ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 2152
Скачиваний: 5
Частный институт управления и предпринимательства
Е.П. Прохорова
О.И. Тесленок
ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Пособие
Минск 2011
Содержание |
Страница |
ВВЕДЕНИЕ |
|
1 ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ |
|
1.1 Предмет и содержание современного естествознания. Естествознание как наука |
|
1.2 Понятие, основные принципы и философия науки |
|
1.3 Методы и уровни научного познания |
|
1.4 Исторические этапы познания природы. Научные революции и их значение |
|
1.5 Выводы |
|
2. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА |
|
2.1 Введение в физику. Концепции описания природы |
|
2.2 Структурные уровни материи |
|
2.3 Основы классической физики |
|
2.3.1 Механистическая картина мира |
|
2.3.2 Законы сохранения |
|
2.3.3 Термодинамическая картина мира |
|
2.3.4 Электромагнитная картина мира |
|
2.4 Основы неклассической физики |
|
2.4.1 Пространство и время. Принципы относительности |
|
2.4.2 Эволюция представлений о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм. |
|
2.4.3 Классификация элементарных частиц |
|
2.4.4 Типы фундаментальных взаимодействий |
|
2.5 Выводы |
|
3 СОВРЕМЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА |
|
3.1 Химия как наука. Этапы развития химии |
|
3.1.1 Учение о составе вещества |
|
3.1.2 Учение о структуре вещества |
|
3.1.3 Учение о химических процессах |
|
3.2 Особенности современной химии. Эволюционная химия |
|
3.3 Выводы |
|
4 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕГАМИРЕ |
|
4.1 Происхождение и общие представления о Вселенной |
|
4.1.1 Происхождение Вселенной |
|
4.1.2 Общие представления о Вселенной |
|
4.2 Происхождение и структура Солнечной системы |
|
4.2.1 Структура Солнечной системы |
|
4.2.2 Происхождение Солнечной системы |
|
4.3 Особенности планеты Земля |
|
4.4 Выводы |
|
5 СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ |
|
5.1 Введение в биологию. Структура и уровни биологического познания |
|
5.2 Сущность и определения жизни, отличительные признаки живого |
|
5.3 Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. Биохимическая эволюция. |
|
5.4 Клетка как элементарная единица живого |
|
5.5 Роль и функции ДНК и РНК как основы жизни |
|
5.6 Эволюционная теория Ч.Дарвина |
|
5.7 Синтетическая теория эволюции. |
|
5.8 Выводы |
|
6 ОСНОВЫ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО О БИОСФЕРЕ |
|
6.1 Возникновение и эволюция биосферы |
|
6.2 Принципы устройства биосферы, ее состав и строение |
|
6.3 Основы теории ноосферы |
|
6.4 Выводы |
|
7 ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА |
|
7.1 Концепции происхождения человека и цивилизации |
|
7.2 Сходство и отличие человека и животных |
|
7.3 Соотношение в человеке биологического и социального |
|
7.4 Стратегии выживания в современных условиях. Устойчивое развитие |
|
7.5 Глобальный эволюционизм |
|
7.6 Выводы |
|
8 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ |
|
8.1 Перспективные материалы и технологии |
|
8.2 Генные технологии. Проблемы клонирования |
|
8.3 Кибернетика как наука об управлении сложными динамическими системами |
|
8.4 Синергетика и современный взгляд на мир. Физические модели самоорганизации в экономике |
|
8.5 Выводы |
|
Введение
У любого человека уже в самом раннем возрасте возникает любопытство – естественное стремление познать окружающий мир. С возрастом это неосознанное стремление постепенно перерастает в осознанную форму любопытства – желание познать законы, которые управляют природой, способы их применения, позволяющие человеку предвидеть возможные последствия своих действий. Эти навыки важны для человека любой профессии. Для чего же будущим юристам или экономистам изучать естествознание?
Во-первых, во избежание узости специального образования. По словам Д.И. Менделеева, «тот, кто знает только химию, тот и химию плохо знает». Действительно, современный специалист с высшим образованием должен быть широко образованным человеком, обладающим не только профессиональными знаниями, но и имеющим ясное представление об устройстве окружающего мира. Ведь первую оценку того или иного предложения настоящий руководитель любого ранга обычно производит самостоятельно, до того, как примет окончательное решение о необходимости прибегнуть к услугам других специалистов. Вероятность того, что оценка будет объективной, а решение – единственно верным, тем выше, чем шире профессиональный кругозор руководителя. Таким образом, первая задача, стоящая перед курсом «Основы современного естествознания», — это формирование в сознании студентов современной естественнонаучной картины мира.
Во-вторых, методы естественных наук оказались чрезвычайно плодотворными для решения экономических проблем. Это стало особенно очевидным в конце XX в. в связи с развитием синергетики — науки о самоорганизации сложных неравновесных систем. Вряд ли кто станет отрицать, что предполагаемые экономические решения, особенно если речь идет о крупных проектах, лучше вначале «обыграть» на математических и компьютерных моделях, прежде чем пускаться в рискованные эксперименты с реальными финансовыми потоками. Поэтому для подготовки высококвалифицированных специалистов экономического и юридического профиля важно знать и уметь применять естественнонаучные подходы в практической деятельности предприятия, отрасли, экономики в целом.
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
-
Предмет и содержание современного естествознания.
Естествознание как наука
Термин «естествознание» заимствован из старославянского языка и образован из слова естьство (представляющего собой прочтение греческого ousia — сущность, бытие) и слова знание, откуда получается буквальное толкование исследуемого слова — знание о бытии, знание о сущности. Следовательно, прямой перевод термина «естествознание» — учение о бытии.
Естествознание — система наук об общих свойствах и закономерностях природы.
Цели естествознания как науки:
-
выявлять сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
-
раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.
Целью естествознания как учебной дисциплины является формирование в мировоззрении студентов естественнонаучной картины мира как части общей личностной картины мира.
Предметом исследования современного естествознания является весь мир в его внутренней сложности, многообразии и единстве, а именно:
-
различные формы движения материи в природе;
-
уровни организации материи и их взаимосвязи;
-
основные формы всякого бытия — пространство и время;
-
закономерная связь явлений природы, как общего, так и специфического характера.
К особенностям современного естествознания можно отнести:
1. возникновение ряда новых наук на стыках традиционных (например, физическая химия, химическая физика, геохимия и ряд других);
2. учет эволюционных процессов в природе (принцип глобального эволюционизма гласит, что Вселенная в целом и во всех ее элементах не может существовать без непрерывного развития);
3. переход от идеи покорения природы к эволюции вместе с ней (коэволюции);
4. объединение гуманитарной и естественнонаучной культур;
5. системный подход, в рамках которого объект исследования любого масштаба рассматривается как система некоторого уровня.
1.2 Понятие, основные принципы и динамика развития науки
Наука — особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, ее результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук. Все науки подразделяются на две большие группы: фундаментальные и прикладные. К фундаментальным наукам относят: естественные (науки о природе), гуманитарные (об обществе и сознании человека) и математические. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки. Прикладные науки включают технические, медицинские, сельскохозяйственные и другие направления научного знания, непосредственной целью которого является применение результатов фундаментальных наук для решения различных практических проблем.
Р азвитие науки определяется внешними и внутренними факторами. К внешним обычно относят влияние государства, экономических и национальных параметров, ценностных установок ученых. Внутренние определяются динамикой развития науки, которая была разработана в начале 60-х годов XX века американским ученым Томасом Куном: старая парадигма – нормальная стадия развития науки – революция в науке – новая парадигма.