Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1257

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частный институт управления и предпринимательства







А. Л. Дашкевич

Е. А. Кузнецова




ОСНОВЫ ПРАВА



(в вопросах и ответах)



Учебно-методическое пособие



















Минск 2006


УДК 340

ББК 67.0

Д 21





Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства


Авторы:

А. Л. Дашкевич, заведующий кафедрой государственно-правовых
дисциплин Частного института управления и предпринимательства,
кандидат исторических наук;

Е. А. Кузнецова, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Частного института управления
и предпринимательства


Рецензенты:

М. Ф. Чудаков, заведующий кафедрой международного
и сравнительного права Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, кандидат юридических наук, профессор;

Л. О. Мурашко, помощник председателя Конституционного суда
Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент






Дашкевич, А. Л.

Д 21 Основы права (в вопросах и ответах): учебно-метод. пособие / А. Л. Дашкевич, Е. А. Кузнецова.– Минск: Частн. ин-т. упр. и предпр., 2006.– 68 с.


В краткой форме раскрывается содержание основных вопросов курса «Основы права».

Адресуется студентам специальностей экономического профиля Частного института управления и предпринимательства.


УДК 340

ББК 67.0


Частный институт управления и предпринимательства, 2006


1. Сущность и функции государства


В настоящее время существует несколько подходов к пониманию сущности государства. В рамках советской юридической науки государство рассматривалось исходя из классового подхода, и под сущностью государства понималась его классовая природа с точки зрения утверждения власти господствующего класса.

Классовый подход исходит из того, что для возникновения политической власти необходимы антагонизмы, происходящие в обществе. Отсюда вытекало определение государства как инструмента в руках господствующего класса для подавления сопротивления угнетенных классов.

Сейчас все большее распространение получает подход о сущности государства, определяющий государство как общесоциальную ценность. Государство рассматривается как хранитель прав и свобод каждого гражданина. Ведь именно государство, осуществляя социальные функции, позволяет человеку свободно реализовывать свои возможности. Государство помогает выжить народам во время кризисов: экономических, демографических, сырьевых, энергетических и др. Государственная власть является инструментом для достижения согласия и мира в обществе. Поэтому стоящий у власти класс всегда вынужден заботиться о всем населении.

В современных западных теориях государство воспринимается в качестве инструмента примирения социальных противоречий, отражающего интересы всего общества. Для этого реализуются программы социальной защиты населения: устанавливается минимальный размер заработной платы, выплачивается пособие по безработице, осуществляется льготное обслуживание престарелого населения. Поэтому любое демократическое государство можно охарактеризовать как орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Определить общее понятие государства, которое отражало бы все без исключения признаки, невозможно. Государство должно обладать набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития:

1) распределение населения по административно-территориальным единицам;

2) наличие аппарата управления;

3) взимание налогов с населения;

4) издание обязательных для всех нормативных актов;

5) наличие суверенитета.

Исходя из этого, государствоэто единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех нормативные акты
и обладает суверенитетом.

Сущность и социальное назначение государства в обществе невозможно понять без уяснения его функций. Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.


В учебной литературе присутствуют различные классификации функций государства, которые проводятся по тем или иным основаниям.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на:

1) постоянные – присущи государству на протяжении длительного времени и осуществляются на всех этапах развития государства (например, взимание налогов). Государство систематически устанавливает ставки налогообложения и сроки уплаты;

2) временные – заключаются в решении определенных задач, имеющих, как правило, чрезвычайный, ограниченный во времени характер (например, во время стихийных бедствий, в военное время).

В зависимости от сферы деятельности государства функции делят на:

1. Внутренние – представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. К ним относятся следующие функции:

а) экономическая – выработка и реализация стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. При этом очень важным и сложным является вопрос о пределах вмешательства государства в экономику;

б) идеологическая – деятельность государства по поддержке и научной разработке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, нравственной, религиозной, культурной, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности государственных СМИ;

в) социальная – призвана обеспечить социальную защищенность
и нормальные условия жизни для каждого члена общества вне зависимости от его способности непосредственно участвовать в производстве материальных и духовных благ;

г) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка (направлена на устойчивое развитие государства);

д) экологическая – установление и обеспечение государством правового рационального режима природопользования;

е) культурная – поддержка государством развития национальной культуры, литературы, искусства, кино, СМИ, науки, образования.

2. Внешние – основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением задач, стоящих перед государством на международной арене. К этим функциям относятся:

  1. обеспечение обороноспособности страны;

  2. взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;

  3. участие в международной охране окружающей среды;

  4. осуществление интеграции в мировую экономику;

  5. поддержание мирового порядка.



2. Форма правления, форма государственного
устройства, политико-правовой режим


Чтобы охарактеризовать то или иное государство, необходимо выделить и проанализировать основные три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим.


Форма правления – это способ организации высших органов
государственной власти
.

Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия – самая древняя форма правления, при которой главой государства является монарх. Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая
и политическая безответственность монарха.

В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная и ограниченная.

Когда власть монарха ничем не ограничена, такая форма правления называется абсолютной монархией. Он издает законы, осуществляет внешнюю и внутреннюю политику, назначает чиновников. Очень часто
в таких монархиях глава государства осуществляет не только политическую власть, но и религиозную.

Для ограниченной монархии свойственно ограничение власти монарха выборным органом (парламентом) либо особым правовым актом (например, конституцией). Власть монарха ограничивается как в области законодательной, так и исполнительной власти.

Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются либо формируются выборным путем.

Характерные признаки республиканской формы правления:

ограничение власти государственных служащих конкретным сроком их полномочий;

выборность главы государства и других верховных органов;

ответственность главы государства в рамках, определенных законом;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Современные республики подразделяются на два вида: президентские и парламентские. В президентской республике главу государства (президента) избирают на всеобщих выборах. Он формирует правительство. Президент в своем лице объединяет посты главы государства и главы исполнительной власти. В таких республиках действует принцип разделения властей.

В парламентских республиках правительство образуется из числа лидеров партии, получившей большинство мест в парламенте, и остается
у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламента. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним ответственность за свои действия. Характерной особенностью является наличие должности премьер-министра, который осуществляет руководство исполнительной властью. Президент в парламентской республике не оказывает существенного влияния на государственную жизнь.

Иногда встречается смешанная форма правления – полупрезидентская республика. Она характеризуется сочетанием черт как президентской, так и парламентской республики.

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи государственных территориальных образований, закрепленных в конституции.