Файл: Роль мотивации в поведении организации (Первоначальные потребности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический аспект существования мотивации в поведении организации
1.1 Общее представление о мотивации и существующих теориях мотивации
1.2. Первоначальные потребности
2. Содержательные теории мотивации в поведении организации
2.1. Теория иерархии потребностей
2.3. Мотиваторно-гигиеническая, или двухфакторная, теория мотивации
2.4. Теория приобретённых потребностей Макклелланда
3.3.Теория Портера-Лоулера
Третий подпункт – теория Портера-Лоулера, которая основывается на двух теориях: теория ожидания и теория справедливости. Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера-Лоулера, построена на основании сочетания элементов теории ожидания и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер, разрабатывая модель, включили в нее пять переменных величин: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, уровень удовлетворенности.
Содержание модели можно сформулировать в качестве утверждения, что достижение определённых результатов, которое требует затраты усилия для получения вознаграждения, зависят от способностей, опыта и квалификации сотрудника. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда.
Главный принцип данной теории заключается в том, что полученные результаты ведут к удовлетворению, а не наоборот, удовлетворение работника даёт лучший результат.
Для достижения определенных результатов и получения достойного вознаграждения работник затрачивает умение, которое зависит от его опыта и квалификации. Из всего этого следует, что применение в управлении современными предприятиями этой комплексной теории мотивации, в первую очередь управленческий персонал нужно ориентироваться на усовершенствование теории ожидания и теории справедливости внутри коллектива.
Элементы теории ожидания и теории справедливости входят в модель Портера-Лоулера, в которой, по их мнению, интенсивность труда работников зависит от пяти факторов:
1. Затраченные усилия;
2. Восприятие;
3. Полученные результаты;
4. Вознаграждение;
5. Степень удовлетворенности.
Данная модель постулирует о том, что достижение результата зависит, в первую очередь, от приложенных усилий работников, его способностей, знаний, навыков и отличительных особенностей, а также осознанием им своей значимости и роли. Уровень затраченных усилий будет определяться величиной и ценностью вознаграждения, и уровнем уверенности в том, что приложенные усилия действительно повлекут за собой ценное вознаграждение. Также, устанавливается соответствие между вознаграждением и результатом - удовлетворение человеческих потребностей происходит за счет вознаграждения за достигнутые результаты.
Результативность работы зависит от нескольких факторов:
1. Затраченные усилия;
2. Способности работника;
3. Осознание работником своей роли и значимости процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в первую очередь, зависит от ценности вознаграждения, а также от того, на сколько человек осознает связь между затрачиваемыми усилиями и вознаграждением.
Достижение нужного уровня результативности может стать источником внутреннего вознаграждения, т.е. чувства самоуважения и удовлетворения от выполненной работы. Также, может повлечь и внешнее вознаграждение, например, похвала со стороны руководителя, продвижение по карьерной лестнице и премия.
Правильно разработанная и внедренная процессуальная теория мотивации на современных редприятиях позволяет:
— согласовать действия всех заинтересованных сторон;
— создать благоприятный деловой климат внутри предприятия;
— сконцентрировать производственный процесс на приоритетных направлениях.
Заключение
В современной рыночной системе в отличии от отечественной экономики командно – административного типа отношения между работником и администрацией базируются на иных принципах, при этом основным приоритетом для руководства компании является получение выгоды, а человек работает ради заработной платы и удовлетворения от возложенных функций. Фирма всегда ставит своей целью также получение максимальных выгод при минимальных затратах, включая расходы на оплату труда, сотрудник также стремится к меньшим затратам времени при максимальном гонораре. Значение эффективно построенной системы мотивации состоит в том, чтоб установить компромисс между обеими сторонами данных противоречий.
Процессуальные теории мотивации труда персонала продолжают сохранять свою актуальность в теории и практике управления организацией за счёт выбора большинством подчинённых типа поведения, направленного на получение возможного уровня вознаграждения при выполнении ими поставленных задач.
Процессуальные теории ориентированы на процесс достижения целевых установок, не отвергая при этом главенствующую роль вознаграждения в удовлетворении потребностей. Далее будут проанализированы ключевые моменты процессуальных теорий мотивации, к которым относятся: теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливости Стейси Адамса, модель мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера.
В любой компании работник – самый важный стратегический ресурс, так как его особенностью является возможность дальнейшего развития, что формирует преимущества компании на рынке. Это обеспечивает условия для повышения прибыли и улучшения организации производственных процессов, а, следовательно, и повышения качества выпускаемой продукции, однако для этого необходимо, чтобы администрация предприятия умела разбираться в каждом работнике, выявляла его мотивы, преимущества и недостатки при выполнении работы.
Правильно выбранная система мотивации сможет компенсировать недостаток квалификации и профессиональных знаний, даже недостатки развития. В то же время отсутствие мотивации, желания как можно более эффективно выполнить свою трудовую функцию не позволит добиться нужных результатов даже при наличии необходимого опыта.
Можно сделать вывод, что введение в современное управление предприятиями процессуальных теорий мотивации несут финансовые вложения. И для того, чтобы теория на производстве была эффективна и затраты на её разработку окупались, необходимо в первую очередь применять следующее принципы: объективность; прозрачность; адекватность; своевременность; значимость и справедливость.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru/
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Аветян Н.В., Мустафаева С.Н.Профессиональная мотивация как фактор повышении эффективности системы управления персоналом// NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 73. С. 93-97.
- Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2015
- Адамская Л.В., Ковалев А.С.Мотивация и стимулирование в управлении персоналом// Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 17-19.
- Акифьев И.В., Пономарева И.К.Мотивация как один из основных факторов управления перосналом//Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 103-112.
- Андрейко М.Н., Ниценко З.А., Короткова А.Н.Мотивация и стимулирование в управлении персоналом компании// В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей X Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 161-163.
- Акулова Н.Г., Ряховский Д.И.Трудовая мотивая и ее роль в процессе управления персоналом бизнес – компании// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 37.
- Антифеева Т.А.Мотивация персонала как необходимый фактор повышения производительности труда в туристской отрасли //Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 8. С. 216-219.
- Бурмистрова Н.О.Комплексная программа работы с персоналом «Мотивация и развитие» (КП «МИР»)//Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-1 (59). С. 100-102.
- Власова Е.В., Ольховская А.В.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем// Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 72-75.
- Габриелян Б.В.Корпоративная культура как основа мотивации персонала // В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 38-46.
- Герасимова А.В., Мухаметшина Ф.А.Мотивация как фактор повышения эффективности управления персоналом// В сборнике: Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т.. 2017. С. 246-248.
- Гнеушева А.Л., Новакова С.Ю., Ефремова С.М. Мотивация как инструмент реализации экономических интересов эффективной системы управления персоналом организации //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 104-109.
- Дятлов В.А., Кабанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом.-М.:Приор, 2015.
- Дюссек А.Н.Проблема выбора эффективности системы мотивации персонала// В сборнике: Неделя круглых столов: 5 sectors Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 36-40.
- Дубинина У.И.Теоретическая база для построения системы нематериальной мотивации как эффективный способ повышения лояльности персонала// Academy. 2017. № 10 (25). С. 55-61.
- Елагина М.Ю., Вербина Ю.А., Смирнов М.А.Мотивация и стимулирование сотрудников – важный фактор в управлении персоналом // В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления Материалы ХI международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Вертаковой. 2017. С. 131-134.
- Заргарян Д.М.Вовлеченность как современный инструмент мотивации персонала// В сборнике: Экономическая наука - основополагающая дисциплина всеобщего развития Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции . 2017. С. 61-64.
- Залалова И.Э., Глушнева Д.Д., Хаймурзина Н.З.Мотивация и стимулирование в трудовой деятельности в управлении персоналом// Экономика и социум. 2017. № 3 (34). С. 596-599.
- Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2014.
- Кисурина М.А.Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом// Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 298-301.
- Кореньков А.В., Гайнутдинова Л.И.Управление мотивацией персонала на основе оценки уровня удовлетворенности персонала//В сборнике: Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. 2017. С. 239-244.
- Комиссарова ТА. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. - М.: Дело, 2014.
- Кошарная Г.Б., Щанин В.А.Мотивация трудовой деятельности как один из современных методов управления персоналом в организации // В сборнике: Социокультурные факторы консолидации современного Российского общества Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 91-94.
- Клевцова К.С.Мотивация как инструмент управления персоналом// Вопросы науки и образования. 2017. № 1. С. 117-120.
- Лобенков И.В.Зависимость деятельности торгового персонала от мотивации // В сборнике: Современная прикладная психология: теория и практика Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия Т.Н. Мельников [и др]. Ответственный редактор Н.Т. Колесник. 2017. С. 69-73.
- Макеева И.Г., Кабаненко М.Н.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Экономика и управление: современные тенденции материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции, в 2-х частях. 2017. С. 40-45.
- Матвиенко Д.А.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности управлении персоналом на предприятии // В сборнике: Государственный муниципальный и хозяйственный менеджмент: состояние и пути совершенствования сборник научных трудов по материалам 6 региональной научно-практической конференции. 2017. С. 268-271.
- Макаренко М.Н., Макаренко А.И.Мотивация персонала как состаная часть системы управления персоналом// В сборнике: Менеджмент предпринимательской деятельности Материалы Международной пятнадцатой научно-практической конференции. 2017. С. 194-196.
- Матвеева Е.А., Машенцева Е.А.Мотивация и тайм – менеджмент как составляющие эффективного управления персоналом// Экономика и управление собственностью. 2017. № 1. С. 64-67.
- Мелина Н.Ф.Мотивация торгового персонала: являение, форма, категория, показатели// В сборнике: Наука, образование, кооперация: проблемы и перспективы развития Материалы Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников кооперативных вузов по итогам научно-исследовательской работы в 2016 году. 2017. С. 236-242.
- Мордвинова Е.Л., Кажикина Ю.С.Управление персоналом в организации // Наука и образование сегодня. 2017. № 11 (22). С. 33-38.
- Разумов А.В.Современные системы мотивации персонала предприятия// В сборнике: Саморазвивающаяся среда технического университета Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией Е.А. Евстифеевой, С.В. Рассадина. 2017. С. 93-98.
- Останин О.В., Останина Е.А.Актуальные подходы к мотивации персонала организации различного профиля// Инновационная экономика и современный менеджмент. 2017. № 5. С. 31-37.
- Савенков И.Е.Исследование методик оценки эффективности мотивации стимулирования труда персонала предприятия// В сборнике: Саморазвивающаяся среда технического университета Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией Е.А. Евстифеевой, С.В. Рассадина. 2017. С. 87-92.
- Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2015.
- Хомутова Е.А.Нематериальная мотивация и стимулирование как технологии управления кадровым персоналом// В сборнике: Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем. Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 232-235.
- Хлопцев С.С.Мотивация и стимулирования трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: Т.Н. Рябченко, Е.И. Бурьянова. 2017. С. 267-269.
- Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2015.-С.114.
Приложение 1
Общая схема мотивационного процесса
-
Власова Е.В., Ольховская А.В.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем// Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 72-75. ↑
-
Матвиенко Д.А.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности управлении персоналом на предприятии // В сборнике: Государственный муниципальный и хозяйственный менеджмент: состояние и пути совершенствования сборник научных трудов по материалам 6 региональной научно-практической конференции. 2017. С. 268-271. ↑
-
Кореньков А.В., Гайнутдинова Л.И.Управление мотивацией персонала на основе оценки уровня удовлетворенности персонала//В сборнике: Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. 2017. С. 239-244. ↑
-
Акулова Н.Г., Ряховский Д.И.Трудовая мотивая и ее роль в процессе управления персоналом бизнес – компании// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 37. ↑
-
Разумов А.В.Современные системы мотивации персонала предприятия// В сборнике: Саморазвивающаяся среда технического университета Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией Е.А. Евстифеевой, С.В. Рассадина. 2017. С. 93-98. ↑
-
Комиссарова ТА. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. - М.: Дело, 2014. ↑
-
Макеева И.Г., Кабаненко М.Н.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Экономика и управление: современные тенденции материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции, в 2-х частях. 2017. С. 40-45. ↑
-
Макеева И.Г., Кабаненко М.Н.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Экономика и управление: современные тенденции материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции, в 2-х частях. 2017. С. 40-45. ↑
-
Дятлов В.А., Кабанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом.-М.:Приор, 2015. ↑
-
Дюссек А.Н.Проблема выбора эффективности системы мотивации персонала// В сборнике: Неделя круглых столов: 5 sectors Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 36-40. ↑
-
Дюссек А.Н.Проблема выбора эффективности системы мотивации персонала// В сборнике: Неделя круглых столов: 5 sectors Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 36-40. ↑
-
Залалова И.Э., Глушнева Д.Д., Хаймурзина Н.З.Мотивация и стимулирование в трудовой деятельности в управлении персоналом// Экономика и социум. 2017. № 3 (34). С. 596-599. ↑
-
Дубинина У.И.Теоретическая база для построения системы нематериальной мотивации как эффективный способ повышения лояльности персонала// Academy. 2017. № 10 (25). С. 55-61. ↑
-
Дятлов В.А., Кабанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом.-М.:Приор, 2015. ↑
-
Власова Е.В., Ольховская А.В.Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом// В сборнике: Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем// Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 72-75. ↑
-
Акулова Н.Г., Ряховский Д.И.Трудовая мотивация и ее роль в процессе управления персоналом бизнес – компании// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 2 (96). С. 37. ↑