ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1257
Скачиваний: 9
Частный институт управления и предпринимательства
А. Л. Дашкевич
Е. А. Кузнецова
ОСНОВЫ ПРАВА
(в вопросах и ответах)
Учебно-методическое пособие
Минск 2006
УДК 340
ББК 67.0
Д 21
Рекомендовано
к изданию редакционно-издательским
советом
Частного института управления
и предпринимательства
Авторы:
А.
Л. Дашкевич,
заведующий кафедрой государственно-правовых
дисциплин Частного института
управления и предпринимательства,
кандидат исторических наук;
Е.
А. Кузнецова, старший
преподаватель кафедры государственно-правовых
дисциплин Частного института управления
и
предпринимательства
Рецензенты:
М.
Ф. Чудаков, заведующий
кафедрой международного
и сравнительного
права Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, кандидат
юридических наук, профессор;
Л.
О. Мурашко, помощник
председателя Конституционного суда
Республики Беларусь, кандидат
юридических наук, доцент
Дашкевич, А. Л.
Д 21 Основы права (в вопросах и ответах): учебно-метод. пособие / А. Л. Дашкевич, Е. А. Кузнецова.– Минск: Частн. ин-т. упр. и предпр., 2006.– 68 с.
В краткой форме раскрывается содержание основных вопросов курса «Основы права».
Адресуется студентам специальностей экономического профиля Частного института управления и предпринимательства.
УДК 340
ББК 67.0
Частный институт управления и предпринимательства, 2006
1. Сущность и функции государства
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию сущности государства. В рамках советской юридической науки государство рассматривалось исходя из классового подхода, и под сущностью государства понималась его классовая природа с точки зрения утверждения власти господствующего класса.
Классовый подход исходит из того, что для возникновения политической власти необходимы антагонизмы, происходящие в обществе. Отсюда вытекало определение государства как инструмента в руках господствующего класса для подавления сопротивления угнетенных классов.
Сейчас все большее распространение получает подход о сущности государства, определяющий государство как общесоциальную ценность. Государство рассматривается как хранитель прав и свобод каждого гражданина. Ведь именно государство, осуществляя социальные функции, позволяет человеку свободно реализовывать свои возможности. Государство помогает выжить народам во время кризисов: экономических, демографических, сырьевых, энергетических и др. Государственная власть является инструментом для достижения согласия и мира в обществе. Поэтому стоящий у власти класс всегда вынужден заботиться о всем населении.
В современных западных теориях государство воспринимается в качестве инструмента примирения социальных противоречий, отражающего интересы всего общества. Для этого реализуются программы социальной защиты населения: устанавливается минимальный размер заработной платы, выплачивается пособие по безработице, осуществляется льготное обслуживание престарелого населения. Поэтому любое демократическое государство можно охарактеризовать как орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.
Определить общее понятие государства, которое отражало бы все без исключения признаки, невозможно. Государство должно обладать набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития:
1) распределение населения по административно-территориальным единицам;
2) наличие аппарата управления;
3) взимание налогов с населения;
4) издание обязательных для всех нормативных актов;
5) наличие суверенитета.
Исходя
из этого, государство
– это
единая политическая организация
общества, которая распространяет свою
власть на всю территорию страны и ее
население, располагает для этого
специальным аппаратом управления,
издает обязательные для всех нормативные
акты
и обладает суверенитетом.
Сущность и социальное назначение государства в обществе невозможно понять без уяснения его функций. Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.
В учебной литературе присутствуют различные классификации функций государства, которые проводятся по тем или иным основаниям.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на:
1) постоянные – присущи государству на протяжении длительного времени и осуществляются на всех этапах развития государства (например, взимание налогов). Государство систематически устанавливает ставки налогообложения и сроки уплаты;
2) временные – заключаются в решении определенных задач, имеющих, как правило, чрезвычайный, ограниченный во времени характер (например, во время стихийных бедствий, в военное время).
В зависимости от сферы деятельности государства функции делят на:
1. Внутренние – представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. К ним относятся следующие функции:
а) экономическая – выработка и реализация стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. При этом очень важным и сложным является вопрос о пределах вмешательства государства в экономику;
б) идеологическая – деятельность государства по поддержке и научной разработке определенной гуманистической идеологии, в том числе политической, нравственной, религиозной, культурной, обеспечивающей соответствующую направленность образования, воспитания, деятельности государственных СМИ;
в)
социальная – призвана обеспечить
социальную защищенность
и нормальные
условия жизни для каждого члена общества
вне зависимости от его способности
непосредственно участвовать в производстве
материальных и духовных благ;
г) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка (направлена на устойчивое развитие государства);
д) экологическая – установление и обеспечение государством правового рационального режима природопользования;
е) культурная – поддержка государством развития национальной культуры, литературы, искусства, кино, СМИ, науки, образования.
2. Внешние – основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением задач, стоящих перед государством на международной арене. К этим функциям относятся:
-
обеспечение обороноспособности страны;
-
взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами;
-
участие в международной охране окружающей среды;
-
осуществление интеграции в мировую экономику;
-
поддержание мирового порядка.
2.
Форма правления, форма
государственного
устройства,
политико-правовой режим
Чтобы охарактеризовать то или иное государство, необходимо выделить и проанализировать основные три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим.
Форма
правления – это способ организации
высших органов
государственной
власти.
Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.
Монархия
– самая древняя форма правления, при
которой главой государства является
монарх. Монархия характеризуется такими
политико-правовыми свойствами, как
пожизненное пользование властью главой
государства; занятие трона по наследству
или по праву родства; представительство
государства монархом по своему усмотрению;
юридическая
и политическая
безответственность монарха.
В современном мире сохраняются два исторических типа монархии – абсолютная и ограниченная.
Когда
власть монарха ничем не ограничена,
такая форма правления называется
абсолютной
монархией.
Он издает законы, осуществляет внешнюю
и внутреннюю политику, назначает
чиновников. Очень часто
в таких
монархиях глава государства осуществляет
не только политическую власть, но и
религиозную.
Для ограниченной монархии свойственно ограничение власти монарха выборным органом (парламентом) либо особым правовым актом (например, конституцией). Власть монарха ограничивается как в области законодательной, так и исполнительной власти.
Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются либо формируются выборным путем.
Характерные признаки республиканской формы правления:
– ограничение власти государственных служащих конкретным сроком их полномочий;
– выборность главы государства и других верховных органов;
– ответственность главы государства в рамках, определенных законом;
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Современные республики подразделяются на два вида: президентские и парламентские. В президентской республике главу государства (президента) избирают на всеобщих выборах. Он формирует правительство. Президент в своем лице объединяет посты главы государства и главы исполнительной власти. В таких республиках действует принцип разделения властей.
В
парламентских
республиках
правительство образуется из числа
лидеров партии, получившей большинство
мест в парламенте, и остается
у власти
до тех пор, пока располагает поддержкой
парламента. Правительство подотчетно
парламенту и несет перед ним ответственность
за свои действия. Характерной особенностью
является наличие должности премьер-министра,
который осуществляет руководство
исполнительной властью. Президент в
парламентской республике не оказывает
существенного влияния на государственную
жизнь.
Иногда встречается смешанная форма правления – полупрезидентская республика. Она характеризуется сочетанием черт как президентской, так и парламентской республики.
Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи государственных территориальных образований, закрепленных в конституции.