28053

101,48

4 Объём выполненных работ

Тыс. н./ч

1078,4

1106,4

102,60

1131,4

102,26

5 Реализация продукции,

в том числе:

-Экспорт всего

Тыс. руб.

164103

80082

188119

88920

114,6

111,0

279493

143785

148,57

161,70

-Ближнее зарубежье

Тыс. руб.

49067

43381

92,80

96745

223,01

-Дальнее зарубежье

Тыс. руб.

31015

45639

141,90

47040

103,07

6 Удельный вес экспорта в реализации продукции

%

43,4

41,5

95,70

44,6

107,40

7 Удельный вес дальнего экспорта

%

16,8

21,3

126,90

14,5

68,50

8 Среднемесячная зарплата 1-го ППП

Тыс. руб.

33,2

33,9

105,30

34,3

102,90

9 Объём инвестиций в реконструкцию и тех. перевооружение

Тыс. руб.

13250

21430

161,70

15927

74,32

10 Балансовая прибыль

Тыс. руб.

35432

65853

185,90

68386

103,85

11 Численность ППП

Чел.

6133

5955

97,10

5906

99,20


При более детальном рассмотрении всех факторов, влияющих на технико-экономические показатели, заметно влияние действий руководства и служб предприятия на удержание всех показателей на должном уровне, для чего были проведены значительные по масштабам мероприятия.

Сохранение и увеличение объемов продаж и объёма производства обусловлено интенсификацией работы служб маркетинга цехов и служб Общества, приложением огромных усилий по поиску новых потребителей, в том числе и на рынках дальнего зарубежья, а также разработкой и внедрением на рынок новой продукции.

Увеличение объёма и доли дальнего экспорта явилось в свою очередь результатом использования стратегии агрессивного маркетинга и постоянной работы над повышением качества и конкурентоспособности продукции ОАО. В настоящее время ведётся активная работа по увеличению комплексности производимой некоторыми подразделениями продукции, что должно обеспечить привлечение новых потребителей, нуждающихся в комплексном ремонте и переоборудовании атомных подводных лодок и судов гражданского назначения. Именно такая работа с потребителями, применение «сдачи заказа под ключ», должна обеспечить головной организации дальнейший рост продаж, а, следовательно, благосостояния и стабильности.

Большую роль в сохранении и улучшении позиций предприятия сыграло инвестирование в реконструкцию и техническое перевооружение ОАО «ЦС «Север». Следует отметить, что инвестирование осуществлялось в основном за счёт собственных средств Общества. Обеспечивая процесс технического перевооружения из прибыли Общества, а по защищенным инвестиционным проектам в зоне приоритетного развития – путём использования специального экономического механизма инвестирования в оборудование под реализацию проекта, Общество создало базу для производства новой конкурентоспособной продукции. Обновление основных средств сказалось на балансовой прибыли предприятия, но обеспечение устойчивой деятельности в долгосрочной перспективе является первоочередной задачей.

Необходимо отметить рост объёма балансовой прибыли предприятия в течение трёх лет анализируемого периода. Этот рост был вызван отчасти инфляционными процессами в стране, но отчасти он явился следствием увеличения объёмов производства по заказам стран дальнего зарубежья, где цены на машиностроительную продукцию выше, что позволило, снижая издержки на выпуск конкурентоспособной продукции, получать больший объём прибыли. В целом динамика технико-экономических показателей деятельности ОАО указывает на устойчивое положение предприятия и на положительные тенденции его развития.


2.3. Анализ составляющих организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»

Основные цели ОАО, по мнению его руководителей, – это получение прибыли; выплата зарплаты; обеспечение производства необходимыми ресурсами; погашение задолженностей по кредитам; бесперебойная работа; повышение качества продукции; увеличение объемов реализации продукции.

Можно видеть, что разные руководители по-разному понимают основную цель своего предприятия. Это, как уже говорилось в предыдущей главе, ведет к различиям в установлении приоритетов в работе.

Нормы и правила поведения зафиксированы в «Правилах внутреннего трудового распорядка для работников головной организации ОАО «ЦС «Север». Разработаны Правила Отделом кадров Общества. Они содержат в себе порядок заключения и прекращения трудового договора, основные права и обязанности работников и работодателя, поощрения за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Также в 2016 году специалистами Отдела кадров разработан, а директором ОАО «ЦС «Север» утвержден «Кодекс корпоративной этики», в котором прописаны нормы поведения персонала Общества «Север»; требования к одежде, общению работников друг с другом и другое. Что касается профессионального сленга, то его нет. Единой униформы в ОАО также нет.

Среди ценностей организации можно отметить взаимопомощь и поддержание хороших отношений с коллегами по работе, поощрение творческих споров при разработке проектов, стремление выполнить работу качественно, без претензий заказчика.

Любой работник Общества знает историю возникновения завода, ее первых, стоявших у истоков руководителей, «героев» всех поколений. Историю завода доносят до каждого вновь поступающего на работу работника в виде лекции. Такие лекции проходят раз в неделю в историческом музее Общества и носят обязательный характер для всех вновь оформляющихся.

  • Традиции, церемонии и ритуалы. ОАО «ЦС «Север» поощряет работников за высокие производственные показатели и применяет следующие меры поощрения: премия за производственные результаты; объявление благодарности; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение на доску почета Общества.

При применении мер поощрения обеспечивается сочетание морального и материального стимулирования труда.


За особые трудовые заслуги перед коллективом и государством Работодатель в установленном порядке представляет отдельных работников к Государственным наградам.

В Обществе также введены и дополнительные льготы (не предусмотренные законом), такие как:

  • Поощрение к юбилейным датам рождения (50 и более лет) с выплатой материального вознаграждения;
  • оплата один раз в два года дороги к месту отпуска на территории России и стран ближнего зарубежья;
  • Оплата один раз в 2 года дороги к месту отпуска детей работников Общества до 18 лет по России;
  • Частичная оплата путёвок детям работников в детские оздоровительные лагеря;
  • 80% оплата путёвок в пансионаты Общества, расположенные в Архангельской области и Краснодарском крае;
  • Выделение семейных путевок;
  • Предоставление работнику оплачиваемого отпуска в размере среднедневного заработка в случае собственной свадьбы или свадьбы детей –3 дня; в случае рождения ребёнка отцу –1 день;
  • Выплата материальной помощи в связи со смертью близких родственников в суме десятикратного МРОТ; при рождении ребёнка одному из родителей в сумме пятикратного МРОТ.

В целях повышения жизненного уровня Работников Общества и их семей, ветеранов за счет средств работодателя предусматривается:

  • Приобретение путевок в дома отдыха и санатории;
  • Проведение культурно-массовых мероприятий;
  • Выдача ссуд молодым семьям;
  • Частичная оплата медикаментов, работникам, находящимся на лечении в стационаре;
  • Оказание материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством принятым после прохождения военной службы.

В целях охраны здоровья работников и членов их семей Работодатель имеет и содержит объекты оздоровительного назначения, а именно:

  • Санаторий-профилакторий;
  • Лечебно-оздоровительный комплекс;
  • Спортивные сооружения (бассейн, спортзал и лыжный стадион).

2.4. Формирование организационной культуры Общества

Формирование организационной культуры – это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Формулирование организационной культуры, или «философии управления», создает эффект «социального облегчения».


«Философия управления», как уже упоминалось, включает три составных элемента: миссию, базовые цели (принципы) и кодекс делового поведения сотрудников.

Разработку новой организационной культуры руководство решило начать с изучения уже существующей ситуации на предприятии. С этой целью был проведен опрос среди руководителей разных уровней управления (заместители директора; начальники цехов; начальники участков; старшие мастера и мастера) и рядовых работников цехов и отделов. Было опрошено 1000 человек (1/6 часть персонала ОАО). Как уже отмечалось, организационная культура включает многие стороны взаимодействия на предприятии, в том числе: правила и нормы поведения, индивидуальные и групповые интересы, особенности поведения, стиль руководства, показатели удовлетворенности работой, уровень взаимного сотрудничества, идентификацию работников с организацией.

Правила и нормы поведения, а также групповые и индивидуальные интересы наиболее ярко прослеживаются в отношениях между руководителями и подчиненными. На вопрос: «Устраивают ли Вас отношения с начальником?», - утвердительно ответило 72% опрошенных. Что не устраивает работников в начальстве? Ответы на такой вопрос распределились следующим образом: «не учитывает интересы подчиненных» – 19,3%; «нет взаимопонимания» – 14,4%; «нет доверия к подчиненным» – 10,5%; «не умеет слушать» – 10%; «не рассматривает вопросы повышения квалификации» – 7%; «недостаточный уровень квалификации» – 6,5%.

Опрос показал, что у подчиненных много претензий, в том числе и к профессионализму руководителей. Чего же ожидают работники от руководителей? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: «правильно оценивать объемы и качество выполняемых работ» – 37,1%; «необходимо четко ставить проблемы и формулировать задачи» – 29,3%; «умеренно контролировать» – 23,9%; «предоставлять достаточно прав и информации для выполнения работ» – 19,85%; «обеспечивать повышение квалификации и общее развитие» – 13,4%; «не вмешиваться в мою работу» – 8,9%; «предлагаемые задачи должны активно использовать и развивать мои способности» – 6,5%. Таким образом, работники имеют вполне активную позицию: они хотят справедливости, профессионализма от руководителя, доверия и уважения, хорошего информационного обеспечения и активного развития персонала и предприятия.

Серьезное влияние на взаимоотношения оказывает стиль управления руководителей и социально-психологический климат в коллективе. Социологические исследования этого направления показали, что 51% респондентов оценили стиль управления своего руководителя как демократический, 22% – как директивный и 21% – как либеральный (попустительский). При этом выявлена характерная закономерность: уровень директивного стиля управления достигает для высшего звена управления 50%, а демократический, наоборот, снижается до 26%. Следовательно, директивный стиль идет от высшего звена руководства и преобладает над другими стилями. Широкое распространение получил либеральный стиль, что для условий рыночной экономики недопустимо.