Файл: Теоретические аспекты формирования налоговой системы РФ.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования налоговой системы РФ
1.1 Понятие и принципы построения налоговой системы РФ
1.2 Понятие и виды прямых налогов
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты отдельных прямых налогов
2.1 Порядок исчисления налога на прибыль
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
2.3 Объект налога и плательщики налога на имущество физических лиц
Земельный налог относится к местным налогам. Сам налог и проценты по нему уплачиваются в бюджет того места, де и находится земля. Плательщиками налога на землю признаются:
- Организации, которые обладают определенным участком земли, который признан налогооблагаемым по законодательству, на основе права собственности, праве бессрочного использования, или по праву пожизненного владения участком.
- Если земельный участок входит в состав паевого инвестиционного фонда, то налог на землю обязан оплачивать управляющие компании.[16]
Налогоплательщиками не признаются организации, земельные участки у которых находятся на праве безвозмездного использования, в том числе переданных по договору аренды.
Транспортный налог относится к региональным, и вводится к оплате при соответствующего налога. Все денежные средства, полученные от этого налога вносятся строго в бюджет региона, и предназначены для его развития.
Этот вид прямого налога обязаны уплачивать все, кто является владельцем транспортного средства. Организации, в собственности которых находятся транспортные средства, высчитывают и уплачивают налог самостоятельно.
Сумма налога, которую нужно уплатить физ. лицам исчисляется из тех сведений, которые поступают в налоговую службу, которая осуществляет гос регистрацию автомобилей на территории РФ. Сумма, которую следует уплатить за текущий налоговый период, рассчитывается в соответствии с каждым транспортным средством, которое находится в распоряжении, в виде проведения каждой налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма, которую нужно уплатить рассчитывается в виде разницы между исчисляемой суммой, и числом налоговых платежей, которые подлежат к оплате в течении одного определенного периода времени.
Компании, организации, и юр лица, которые используют воду, принадлежащую РФ для осуществления бизнеса обязаны оплачивать налог на использование водных ресурсов страны. Сюда же относятся пользователи, которые используют подземный воды.
К объектам налогообложения относятся такие ситуации:
- если закачка воды производится из водных объектов, которые принадлежат РФ.
- использование на собственное усмотрение акваторий.
- использование воды, без выкачки воды, для целей гидроэнергетики.
- использование воды с целью сплава дерева на плотах и кошелях.[2]
Особами, которым не нужно уплачивать налог относятся организации, компании, или физические лица, которые осуществляют использование водных ресурсов на основе договоров или решений о предоставлении водоемов в пользование.
Налог на игровой бизнес – это еще один представитель региональных налогов. Деньги, полученные от перечисления этого налога, относятся к источникам дохода субъекта РФ. Сфера плательщиков такого налога ограничивается деньгами, полученными от организаций, которые проводят азартные игры.
По сути, игральный бизнес это вид предпринимательской деятельности, который направлен на излечение доходов в виде:
- выигрыша;
- пари;
- платы, которая взымается за проведение азартных игр.[13]
Сюда же относится игра в карты, игровые столы, игровые автоматы, а так же прием ставок в букмекерских конторах.
Налог на добычу полезных ископаемых обязаны уплачивать все, кто добывает полезные ископаемые на территории РФ на основании лицензии о праве на использование недр. В этом случае организация становится на учет в совершенно другом статусе, и платит налог, который называется НДПИ. Что касается бумаг, то постановка на учет должна быть осуществлена в течении 30 календарных дней со дня регистрации государственной лицензии на использование участка недр.
Если участок находится не в пределах России, то оформление производится по местонахождению организации.
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты отдельных прямых налогов
2.1 Порядок исчисления налога на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются:
- все российские юридические лица (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т.д);
- иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход с источника в Российской Федерации;
- иностранные организации, признанные налоговыми резидентами Российской Федерации согласно международному договору на вопросах налогообложения – в целях применения этого международного договора;
- иностранные организации, место фактического управления, которого Российская Федерация, если другой не предоставлен международным договором на вопросах налогообложения.
Не платят налог (Статья 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 кода налога Российской Федерации);
- налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ESHN, USN, ENVD);
- участники проекта “Инновационный центр “Сколково”.[2]
Обязательство оплатить налог возникает только, когда есть объект налогообложения. Если нет никакого объекта, нет также никаких основ для уплаты налога. Для различных категорий налогоплательщиков в целях налогообложения различные категории дохода могут быть прибылью.
Доход является доходом на основной деятельности (доход с внедрения), и также суммы, полученные от других типов деятельности. Например, от имущественной аренды, процента на банковских депозитах и т.д (неоперационные доходы). В случае налогообложения прибыли весь доход рассматривают, исключая НДС и акцизы. Доход определен на основе исходных документов и других документов, подтверждающих доход, полученный налогоплательщиком и документами налогового учета.
Отдельного внимания в налогообложении прибыли стоит уделить индивидуальным предпринимателям. Обычно такой статус выбирают граждане, желающие работать самостоятельно на себя, без организации юридического лица. Особенно, если планируется деятельность в свободном режиме «фриланс» на дому, даже без открытия офиса.
Большая часть видов деятельности, которой занимаются ИП, подпадает под упрощенный режим налогообложения. Поэтому у них нет проблемы с расчетом налога с прибыли. Получаемый доход облагается налогом по другой системе.
При применении УСН налогоплательщик платит в бюджет 6% от своей фактической выручки или 15% с чистой прибыли. Работая на ЕНВД, бизнесмену государством вменяется определенный налог, вносимый в бюджет по ставке 15%.
Для исчисления единого налога по УСН или ЕНВД не требуется обладать какими-либо специальными знаниями. Достаточно иметь общее представление о математических расчетах по простейшим формулам. Эти режимы введены специально для упрощения налогообложения малого бизнеса.
В качестве объекта обложения выступает чистая прибыль, получаемая компаниями и ИП в результате ведения своей предпринимательской деятельности. В отличие от фактического дохода прибыль представляет собой доходы фирмы за вычетом понесенных расходов на их получение.
Важно знать, что не все доходы и расходы берутся в расчет при определении налоговой базы. Так, к примеру, доходы учитываются лишь от основной деятельности и внереализационные.
К первым относятся доходы от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг, от реализации имущественных прав. Ко вторым – доходы, не связанные с осуществлением основной работы, к примеру, проценты по займам, выдаваемым иным предпринимательским субъектам.
Рисунок 1 – Плательщики налога на прибыль
При расчете налога с прибыли в учет берутся доходы без акцизов и НДС. Доходом от реализации является выручка компании, полученная от продажи самостоятельно произведенной продукции или приобретенных товаров, имущественных прав. Для определения выручки в расчет принимаются все денежные поступления, выраженные в натуральной форме.
Внереализационные – это доходы, не включенные в список, представленный в ст. 249 НК РФ. Например, доходы по процентам с выданным кредитов, займов, от сдачи в аренду имущества, от участия в иных компаниях.
Расчет доходов производится по документации налогового учета, первичным и иным документам, которые подтверждают факт получения фирмой доходности.
Отдельные доходы не подлежат обложению. Их список установлен в ст. 251 НК РФ: взносы в уставный капитал, задаток или залог и др.[2]
Расходы, принимаемые в расчет, должны иметь документальное подтверждение и экономическое обоснование. Они классифицируются на две группы: связанные с производством и продажей продукции и внереализационные. Имеется перечень расходов, которые не могут учитываться. Сюда относятся, к примеру, расходы по погашению займов, дивиденды и пр.
Расходы по изготовлению и продаже продукции подразделяются на прямые и косвенные.
Перечень первых определен ст. 318 НК РФ:
- материальные;
- на оплату труда;
- начисленная амортизация и др.
Косвенными признаются все затраты, не обозначенные в ст. 318 НК РФ и не относящиеся к внереализационным.
Список внереализационных расходов определяет ст. 265 НК РФ:
- на содержание имущества, которое отдано компании по договору лизинга (аренды);
- на выпуск своих ЦБ;
- на ликвидацию ОС, подлежащих выводу из эксплуатации;
- в виде отрицательной курсовой разницы и др.[2]
Прямые расходы подлежат ежемесячному распределению на стоимость произведенной продукции и остатки незаверенного производства. Они берутся в учет для снижения величины налога по мере продажи товаров, осуществления сервиса, в стоимости которых учитываются согласно ст. 319 НК РФ.
Плательщикам налога на прибыль дано право самостоятельного определения списка прямых расходов, которые связаны с изготовлением. Он закрепляется в учетной политике фирмы.
Косвенные расходы, понесенные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к данному времени.
Расходы, приведенные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают доходы предприятий. Их список имеет закрытый характер и никак не может толковаться расширенно.
Обычная ставка составляет 20%. В 2016 году она распределялась между федеральной и региональной казной по 2% и 18% соответственно. В конце 2016 года в действие введен приказ ФНС № ММВ-7-3/572@, изменивший такой распределительный порядок.
С 2017 года 3% налога с прибыли отправляется в федеральный бюджет и 7% — в казну субъекта РФ. Ставка может быть снижена на муниципальном уровне в части, которую подлежит вносить в местный бюджет – вдобавок идут 3%.
Законом определен минимальный предел ставки, устанавливаемой субъектами — 13,5%. Следовательно, одновременно с платежами в федеральную казну, нижний предел составляет 16,5%, т.е. 13,5% + 3%.[23]
В российской столице платежи в размере 13,5% производят отдельные категории плательщиков:
- фирмы, использующие в своей деятельности труд инвалидов;
- компании, производящие автомобили;
- субъекты, ведущие предпринимательство в ОЭЗ;
- резиденты индустриальных парков и технополисов.
В Санкт-Петербурге по такой ставке облагается прибыль резидентов ОЭЗ, хозяйствующих на ее территории. В основном в субъектах РФ налоговая ставка понижается для отдельных видов бизнеса.
Помимо стандартной ставки, действуют специальные ставки. По ним вся сумма налога идет в федеральную казну.
Они устанавливаются отдельным компаниям с определенным статусом и по особым видам доходов:
- зарубежные предприятия без представительства в РФ, фирмы, добывающие углеводородное сырье, компании, находящиеся под контролем иностранных организаций уплачивают налог по ставке 20%;
- иностранные предприятия, получающие дивиденды от российских организаций, уплачивают с них 15%;
- местные фирмы, получающие прибыль от дивидендов в отечественных и иностранных компаниях, от акций по депозитарным распискам, платят 13%;
- иностранные компании, не имеющие представительства в России, платят 10% с доходов при сдаче в прокат транспортных средств и при осуществлении международных перевозок;
- доходы от муниципальных ценных бумаг и иные, установленные пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ, облагаются по ставке 9%;
- ставка 0% предусмотрена медицинским и образовательным учреждениям, резидентам ОЭЗ и территорий опережающего социально-экономического развития, участникам СЭЗ в Севастополе, Крыму и по региональным проектам.