Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Предпринимательство и его роль в экономике).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
XXвек
В конце XIX - начале XX веков фирмы, применявшие в производстве товары для национального и международного рынков, высокопроизводительные энергоемкие технологии, как правило, вкладывали средства в профессиональный менеджмент. Хотя существовали и другие способы достижения экономии, на масштабах производства и объеме рынка.
Шансы на выживание.
И для торговцев древней Месопотамии, и для мелких капиталистов-владельцев небольших магазинчиков, и для современных многонациональных корпораций прибыль всегда была и остается важнейшим критерием их деятельности, поэтому вполне разумное обобщение состоит в том, что большинство предприятий постоянно балансирует между успехом и провалом, причем успех приходит реже, чем банкротство.Именно критерий банкротсва довел некоторые компании на самый низ спадка. Во время великих депрессий, подобных депрессии 1930-х годов, корпоративный сектор в целом несет убытки, и многие фирмы терпят банкротство. Даже в периоды наивысшего экономического подъема число банкротств остается высоким. Многие из образовавшихся в результате слияний и поглощений компаний, не смогли сохранить свои господствующие позиции на рынке, так как оказались не в состоянии предотвратить проникновение в свои отрасли новых и, в конечном счете, превосходящих их соперников. По множеству причин, главным образом из-за банкротств, лишь немногие фирмы в течение долгого времени остаются «на плаву».
В действительности из каждых пяти компаний четыре прекращают свое существование впервые 10 лет. Тем не менее, имеется несколько очень старых фирм, как американских, так и европейских.
Старейшие европейские фирмы.
Естественно, ни одна американская фирма не может сравниться по возрасту с некоторыми европейскими компаниями. История немецких пивоварен, французских винных погребов и датских и шотландских винокуренных заводов начинается задолго до американской Декларации независимости; отдельные предприятия такого рода возникли еще до открытия Америки. Некоторые европейские банки также очень стары. Основанный в 1609 Банк Амстердама был первым банком к северу от Альпийских гор. Образование Банка Англии относится к 1694. До наших дней дожила британская компания «Гудзонз бей компани» («Hudson's Bay Company»), получившая королевскую грамоту с разрешением на ее создание в 1670 и превратившаяся в канадскую корпорацию в 1970.
Старейшие американские фирмы.
Из почти пяти миллионов компаний в США лишь около 100 появились ранее 1800. Примерно дюжина их по-прежнему остается в собственности основавших их семей, однако ни одна не стала, ни крупной, ни знаменитой. Старейшей компанией страны считается «Дж.Э.Роадс и сыновья» («J.E.Rhoads & Sons»), учрежденная в 1702 в Филадельфии и первоначально занимавшаяся производством товаров из кожи. Старейшим периодическим изданием является «Харперз Нью мансли мэгэзин» («Harper's New Monthly Magazine»), впервые вышедшее в 1850 и уже в наше время переименованное в «Харперз» («Harper's»). Среди страховых компаний выделяются старейшая компания по страхованию жизни «Фонд пресвитерианских священников» («Presbyterian Ministers Fund») (возникла в 1717) и старейшая компания по страхованию от пожара «Филадельфия контрибьюшншип» («Philadelphia Contributionship»), учрежденная в 1752.
Наше время
На сегодняшний день Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, вынуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров; унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества. Укрепление внешнего и внутреннего бизнеса сулит хорошие барыши на рынке, это положительно сказывается на общей динамике развития разного бизнеса, что бы более точно понимать развитие бизнеса по направлениям, мы можем изучить эту тему более глубоко. Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Снижение разного рода ставок и налогов, обеспечение малого и среднего бизнеса подходящими для этого кредитными предложениями на минимальных ставках, что помогло развитию бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств. Поскольку финансирование малого и среднего бизнеса это очень важно, то для этого была разработана свою система, которая касалась именно развития малого и среднего бизнеса, не затрагивая более успешные и хорошо стоящие на ногах бизнесы, которые и не без того тоже нуждаются в своих корректировках и помощи на общегосударственном основании. Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Максимальное поддержание новых начал среднего и малого бизнеса, принесли свои плоды успеха, люди более успешно начала развивать свой бизнес, чем по итогу привносили в общую государственную копилку хорошие средства. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
Это существенно помогло большому количеству предпринимателей. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. На общем государственном уровне, это помогло избежать некоторых проблем и более технично решить их. Благодаря помощи государства мелкие и средние бизнесы смогли урегулировать возникающие споры и недопонимания максимально быстро и безболезненно. Без затратно, для своих фирм. В России это только начало действовать, сейчас начало развития малого и среднего бизнеса. Государственный уровень поддержки только начал осуществляться, что существенно помогает развиваться на всех этапах. Эта поддержка бизнеса очень важна для развития бизнеса. Благодаря таким манипуляциям появляются новые рабочие места, что положительно влияет на экономику страны в целом. Мы видим возрождение старых не приносящих до этого доходов бизнесов. Большой плюс как и для бизнесменов так и для простых рабочих, это важная часть развития в наше время. Сейчас активно малый бизнес начал перестраиваться в средний, если положительная динамика наблюдается на протяжении длительного времени то есть шанс получить от государства кредитование на минимальных ставках. Расширение бизнеса приносит новые и новые рабочие места, все эти факторы положительно влияют не только на развития бизнеса но и на развития той среды в которой находится этот бизнес. Новые рабочие места улучшают экономику. Разработка новых юридических моделей в России пока в режиме формирования, появляются большое количество форумом, признанных улучшать ситуацию на рынке,а так же привлекать сторонних инвесторов не только на государственном уровне но и на внутреннеБольшая часть бизнесов сейчас в самом расцвете, открываются новые ИП плавно переходящие в организации большого масштаба. Вливаются средства на развитие. Так же благоприятная среда для маленьких предприятий, есть вероятность расширения и слияния нескольких компаний, мы стали брать за основу развития некоторые бизнес модели из-за рубежа, немного их переделав под свои законы и привычные устои для нашего бизнеса. Важную роль играет поддержка малого бизнеса.
Сейчас все большее количество людей стремится открывать свои небольшие предприятия, создавая новые рабочие места. Активно развивается сфера обучения и досуга.
Исторические условия предпринимательства в России и его основные виды
Российское государство изначально складывалось на обширной территории, которая подвергалась нападениям с разных сторон. Для обороны чрезвычайно протяженных границ требовались огромные усилия, не меньше сил расходовалось и на приобретение и освоение новых территорий. Это способствовало развитию сильной государственной власти, которая мобилизовала достаточно скудные ресурсы обширной малонаселенной страны для решения этих задач. В обеспечении сохранности и максимального покоя использовались все силы которые могли быть. Те же средства использовались и ряд веков спустя, когда шла борьба за приобретение жизненно важного выхода к удобным морям, ширилась экспансия империи в различных направлениях. Это обусловило тяжелый налоговый и финансовый гнет, ложившийся на все сословия и в первую очередь - на торгово-промышленное население. Крепостное право, как крайняя степень несвободы, оказывало влияние на многие стороны жизни общества, сковывая и ограничивая энергию многих потенциальных капиталистов. Государственный гнет и крепостное право способствовали бедности значительной части населения, отсюда крайняя узость рынка - также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства. Поскольку у населения нет средств к существованию им соответственно неоткуда взяться, что бы обеспечивать доходы предпринимателям, предлагающим разного рода товары и услуги. Центрами торговли и предпринимательства в средневековой России, как и повсюду, были города. Села в большей степени оставались не у дел, редко предприниматели прилагали усилия, что бы продавать или же привозить свой товар в отдаленные участки, так сказать в глубинки. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала дворяне, помещики доминировали в политической жизни страны, именно их интересы государство учитывало в первую очередь. В связи с этим многие бояре и дворяне занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще - опирались на даровой труд крепостных крестьян. Это было выгодно поскольку им не приходилось затрачивать средства на оплату труда, они могли поставить большую наценку и при необходимости прогнутся в цене, так как ничего не теряли. Так возникали своеобразные крепостнические предприятия (мануфактуры или барщинные латифундии), доход от которых главным образом шел на непроизводительное потребление их хозяев, возможности совершенствования производства в условиях принудительного труда были крайне ограничены. Потребности торгово-промышленных сословий, предпринимательская деятельность которых развивалась более естественным путем, учитывались главным образом с точки зрения их соответствия целям и задачам государства и поскольку они не противоречили интересам доминировавших в стране сословий. Так, заботясь, в первую очередь, об усилении собственной мощи, государство оказывало содействие и развитию отечественного предпринимательства. Складывалось впечатление, что предпринимательский класс и основные формы его деятельности возникали в результате решений государственной власти, т.е. «сверху», но никак не путем развития «снизу». Однако не стоит абсолютизировать созидательную миссию государства по развитию предпринимательства в России. Как и повсюду, оно развивалось здесь в результате необратимой эволюции социально-экономических отношений. Другое дело, что государство при этом сильно воздействовало на эту эволюцию, могло ускорять развитие одних видов предпринимательства, замедляя и деформируя другие. По сути если ваше дело хорошо способствовало развитию и пополнению казны то ему стоило быть, если же это- что то такое на что затрачивались средства но окупаемость была долгая или не пропорциональная затрачиваемой энергии, ваш бизнес с легкостью могли свести на нет разного рода бюрократическими уловками. Но нельзя не сказать и о фактах и о факторах, благоприятствовавших развитию предпринимательства в России. Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергии, предприимчивость, стойкость, терпение. Это важно отметить поскольку именно эти факторы либо разрушали бизнес, либо давали ему второй шанс и позже прилагали усилия к его непосредственному улучшению. Низкий уровень жизни большинства населения обусловил дешевизну рабочей силы, что способствовало привлечению капиталов в производство. Сильное государство могло и защитить интересы предпринимателей, особенно перед угрозой иностранной конкуренции. Таким образом были некоторые запреты на продажу и покупку иностранных вещей. По мере развития мировой торговли территория России становилась все более геополитически значимой. Можно сказать и об огромных природных богатствах страны, особенно тех, что хранятся в ее недрах. Однако доступ к ним труден и стал возможен только при накоплении значительных капиталов. Некоторое время доступ к этим самым недрам был закрыт вообще, по многочисленным факторам и стал доступен лишь спустя время и определенные изменения в финансировании. Тем не менее очевидно, что из отмеченных выше факторов гораздо дольше и сильнее действовали негативные, нежели благоприятные. Позитивные факторы могли в полной мере оказать благотворное влияние на развитие предпринимательства только в условиях расширения его свободы, ликвидации различных форм личной зависимости, глубоких изменений в социальной и экономической политике государства, сокращения его чрезмерного влияния в различных сферах жизни.
Торговля и ростовщичество в средневековой Руси
В допетровской Руси наиболее значимый в предпринимательстве является купеческий и ростовщический капитал.
И в Киевской Руси, и в так называемый период, в эпоху образования Московского государства XIV - XV вв. в условиях господства натурального хозяйства крупное торговое предпринимательство ориентировалось главным образом на внешний рынок. С незапамятных времен из России за рубеж вывозились мед, воск, меха, в самой глубокой древности предметом купли-продажи были еще и рабы-пленники. Со временем расширяется экспорт различных продуктов. Из-за рубежа поступали дорогие ткани, ювелирные изделия, металлы, вина. Таким образом, купцы в то время обеспечивали прежде всего потребности знати, нередко они являлись своего рода торговыми агентами князей, бояр. «Простые смертные» не могли позволить себе купить большую часть вещей, то есть торговля шла только на определенных людей,семей была рассчитана на людей с доходом выше среднего. Их прибыль основывалась на существенной разнице цен на товары в местах их производства и пунктах сбыта за рубежом. Цена не зависела от затрат на производство товара, а определялась его редкостью, спросом на него богатых покупателей. Это не что иное, как неэквивалентная торговля, весьма типичная для средневековья.
Крупных купцов, особенно тех, кто регулярно осуществлял внешнеторговые операции на Руси называли «гости». В IX-XI вв. наибольшей активностью отличается с Византией по так называемому пути «из варяг в греки». Первоначально, особенно в IX - начале X вв., большую роль в ней играли варяжские купцы, прибывшие на Русь с Севера в составе дружин своих соплеменников. Вовлекались в эту торговлю и разбогатевшие купцы славянского происхождения. Известно, что в X в. в Константинополь, столицу Византийской империи, ежегодно прибывало до 50 купцов из Руси. В XII-XV вв. расцветает торговля Великого Новгорода. Основными внешнеторговыми партнерами новгородских гостей были представители немецкой Ганзы, объединения северо-германских городов с центром в Любеке, доминировавшего в торговле на Балтике. Ганзейцы стремились сосредоточить в своих руках всю прибыль от продажи русских товаров в Европе и зарубежных товаров - на Руси. С XIV в. начинается процесс возвышения Москвы, где также проявляются крупные купцы. Наиболее влиятельной группировкой коммерсантов XIV-XV вв. были «гости-сурожане», среди которых были и греки, и итальянцы, и русские. Коммерсанты это отдельный вид торговцев. Они скупали товары и на русском Севере, активно действовали в бассейне Волги, во владениях Золотой Орды, имели тесные связи с Крымом, с находившимися там колониями генуэзцев - Феодосией (Кафой) и Судаком (Сурожем - отсюда и название корпорации).