Файл: Теоретические аспекты формирования налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги появились много столетий назад, еще на заре человеческой цивилизации в связи с возникновением первых общественных потребностей. Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны.

Исторически сложилось так, что с возникновением налогов плательщиками всех податей, будь то натуральные или денежные повинности становились граждане, позднее их бремя разделили другие хозяйствующие субъекты. Сейчас налоговые платежи с населения являются частью финансово – экономических отношений, образуя подсистему налогов и сборов с физических лиц в единой системе налогов и сборов.

Сегодня же факт существования налогов, кроме потребностей фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня доходов граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствующих ранее финансовых институтов (страховых компаний, акционерных обществ, коммерческих банков, бирж и т.д.) население стало активным участников финансового рынка со всем его инструментарием.

На сегодняшний день существует множество критериев, по которым можно классифицировать налоги по виду, назначению, объекту, источнику уплаты, степени налоговой нагрузки, методу обложения, виду бюджета и т.д. Наиболее часто встречающееся деление налогов на федеральные, региональные и местные недостаточно показывает взаимосвязь между отдельными видами налогов. Более четко эту связь можно проследить при делении налогов по объекту обложения на подоходные, поимущественные и на потребление.

К прямым налогам относят те, которые непосредственно взимаются с дохода или прибыли, или ими облагается имущество физических или юридических лиц.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении проблем исчисления и собираемости прямых налогов в России. Объектом исследования явилась система прямых налогов в России. Предмет исследования – порядок исчисления и уплаты прямых налогов.

Задачи курсовой работы:

  • изучить виды налогов в налоговой системе РФ;
  • рассмотреть порядок исчисления и уплаты важнейших прямых налогов РФ;
  • изучить проблемы совершенствования исчисления и уплаты прямых налогов.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования налоговой системы РФ

1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы РФ

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.[18]

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.[21]

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

1.2 Понятие и виды прямых налогов

В налоговом кодексе можно найти большое количество налогов, которые должны выплачивать государству граждане. Одним из самых распространенных налогов являются прямые налоги.

Прямыми налогами называются отчисления, которые удерживает государство с налогоплательщиков. Он начисляется на их имущество, доходы или другие личные вещи. Выплачивать этот вид налога должны как физические лица, так и юридические.


Рисунок 1 - Прямые и косвенные налоги

В связи с местом, в котором формируются налоги, они бывают прямые и косвенные. Налог относится к прямым, если он формируется у самого налогоплательщика. Косвенным же налог считается, если его источник находится в составе других платежей организации или предприятия. В таком случае, номинальный налогоплательщик, по сути, никакого убытка не несет.

Прямые налоги взимаются с налогоплательщика только в случае получения ним прямой прибыли, или покупки собственности, а так же в случае накопления материальных благ. Процент налогов в таком случае четко установлен и известен.

Косвенные же налоги исчисляются путем включения в из стоимость цены товара, и своеобразных надбавок, к примеру, акциза или налога с продаж. Сюда же относятся таможенные пошлины. Главной особенностью этого налога является то, что окончательная его сумма выплачивается конечным покупателем. Осуществляется она за счет надбавки на окончательную стоимость продукции.[7]

Сам налог условно разделяется на два подвида: личный и реальный.

  • личный налог взымается в зависимости от уровня дохода или собственного имущества, имеющего юридический статус. В такой ситуации может быть начисление разного вида льгот, при этом сумма значительно уменьшается. Самым распространенным личным налогом является налог с доходов, или налог на прибыль организации.
  • реальный налог – это сбор, который производится с отдельных видов доходов и имущества.[20]

Можно выделить несколько видов прямых налогов. К ним относится:

  • налог с доходов физических лиц;
  • налог на прибыль предприятий;
  • социальные взносы;
  • поимущественные налоги;
  • налог на товары и услуги.

Косвенные налоги должны исполнять фискальную функцию. В данном контексте под фискальной функцией понимается формирование доходов бюджета.

Прямые налоги отвечают за регулирующую функцию. Она направленна на регулирование с помощью налоговых механизмов воспроизводственного процесса, скорости накопления денежных средств, уровня спроса платежеспособного населения.

Регулировка, которая осуществляется с помощью прямых налогов осуществляется в дифференциации налоговых ставок и льгот. Именно благодаря налоговому регулирования государство обеспечивает равновесие между корпоративными и государственными интересами.

С их помощью создается благоприятная среда для развития одних отраслей производства, и притупления других, стимулирует увеличение количества рабочих мест, появляются новые предприятия для инвестирования.


НДФЛ – это налог, которым облагаются все физические лица, поэтому он так интересен не только представителям организаций и предприятий, но и простым работникам. НДФЛ часто называют подоходным налогом, поскольку он начисляется именно на доход. Это может быть зарплата, доход от премии, продажи, и других.

К основным операциям, которые формируют объект относятся:

  • дивиденды или проценты, которые были насчитаны на ваше имя.
  • прибыль, полученная от сдачи жилья арендаторам.
  • если пенсия выплачивается в несколько этапов, или если гражданин имеет несколько видов пенсии.
  • компенсация, выплаченная по трудовому контракту.[22]

Вся информация, которая касается объекта, и налога, который учитывается или не учитывается, можно найти в регистрах налоговой службы.

Налог на прибыль представляет собой прямой налог, величина которого прямо пропорционально высчитывается от конечных финансовых итогов работы предприятия или организации. По сути налог насчитывается на ту реальную прибыль, которую получила организацию. Чтоб понять, сколько заработала компания за один отчетный период нужно от конечной суммы отнять начальную. Именно на эту разницу и начисляется прямой налог.

Этот налог обязаны платить такие лица:

  • Все юридические лица, зарегистрированные в России.
  • Иностранные лица, работающие на территории РФ, которые имеют постоянно работающие представительства в нашей стране, или получают стабильный доход от источника РФ.
  • Иностранные компании, которые были признаны налогооблагаемыми резидентами РФ в соответствии с договорам по вопросам налогообложения международников
  • Иностранные организации, управляемые из России.

Налог следует платить, только если есть объект налогообложения. Если его нет, то и налог платить не нужно.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам,при этом каждый регион имеет право определить для себя сумму налога, исходя из диапазона, предусмотренного законодательством. При этом регионально могут устанавливаться особенности выплаты налога, льготы, и другие особенности. Главное чтоб принятые законы не противоречили законодательству РФ.

Платить этот налог обязаны все организации, которые признаны налогоплательщиками, имеющие собственное имущество, которое признано налогооблагаемым.

Объектами налогообложения организаций, зарегистрированный в РФ признаются компании, и их имущество, движимое и недвижимое, которое находится на балансе организации.