Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере обувного магазина «Шаг за шагом».pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА
1.1 Понятие ассортимента товаров и услуг
1.2 Классификация и характеристика ассортимента мужской кожаной обуви
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА МУЖСКОЙ КОЖАНОЙ ОБУВИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В МАГАЗИНЕ «ШАГ ЗА ШАГОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Шаг за шагом»
3.1 Исследование потребительских предпочтений
3.2 Направления совершенствования ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом»
Таким образом, по данным таблицы 8, наибольший удельный вес в структуре ассортимента занимает обувь ТМ Zenden – 19%, на втором месте - ТМ SALAMANDER (11,4%) и ТМ «Парижская коммуна» (10,4%).
Далее рассчитаем показатели широты, полноты, устойчивости и новизны ассортимента мужской кожаной обуви.
За базовый показатель широты примем все имеющиеся в прайс-листе наименования изделий. За действительный показатель широты – количество изделий, имеющихся в наличии на момент исследования. Коэффициент широты ассортимента мужской кожаной обуви представлен в таблице 7.
Таблица 7
Коэффициент широты ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом»
Базовая широта (Шб) |
Действительная широта (Шд) |
Коэффициент широты (Кш), % |
105 |
104 |
99,0 |
Из таблицы данных 7 следует, что широта ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом» составила 99%, что свидетельствует о том, что ассортимент представлен широко.
Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Результаты расчета коэффициента устойчивости мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом» представлены в таблице 8.
Таблица 8
Коэффициент устойчивости ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом»
Количество товаров имеющих устойчивый спрос |
Действительная широта (Шд) |
Коэффициент устойчивости (Ку) % |
75 |
104 |
72,1% |
Из данной таблицы следует, что коэффициент устойчивости мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом» достаточно высок (72,1%), но есть товары, которые не пользуются спросом.
Рассчитаем коэффициент новизны ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом» (таблица 9).
Таблица 9
Коэффициент новизны ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом»
Новизна (Н) |
Широта базовая (Шб) |
Коэффициент новизны (Кн) |
10 |
104 |
10 |
Исходя из данных таблицы 9, можно сделать вывод, что коэффициент новизны мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом» достаточно низкий, что свидетельствует о том, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
Высокий показатель коэффициента широты свидетельствует о том, что ассортимент мужской кожаной обуви способен в полной мере удовлетворить потребности всех покупателей. Также нужно отметить – значение коэффициента устойчивости равное 72,1 %. Это значит, что реализуемая мужская кожаная обувь пользуется устойчивым спросом.
Таким образом, исходя из полученных данных, показатели ассортимента мужской кожаной обуви, реализуемой в магазине «Шаг за шагом», находятся на достаточно высоком уровне.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «ШАГ ЗА ШАГОМ»
3.1 Исследование потребительских предпочтений
С целью исследования потребительских предпочтений был проведен социологический опрос. В опросе приняли участие 20 мужчин разного возраста. Текст опросника приведен в Приложении 1.
При ответе на первый вопрос, 60% респондентов сказали, что покупают кожаную обувь, 40% предпочитают обувь из других материалов. Графически полученные результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Распределение предпочтений в обуви
При выборе кожаной обуви 40% руководствуются ее внешним видом, 25% обращают внимание на производителя, 20% - на цену и 15% - на другие факторы.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Факторы, которыми руководствуются покупатели при выборе кожаной обуви
Чаще всего кожаная обувь приобретается респондентами в специализированных магазинах (60%), на рынке до сих пор покупает 30% опрошенных, а 10% пользуются услугами интернет-магазинов, где. По их мнению, можно не выходя из дома, выбрать качественную мужскую кожаную обувь, которую без проблем привезут прямо домой для примерки.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Места покупок мужской кожаной обуви
При ответе на вопрос об ассортименте магазина «Шаг за шагом», 40% опрошенных устраивает ассортимент мужской кожаной обуви, 50% недовольны предоставленным ассортиментом, 10% затруднились ответить на данный вопрос.
Далее респондентам был предложен вопрос о соответствии «цена-качество» в отношении кожаной обуви, на который 60% респондентов ответили, что цена завышена, 30% считают, что цена кожаной обуви соответствует ее качеству, 10% затруднились ответить на данный вопрос.
Следующий вопрос: «Устраивает ли Вас качество обслуживания в магазине «Шаг за шагом»?. Так, 60% опрошенных не удовлетворены качеством обслуживания в магазине «Шаг за шагом», 30% всё устраивает, а 10% затруднились ответить на этот вопрос.
В конце опроса респонденты предложили направления совершенствования ассортимента и улучшению качества обслуживания в магазине «Шаг за шагом»:
20% - за упорядочение классификации мужской кожаной обуви на сайте магазина «Шаг за шагом»;
20% - за разработку буклета для покупателей «Виды мужской кожаной обуви»;
20% - за разработку памятки «Как определить качественную кожаную обувь»;
20% - за повышение уровня знаний о мужской кожаной обуви продавцами-консультантами;
30% - всё устраивает;
10 % - затруднились ответить.
Таким образом, по результатам проведенной оценки качества мужской кожаной обуви, необходимо сделать следующие выводы:
1. По высоте правой/левой полупары исследуемые образцы №2,4,5 соответствуют требованиям ГОСТ Р 54592-2011, образцы №1 и 3 не соответствуют.
2. По высоте задника правой/левой полупары образцы № 2, 4,5 соответствуют требованиям ГОСТ Р 54592-2011, соответственно, образцы №1 и № 3 не соответствуют предъявляемым требованиям.
3. По массе правой/левой полупары все исследуемые образцы соответствуют требованиям ГОСТ 28735-2005.
4. По прочности крепления подошвы правой/левой полупары образцы №1, 2, 3,5 соответствуют требованиям ГОСТ 9292-82. Образец №4 имеет значительные отклонения от нормы.
5. По прочности крепления каблука правой/левой полупары все исследуемые образцы соответствуют требованиям ГОСТ 9136-72.
6. По степени деформации подноска правой/левой полупары все исследуемые образцы соответствуют ГОСТ 9135-2004.
7. По степени деформации задника правой/левой полупары исследуемые образцы №1,3,4,5 соответствуют ГОСТ 9135-2004, а показатели образца № 2 несколько не соответствуют норме.
8. Нарушений в требованиях к пошиву кожаной обуви в соответствии с ГОСТ 28371-89 в исследуемых образцах кожаной обуви не выявлено, за исключением образца № 1 «Юничел», в котором обнаружены складки на подкладке, отставание подкладки от задников, неодинаковое расстояние между параллельными строчками и строчек от краев деталей, а также разная высота берцев и задников в паре обуви.
9. По интенсивности запаха образцы № 2,3,4,5 соответствуют требованиям Инструкции 1.1.10-12-96-2005. Запах образца №1 превышает установленные нормы.
10. По устойчивости окраски кожи к сухому трению исследуемые образцы №2,3 соответствуют ГОСТ Р ИСО 20433-2016. Показатели образцов № 1,4,5 не соответствуют норме.
11. По устойчивости окраски кожи к мокрому трению исследуемые образцы №2,3,4,5 соответствуют ГОСТ Р ИСО 20433-2016. Показатель образца № 1 не соответствуют норме.
3.2 Направления совершенствования ассортимента мужской кожаной обуви в магазине «Шаг за шагом»
По результатам проведенной оценки качества образцов мужской кожаной обуви, реализуемой в магазине «Шаг за шагом», было выявлено, что несколько образцов не соответствуют требованиям ГОСТ, что свидетельствует о недостаточно грамотной приемке поступающих в магазин партий товара.
Для предотвращения в будущем попадания в продажу некачественных образцов мужской кожаной обуви, необходимо усилить контроль при приемке партий обуви.
В результате проведенного социологического опроса респондентами были предложены следующие наиболее важные меры, реализация которых позволит улучшить ассортимент мужской кожаной обуви, реализуемой в магазине «Шаг за шагом», а также повысить качество обслуживания.
Для улучшения ассортимента необходимо упорядочить классификацию мужской кожаной обуви, представленную на сайте магазина «Шаг за шагом». В пункте 1.3 исследования была приведена данная классификация:
- ботинки;
-туфли;
-мокасины;
-сандалии и сланцы;
- спортивная обувь;
- полуботинки;
-сабо.
Также уже отмечалось, что в данной классификации прослеживается смешение различных классификаций: по назначению (спортивная обувь, пляжная обувь), по высоте заготовки верха (туфли, полуботинки, ботинки), по сезону (сандалии, сланцы, сабо), по материалу на деталях верха (мокасины).
В целях упорядочения ассортимента мужской кожаной обуви необходимо разместить на сайте магазина мужскую обувь в соответствии со следующей классификацией:
1. По материалу на деталях верха:
- из кожи;
- из других материалов.
2. По назначению:
- повседневная;
-модельная;
- спортивная;
-пляжная.
3. По высоте заготовки верха:
- туфли;
- полуботинки;
-ботинки.
4. По сезону:
- летняя;
- зимняя;
-весенне-осенняя.
В целях улучшения качества обслуживания в магазине «Шаг за шагом» необходимо реализовать меры по повышению уровня знаний продавцов-консультантов. Это может быть реализовано посредством обучающих семинаров и тренингов.
Большинство опрошенных практически не разбираются в видах мужской кожаной обуви, но хотели бы знать об этом больше. Для этого необходимо разработать буклет «Виды мужской кожаной обуви», где разместить информационные материалы об истории возникновения обуви, о видах мужской кожаной обуви, о сочетаемости видов обуви с определенной одеждой, аксессуарами, о цветовых сочетаниях обуви, одежды и аксессуаров.
В этом же буклете, а также отдельно разработать Памятку «Как определить качественную кожаную обувь».
Данные буклеты и памятку разместить как в электронном варианте на сайте магазина «Шаг за шагом», так и в печатном виде на стеллажах магазина.
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить уровень обслуживания покупателей в магазине «Шаг за шагом», улучшить качество обуви, предлагаемой магазином, а также улучшить ассортимент мужской кожаной обуви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:
Ассортимент товаров - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку (например, по сырьевому или потребительскому назначению).
Управление ассортиментом товаров заключается в обеспечении своевременного предложения определенной совокупности товаров, которые, соответствуя профилю предприятия, наиболее полно удовлетворяют потребности целевых рынков.