Файл: Роль мотивации в поведении организации (Первоначальные потребности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Одной из главных задач современных компаний является формирование эффективной системы мотивации персонала. В современном мире существует множество способов мотивации. Если раньше самым эффективным способом повышения мотивации сотрудников считалась материальное стимулирование, то в последнее время все большие обороты набирают те методы мотивации, которые учитывают психологические особенности каждого отдельного сотрудника. Но насколько эффективны эти методы, когда речь идет о крупных корпорациях и менеджерах, в чьём подчинении находится большое количество человек? Таким образом, актуальным вопросом в управлении является – поиск наиболее универсальных и эффективных методов мотивации персонала.

Мотивация – одна из важнейших функций каждого менеджера. Именно оттого как эффективно он способен управлять своими подчиненными и стимулировать их на достижение целей зависит настоящее и будущее организации. Очевидно, что сотрудники нуждаются в мотивации, но поскольку универсальных методов, которые подходили бы для любого сотрудника, не существует, то менеджеру необходимо проявлять большую мобильность и коммуникабельность.

Система мотивации – это комплекс материальных и нематериальных стимулов и мотивационных воздействий, используемых организацией для того, чтобы обеспечить качественную и результативную работу, лояльность сотрудников. Для создания эффективной системы мотивации необходимо дать сотрудникам возможность достигать собственных целей, работая на цели компании, и позаботиться при этом о том, чтобы цели сотрудников и цели компании были совместимы и близки.

Именно мотивация на современном этапе развития управления играет ключевую роль. Рассматривая мотивацию, как двигатель деятельности человека, необходимо учитывать поведенческое различие между людьми.

В связи с этой задачей выделяются две точки зрения на причины активности работника.

Первая объединяет так называемые «содержательные теории мотивации», которые основаны на попытках систематизировать и описать потребности личности, наиболее существенно влияющие на отношение к работе, и затем, выделив наиболее сильные, наметить средства и процедуры их удовлетворения. Вторая точка зрения, или «процессуальные теории мотивации», не отрицая роли потребностей, добавляет идею о том, что высокая самоотдача и старательность работника зависят не только от вознаграждения работника, но детерминируются самим процессом работы. Условия, в которых протекает работа, а главное складывается субъективное восприятие и оценка этих условий – более значительные факторы мотивации.


Исследованиями в области мотивации занимались такие зарубежные ученые как Дуглас Макгрегор (Теория Y), Абрахам Маслоу (Теория Z, иерархия потребностей), Дэвид Макклелланд (мотивация достижения), и отечественные - Адамчук В.В., Дятлов В.А., Кибанов Я.А. и др.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Объектом исследования является мотивация.

Предмет исследования: особенности проявления мотивации в поведении организации.

Цель исследования: исследование особенностей проявления мотивации в поведении организации.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

-раскрыть общее представление о мотивации и существующих теориях мотивации;

-выявить особенности содержательных теорий мотивации в поведении организаций;

-провести анализ процессуальных теорий мотивации в поведении организаций.

В работе были использованы следующие методы и приемы исследования: анализ документов, графический, табличный, метод сравнения, абстрактно-логический.

Практическая значимость работы заключается в возможности сбора материала для исследования по выбранной теме, использовании данного материала в лекционной и научно – исследовательской работе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников.

Во введении обозначена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования.

В первой главе «Теоретический аспект существования мотивации в поведении организации» представлено общее представление о мотивации и существующих теориях мотивации и рассмотрены первоначальные потребности в рамках теорий мотивации.

Во второй главе «Содержательные теории мотивации в поведении организации» представлена общая характеристика данных теорий мотивации и подробно проведен анализ сущности теории иерархии потребностей, теории ERG, мотиваторно-гигиеническая, или двухфакторной, теории мотивации и теории приобретённых потребностей Макклелланда.

В третьей главе «Процессуальные теории мотивации в поведении организаций» представлены теории ожидания, справедливости и теория Портера – Лоурера.

Заключение содержит выводы по работе.

1. Теоретический аспект существования мотивации в поведении организации


1.1 Общее представление о мотивации и существующих теориях мотивации

Процесс управления – это, прежде всего выполнение менеджером определенного набора функций. Функции, это специализированные виды управленческой деятельности, которые отличаются целевой направленностью и однородностью[1].

В разное время исследователи, разработчики теорий рассматривали выполняемые менеджером функции и подробно, и обобщенно. Обобщенные или основные функции это виды деятельности не связанные с особой спецификой объекта управления, являются общими для всех ступеней управления. Функции, рассматриваемые конкретно выполняются в каждом подразделении и на каждом уровне управления в любой системе. Таким образом, можно говорить об общих и конкретных функциях.

Ведущая роль отведена функции мотивации (таблица 1).

Таблица 1

Функции управления

Автор

Функции

А. Файоль

1.Предвидение

2.Организация

3.Распорядительство

4.Координация

5.Контроль

Тэйлор

1.Планирование

М. Мескон, М. Альберт,

Ф. Хедоури

1.Планирование

2.Организация

3.Мотивация

4.Контроль

В советский период

1.Планирование

2.Организация

3.Координация

4.Стимулирование

5.Регулирование

6.Контроль

Современный период

1.Планирование

2.Организация

3.Контроль

4.Координация

5.Мотивация

Функция определяет сферу деятельности, т.е. что делает руководитель. Принцип отвечает, как он это делает. Файоль выделил пять функций и сформулировал 14 принципов управления. В свою очередь Тейлор ввел функцию планирования. Функции управления рассматривались американскими учеными М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури. В Советский период так же были определенные функции. В настоящее время в управлении руководствуются 5 функциями[2].

В настоящее время имеется большое количество мотивационных теорий, которые составляют сложное и многоуровневое понятие «мотивация», отражающее в своем комплексе стимулы, потребности и цели, которые определяют поведение индивида. Необходимо выделить тот факт, что в настоящее время не принято конкретное и четкое определение данного понятия. Так, Г. Г. Зайцев придерживается мнения о том, что «мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремление удовлетворить определенные потребности»[3]. Мотивация персонала представляет собой процесс, при котором затрагиваются личные интересы, обладающие наибольшей важностью, в том числе нужд и потребностей. Б. Ю. Сербиновский дает следующее определение понятию «мотивация» - это «побуждение людей к деятельности».


Так, потребности, материальные и нематериальные мотивы, а также стимулы являются достаточно сложными факторами, которые оказывают влияние на поведение и деятельность работников на предприятии. Реализация эффективного управления руководством и менеджерами по персоналу предполагает необходимость постоянного исследования и знания потребностей, возможностей и потенциала собственных сотрудников. Научные исследования мотивации трудовой деятельности последних лет характеризуются наличием отрицательных качественных изменений.

Это свидетельствует о том, что высшие потребности находятся на втором плане, управление поведением большого количества сотрудников осуществляется под влиянием низших потребностей в соответствии с иерархией А. Маслоу. Такое положение является итогом и причиной образования специфического менталитета современного отечественного сотрудника предприятия. Помимо этого, мотивация имеет типологические изменения и предполагает мотивацию выбора и сохранения рабочего места, а не мотивации высокой активности и отдачи труда при наличии достаточной оплаты.

На наш взгляд, концепция, предложенная А. Маслоу, имеет некоторые слабые места. Слабое место связано с отсутствием влияния на потребности индивида конкретных ситуационных факторов, необходимость наличия для обширной категории людей четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей. Кроме того, А. Маслоу было сформировано пренебрежительное отношение применительно к индивидуальным особенностям людей, что является грубым упущением. Это связано с тем, что руководству необходимо иметь четкое представление о предприятиях того или иного сотрудника в системе вознаграждения. Поиск новых путей мотивации является достаточно сложным процессом, в первую очередь, за счет растущей дифференциации общества, резком разделении на богатых и бедных, результатом чего выступает существенное различие в потребностях.

Именно мотивация на современном этапе развития управления играет ключевую роль. Рассматривая мотивацию, как двигатель деятельности человека, необходимо учитывать поведенческое различие между людьми. Человечество трудоспособного возраста можно разделить на материалистов и идеалистов (таблица 2).

Таблица 2

Группы предпочтений

Оценка труда

Материалисты

Идеалисты

Премии

Грамоты

Единовременные выплаты

Награды

вышестоящих органов

Подарки

Доска почета


Соответственно и подход к сотрудникам той или иной группы должен быть различным, но при условии достижения единой цели.

Управление персоналом отвечает концепциям и методам, которые управляющему необходимо использовать при работе с персоналом.

Поскольку, управление персоналом – это целенаправленное организованное воздействие на сотрудников компании, целью которого является обеспечение наиболее эффективного функционирования организации, а также удовлетворение интересов рабочего коллектива и потребностей отдельно взятого сотрудника. Исходя из этого мотивацию можно рассматривать как стремление удовлетворить потребности, которые возникают в процессе жизни и трудовой деятельности.

В процессе трудовой деятельности можно выделить первичные потребности, содержательные и процессуальные (Таблица 3)[4]

Таблица 3

Теории мотивации

Группы теорий

Авторы теорий

Первоначальные

«Теория XY– теория» М Грегора

Содержательные

1.Иерархическая теория потребностей Маслоу;

2. Теория потребностей Альдерфера;

3.Двухфакторная теория Герцберга;

4.Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.

Процессуальные

1.Теория ожиданий Врума;

2.Теория Портера-Лоурена;

3.Теория справедливости Адамса

Первоначальные потребности рассматривают поведение людей с точки зрения заинтересованности. Так люди X не заинтересованные в ответственности и работают из-за страха угроз либо из-за материальной выгоды. В то время как люди Y, не ленивы и не без ответственны.

Рассматривая теорий мотивации видно разнообразие потребностей и возможностей удовлетворения этих потребностей. В то же время теория ожиданий Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели[5].

Мотив определяет выбор работником того или иного варианта поведения, мобилизует физические и интеллектуальные способности человека для достижения поставленных целей. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

1.2. Первоначальные потребности