Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, перед органами местного самоуправле­ния ставится задача оказания необходимого содействия специально уполномоченному органу исполнительной власти по контролю за тем, как осуществляются органом местного самоуправления его государственные полномо­чия, и происходит возврат неиспользованных финансо­вых средств, а также материальных средств при прекра­щении осуществления государственных полномочий.

Органы местного самоуправления отчитываются об осуществляемых ими государственных полномочий в следующем порядке: органами местного самоуправления предоставляется специально уполномоченным органам исполнительной власти отчет об осуществляемом го­сударственном полномочии по социальной политике в сфере занятости молодежи, а также по расходованию вы­деленных финансовых средств в формах и сроках, уста­новленных согласно нормативным правовым актам Рос­сийской Федерации и соответствующих муниципальных образований.

Передача государственных полномочий органу мест­ного самоуправления характеризуется неограниченным сроком. Неисполнение или ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления какого-либо требо­вания по действующему законодательству в сфере го­сударственной молодежной политики может являться основанием прекращения данным органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий согласно закону при условиях:

  1. неисполнение или ненадлежащее исполнения ор­ганом местного самоуправления требования по согласно действующему законодательству в отно­шении проведения мероприятий, реализующих го­сударственную молодежную политику;
  2. неисполнение органом местного самоуправле­ния либо его должностным лицом предписа­ния по устранению нарушения действующего законодательства;
  3. появление изменений в федеральном законо­дательстве или законодательстве, благодаря ко­торым орган местного самоуправления теряет возможность осуществлять государственные полномочия.

Муниципальная молодежная политика определяется муниципальными властями как кадровая политика буду­щего, она является вложением сил и средств в будущее, ее стратегической целью является создание необходи­мых условий по реализации и развитию потенциала мо­лодежи, повышению ее конкурентных преимуществ при вступлении во все сферы жизни государства и общества.

Главная задача заключается не в оказании поддержки муниципальным образованием по отношению к молодё­жи, а, напротив, в привлечении молодых граждан к ра­боте над увеличением городских благ, то есть, молодежь должна превратиться в главную созидательную силу раз­вития города.


Деятельность муниципальной молодёжной политики направляется на конструктивное использование огромно­го потенциала молодого поколения и преобразование его в важнейший ресурс при решении проблем муниципаль­ного образования. В тех случаях, когда молодые гражда­не являются востребованными, получают обширный ряд перспектив для самореализации в современном мире, становится возможным достижение двух существенных прорывов: прежде всего, социально-экономическое раз­витие города ускоряется за счет дополнительного им­пульса, а также, молодые граждане вдохновляются жиз­ненными надеждами, что является основным способом борьбы с негативными явлениями в молодежной среде.

Глава 2. Анализ деятельности социальных служб г. Волгограда и Волгоградской области как основа реализации молодежной политики в сфере занятости

2.1 Особенности деятельности служб по трудоустройству молодежи в г. Волгограде и Волгоградской области

молодежь занятость государственный политика

Для эффективной реализации молодежной политики в сфере занятости необходимо определить направления деятельности субъектов системы занятости молодежи. Максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы - вот основная задача высших органов власти нашей страны в области социальной политики. Для ее выполнения была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения. Такая служба имеет свои центры занятости и в г. Волгограде. Актуальность проблемы незанятости молодежи обуславливает тот факт, что областная служба занятости отдает сейчас приоритет в своей активной политике именно молодежному трудоустройству.


С 2000 г. на территории области действует Закон «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области». Квотирование осуществляется для наиболее незащищенной молодежи: сирот; лиц, из неполных и многодетных семей; лиц, освобожденных из воспитательных колоний; выпускников всех видов образовательных учреждений и др. Для получения помощи по трудоустройству молодым людям следует только зарегистрироваться в службе занятости.

В регулировании рынка труда Волгоградской области участвуют 8 городских и 21 районный отдел занятости. Главной целью службы является обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, мер социальной защиты, условий для достойной жизни и свободного развития человека, предупреждение массовой безработицы и снижение ее уровня, уменьшение социальной напряженности в связи с реструктуризацией отраслей промышленности.

В настоящее время функции службы занятости, в том числе в отношении молодежи, многообразны и предполагают:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

Важно отметить, что для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Наиболее перспективным представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы создаются персонифицированные банки данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве. Важным показателем банка вакансий является число предприятий, организаций, учреждений сообщающих сведения о наличии вакансий в службе занятости (около 10%). Вместе с увеличением количества работодателей, активно сотрудничающих со службой занятости, растет заявляемое ими количество вакансий. Среднегодовое количество вакансий в 2012 году составило 23301 единицу, что намного больше среднегодового показателя заявленного количества вакансий 2011 года (21169 единиц) В 2016 г. эти данные составили 23500 и в 2018 году 24400 вакансий соответственно.

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.


Распределение долей вакантных рабочих мест для служащих и рабочих устойчиво держится соотношении 33% - служащие, 67% - рабочие. В течение 2012 года предложения работодателями вакансий увеличилось с 16890 до 17349 единиц.

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, и необязательно через службу занятости. [19]

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Службы занятости городов и сельских поселений, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.

Одним из направлений деятельности городского центра занятости является профориентация и обучения незанятого населения. За 2018 г. здесь получили новые профессии и повысили квалификацию 1300 человек. Более 60% из них составили молодые люди.

Обучение ведется более чем по 40 специальностям: секретарь-референт, оператор котельной, финансовый менеджер, бухгалтер, каменщик и др. Профессиональное обучение носит краткосрочный характер. Его продолжительность устанавливается образовательными программами и составляет от 1 недели до 6 месяцев. Обучение оплачивает центр занятости из средств федерального бюджета. По окончании учебы выпускникам выдают документ, подтверждающий квалификацию.


Следует обратить внимание на особенности регистрации безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин долженбыть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематическойработе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронятьпредложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, и желание иобязанность принять предложение о подходящей работе.

Выдача гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

Обеспечение оперативного регулирования и снижение напряженности на рынке труда в условиях циклически меняющегося спроса и предложения на рабочую силу, смягчение последствий миграционных потоков -это важнейшие задачи, решение которых ставит перед собой служба занятости Волгоградской области. Решение проблемы занятости в идеале, естественно во многом зависит от предложения рабочих мест на рынке труда и от спроса на эти рабочие места желающими трудиться и реализовывать свое право на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, поэтому оптимизация подходов к организации занятости молодежи с учетом передового опыта представляется возможной при реализации основных направлений деятельности.

При этом необходимо учитывать функции Комитета по делам молодежи как основного связующего звена между молодежью, образовательными учреждениями, готовящими специалистов и службами занятости как потенциальными работодателями. Для совершенствования работы Комитета по делам молодежи в направлении развития политики занятости можно предложить следующую модель.

2.2 Взаимодействие субъектов государственной молодежной политики

Проанализируем сферу занятости на примере Волгоградской области и пути ее оптимизации

А) Анализ деятельности областной молодежной биржи труда г. Волгограда и Волгоградской области

Система органов трудоустройства в нашей стране населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Потребность в ее создании возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров.