Файл: Мен._ в вопросах_и_ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1090

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены (условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли в организации. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

17. Организационные структуры управления

19. Социально-психологические методы менеджмента

«Менеджмент»

в вопросах и ответы


1. Менеджмент как управление людьми

в организации


Менеджмент – термин американского происхождения и не переводится с английского языка дословно, но давно используется в прикладной экономиче­ской науке и практической деятельности как синоним управления организованными группами и кол­лективами людей. Возникновение управления людьми связано с разделением и кооперацией труда. В организациях существуют две формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальное разделение труда. Вторая называется вертикальной, она отделяет работу по согласованию действий от самих действий. Деятельность по налаживанию эффективного совместного труда и координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Существуют несколько определений понятия «менеджмента».

Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».

Менеджмент, во-первых - это управление в условиях рыночной экономики и как таковой:

  • в общем случае основан на изучении, учете и применение объективных экономических законов, в частном – как часть конкретной рыночной системы страны, на принципах конкретной модели рыночной экономики;

  • ориентирован на удовлетворение потребностей рынка, на клиентов, на производство тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести прибыль;

  • осуществляется в интересах собственника имущества организации;

  • динамично развивается, гибко и оперативно адаптируется к условиям рыночной среды путем изменения в той или иной степени всех своих элементов: целей, функций, структур, методов, стилей, технологий, решений;

  • постоянно нацелен на эффективность и получение прибыли, так как осуществляется в условиях ограниченных ресурсов;

  • учитывает хозяйственный риск.

Во-вторых, менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению людьми (персоналом). Деятельность по управлению людьми осуществляется по определенной технологии, которая включает три этапа: работу по принятию управленческих решений; организацию исполнения управленческих решений; контроль исполнения управленческих решений.

В-третьих, менеджмент – это наука, практика и искусство управления. Научный подход необходим потому, что каждая управляемая система имеет свойства, цели, динамически изменяющиеся параметры. Менеджеры являются носителями информации, раскрывающей сущность многочисленных экспериментов, проведенных в сфере практической деятельности различных организаций, отличающихся друг от друга объемами и мощностями производства, видами выпускаемой продукции и услуг. Эти специалисты владеют методами воздействия на людей, а также имеют опыт работы в различных непредвиденных ситуациях.


Искусство управления проявляется в творческом отношении к делу, в способности руководителя к принятию неординарных решений. Как известно, искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.

Как наука менеджмент возник на стыке нескольких наук.

Менеджмент придает смысл существованию предприятия, задавая цели его деятельности и развития, воплощая их в жизнь.


2. Виды и уровни менеджмента



Вертикальное разделение управленческого труда приводит к возникновению уровней управления и управленческой иерархии.

Выделяется три уровня менеджмента организации:

  1. Высший уровень управления формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, освоением новых рынков, взаимоотношениями с государством и конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это генеральный директор, директор, его заместители.

  2. Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: начальники отделов, цехов (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или стране и директор филиала.

  3. Нижний уровень управления обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления. Типичными названием должности на данном уровне является сменный мастер, начальники смены, участка и др.


.


По специфике управления предприятием различаются следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:

  1. стратегический менеджмент (обеспечивающий выявление и создание долгосрочных конкурентных преимуществ организации во внешней среде).

  2. производственный менеджмент (обеспечивающий управление всеми производственными отношениями и процессами, протекающими в организации).

  3. Управление персоналом (обеспечивающее развитие кадрового потенциала организации, отбор и формирование персонала организации, управление деловой карьерой).

  4. Управление организационными знаниями (обеспечивающее формирование и развитие интеллектуальных ресурсов организации)

  5. Инновационный менеджмент (обеспечивающий управление созданием и внедрением нововведений в организации, обеспечивающих её долгосрочную конкурентоспособность).

  6. Риск-менеджмент

  7. Финансовый менеджмент (обеспечивающий управление финансовыми ресурсами организации).

  8. Менеджмент качества (обеспечивающий внедрение системы показателей качества продукции и разработку инструментов повышения ее качества).


Кроме того, выделяют командный менеджмент (обеспечивающий формирование и работу людей в команде), банковский, инвестиционный, рекламный, антикризисный, экологический менеджмент, конфликт-менеджмент, сресс-менеджмент и т.д.


3. Успешное управление


Успех – это степень достижения цели. Успеха можно достичь, если ставить достижимые цели.

Успешно управлять значит хорошо знать и уметь обеспечить выполнение персоналом целей организации. Одна из очень важных целей коммерческой организации – получение прибыли для сохранения и приум­ножения ее капитала. Прибыль и прибыльность коммерческой организации очень важны не только для предприятия, но и для общества. Коммерческие организации ставят и другие цели.

Реальные цели коммер­ческой организации следует искать не внутри её, а за её пределами. В сущности, главная цель коммерческой фирмы определяется владель­цем с учетом интересов общества, которому нужно, чтобы каждая ор­ганиза­ция наилучшим образом удовлетворяла своих потребителей, получала за это прибыль и могла развиваться дальше.

Составляющие успеха коммерческой организации:

выживаемость;

результативность – означает, что производится продукция, пользующаяся спросом у потребителя;

эффективность означает, что пользующаяся спросом продукция производится с минимальными затратами.

Управление коммерческой организацией успешно, если менеджменту удается хорошо решать следующие задачи:

  1. Найти и удовлетворить клиента этой организации.

  2. Быть способным к инновациям, в противном случае организацию обой­дут конкуренты.

  3. Создавать, использовать и развивать ресурсный потенциал организации в области материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

  4. Использовать произво­дительно ресурсы организации – это необходимое условие выживания организации.

  5. Решать социальные и экологические задачи организации, связанные с занято­стью, оплатой труда и состоянием окружающею среды.

  6. Не забывать о получении прибыли — в противном случае организация не ре­шить перечисленные выше задачи.

Создание менеджмента, направленного на решение этих задач определяет структуру фирмы, ключевые виды её деятельности, и распределение работников по конкретным направлениям. На основе этих задач разрабатыва­ется структура фирмы и организуется работа отдельных подразделений и от­дельных руководителей.

В вышепе­речисленных ключевых областях бизнеса используется ряд пока­зателей измерения успеха управления организацией (норма прибыли, рента­бельность, производительность, фондоотдача и так далее).


4. Основные тенденции развития

современного менеджмента


Под влиянием информатизации, глобализации и интернационализации современного общества, усиления конкуренции и скорости перемен происходят изменения в менеджменте. Суть происходящих изменений можно описать в нескольких основных тенденциях современного менеджмента.


Во-первых, все большее значение приобретает новая ориентация в управлении коммерческими организациями – ориентация на качество жизни, которое обеспечивается не столько качественными товарами и услугами, сколько системой качественных товаров и услуг с гарантией со стороны продавца их бесперебойной работы и беспроблемным для покупателя обслуживанием, развивающей все аспекты жизнедеятельности человека и сообществ людей.

Во-вторых, трансформируется решение одной из основных задач управления предприятием – овладение рынком. Решение этой задачи выдвигает на первый план не традиционное удовлетворение спроса, а его формирование; овладение товаропроводящей сетью; элиминирование возрастающих рисков от изменения цен на продукцию, а также рисков, связанных с финансированием, инвестированием, кредитованием, поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, и за счет этого повышение эффективности деятельности предприятия.

В-третьих, принципиально изменяется объект управления. Традиционная точка зрения на объект управления дополняется изучением: бизнес-системы предприятия; его организационно-правовой формы; функционального управления; жизненных циклов продуктов и организаций; отдельных сфер управления предприятием: стратегии и тактики, политики и идеологии, культуры и имиджа; организационного развития; индивидуально-личностного и группового поведения.

Современное предприятие – объект управления – становится все более инновативным, интеллектуальным, виртуальным, открытым, гибким, динамичным, для менеджмента которого ориентация на качество жизни уже приобрела параметры выпуска изделий по индивидуальному заказу.

В-четвертых, организационная структура управления предприятием характеризуется усилением децентрализации выполнения функций управления, сокращением уровней управления до двух или трех; уменьшением числа центральных функциональных и штабных подразделений; преобразованием бюрократических элементов связей, отношений и процедур самоуправляемыми адаптивными подразделениями, в которых связи руководства-подчинения заменяются или дополняются отношениями сотрудничества коллег, выполняющих совместную работу.

Основными формами современных оргструктур управления предприятиями становятся маркетинг-ориентированные, клиент-ориентированные, инновационные, венчурные, матричные, сетевые, бригадные структуры.

В-пятых, возрастает роль информации и времени как ресурсов менеджера. Информация в виде полученного знания рационализирует использование и развитие всех других видов ресурсов. Появилась специальная отрасль менеджмента – управление организационными знаниями.

В условиях гибкого реагирования на спрос более значимым становится сокращение сроков принятия управленческих решений, органически сочетающееся с долговременной, выверенной, реализуемой стратегией предприятия. Поэтому предоставление полномочий менеджерам автономных, предпринимательских структурных подразделений, менеджерам среднего и нижнего звена существенно повышает оперативность принятия управленческих решений.


В-шестых, но не по значимости, менеджмент становится более человечным. На смену традиционному приходит новый работник – пользователь INTERNET, следовательно, потенциально вооруженный мировым знанием, с потенциально неограниченной свободой выбора сферы деятельности, работающий на гибком рабочем месте в “электронном офисе”, что не позволяет квалифицировать его как работника в традиционном понимании, а только как сотрудника, вносящего свой вклад в совместную кооперативную работу.

Названная “человечность менеджмента” проявляется в следующих тенденциях:

  • переход от “менеджмента-команды”, основанного на преимущественном применении административно-распорядительных методов и жесткой, бюрократической системы разделения и кооперации управленческого труда к “менеджменту-сотрудничеству” всех управленческих работников, занятых совместным кооперированным трудом, ориентированным на реальный, конкретный вклад, а не простое выполнение функциональных обязанностей, и в силу этого приобретающего черты самоуправления, самоуправляющихся структурных подразделений, самоуправляющихся организаций;

  • переход от менеджмента, основанного на манипулировании ресурсами, основной задачей которого является рациональное, эффективное использование и распределение ресурсов для достижения целей предприятия и реализации его стратегии, к менеджменту, развивающему все виды ресурсов, прежде всего, трудовые. Сотрудник все более становится “центром внимания” руководителя.

  • усиление в менеджменте так называемых “мягких элементов” управления, к которым относятся стиль работы, сумма навыков персонала, состав персонала, разделяемые персоналом ценности.

В-седьмых, происходит интернационализация менеджмента. Это проявляется, в частности, в формировании общих принципов организации систем управления фирмами и корпорациями, независимо от места их расположения.

Общие требования к построению и функционированию современных систем управления предприятиями отражены в международных стандартах по управлению качеством ИСО серии 9000


5. Внешняя и внутренняя среда организации


Любая организация находится и функционирует в опреде­ленной среде (экономической, политической, правовой и т.п.).

Ключевые факторы успеха коммерческой организации находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги ).

Внутренняя среда организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производство продукции и услуг). Это: цели и задачи, структура предприятия, технологии и персонал.