Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Предпринимательство и его роль в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства и коммерции в целом.

Это важны фактор, взаимного обмена денежными средствами и разного рода услугами. Это очень выгодно для развития города, страны. Поскольку именно рыночные отношения начиная с древних времен формировали уважение и почтение. Именно это является важным фактором развития.

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям.

В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку.

Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

В работе рассмотрена вся история предпринимательства за рубежом в виде этапов и приме

Предпринимательство и его роль в экономике.

Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.1 Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес -- важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики -- позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.


1 Книга Ю. Б. Рубин «Предпринимательство» 2014г.

Малое предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает инновационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли)2. Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). А также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям. Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств. Часть экономистов связывает понятие малого предпринимательства с его количественными параметрами, такими как число занятых работников, объем продаж, размер капитала, величина оборота, прибыль, балансовая стоимость активов.

2 Малое предпринимательство (малый бизнес) —предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Другие авторы рассматривают как основу - качественные показатели деятельности малого предприятия, к которым можно отнести единство права собственности и непосредственного управления, ограниченность масштабов, вызывающая персонифицированный характер отношений между хозяином и наемным работником, полная ответственность руководителя за результаты своей деятельности, семейное ведение дела.

Малому предприятию, как и любому другому предприятию, должны быть присущи все общие признаки и, кроме этого, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Однако одни количественные или качественные критерии в чистом виде не могут служить основанием для отнесения предприятий к категории малых. Но только сочетание этих двух подходов может выразить сущность малого предпринимательства.


К основным критериям определения понятия малого можно отнести следующие:

- небольшой размер предприятия (что может включать в себя ограничения по численности работающих, объему реализуемой продукции, стоимости амортизируемого имущества и др.);

- юридическую независимость от других предприятий, общественных организаций и государства, а она возможна лишь при том условии, что на этих предприятиях будет установлена частная форма собственности, т.е. полностью будет отсутствовать доля в уставном капитале государственных и общественных организаций;

- управление предприятием осуществляется непосредственно самим собственником или соучредителями, что приводит к возможности быстро принимать решения и приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования, а также является мощным мотивационным стимулом для получения максимальной прибыли.

Развитие предпринимательства способствует успешному решению следующих проблем:

· формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений;

· расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

· приближение производства товаров и услуг к конкретным

· содействие структурной перестройке экономики;

· привлечение личных средств населения для развития производства;

· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

· более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

· вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;

· формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

· активизация научно-технического прогресса;

· освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

· содействие улучшению деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки;

· освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Развитие малого бизнеса так же хорошо влияет на экономическую ситуацию региона в котором оно развивается, поскольку налоги уходят на нужны города, как следствие улучшает качество жизни в целом. Этот фактор тоже заметили и кредитные компании, после просчета для выплат вложений их покойно можно кредитовать, не опасаясь не возврата долга. Малый бизнес может развиваться быстрее так как не требует больших вложений. Так же для малого бизнеса есть льготные системы налогообложения, что существенно может увеличить уровень заработной платы на предприятии, значит и увеличит заинтересованность людей в рабочем месте. Малый бизнес можно легко открыть и закрыть, обычно не нужно привлекать большое количество сторонних инвесторов для работоспособного и платежеспособного бизнеса, осуществлять контроль за работой малого бизнеса проще, поскольку объемы небольшого предприятия дают такую возможность, что существенно может увеличит качество продукции или качество оказываемых услуг. Работая предположим на ИП человек получает те-же начисления в пенсионный фонд, больничные, отпускные, но есть и ложка дегтя в работе малого предприятия- это зачастую не возможность быстро и высоко подняться по карьерной лестнице так как эта самая ниша уже занята например владельцем бизнеса или его доверенным лицом, что значительно проще сделать работая на большом предприятии, поскольку ступенек там больше то и вариантов повышения тоже. Имеет значение так же кода есть выбор компаний подобных друг другу и соискатель имеет возможность выбирать необходимую компанию и выбирать более выгодные условия для своего дальнейшего карьерного пути. Для этого и нужны небольшие компании.


История возникновения предпринимательства в России и за рубежом

Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что, создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым, сделав, более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на богатых и бедных.

Более двух миллионов лет предпринимательство развивалось вместе с человеком. Мы можем проследить эту историю развития от самого начала и до наших дней, что дает нам понятие как и что было. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в период становления государства и института частной собственности. С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен». Само это название не всегда считалось красивым, образ некоторых бизнесменов, мы можем наблюдать в фильмах 90х, прослеживается небольшая укоризненность в том, что ты зарабатываешь имея свой бизнес и как именно ты это делаешь. Но в наше время этот прообраз остался в прошлом и само понятие бизнесмен дает нам образ самостоятельного человека, занимающего определенную нишу в обществе и зачастую «твердо стоящего на своих ногах».

Сейчас быть предпринимателем, считается даже «круто», значит у тебя хватает мозгов на работу подобного уровня.

История российского предпринимательства началась с большим опозданием относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца появилась в IX--XIII веках. В то время купечество было не только профессией, но и определенным социальным классом. «Третье сословие» -купцы (после дворянства и духовенства), - делилось на три гильдии. Исходя из размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело. Не просто было попасть в гильдию купцов, для этого требовалось иметь либо родственные связи или же необходимое кол-во денег, чего как есть было не у каждого. Поэтому купец это тоже отдельная ветка людей, имеющих приближенные круги в разных сословиях. Имелись купцы так же и из духовенства, они были приближены к духовенству и к дворянству. Размер капитала имел свое значения на всех этапах развития купеческой деятельности и определял свой круг работы и общения.


В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам. Собственного производства не имели, могли перепродавать разные виды товаров, чем и обеспечивали свой собственный капитал. Это важно поскольку не все купцы торговали всем подряд. У них имелись несколько ветвей по продаже и свои ячейки, определялись они по роду торговли и реализуемому товару в общем. Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств было много, страна - большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний. Это отдельная ветка людей обеспечивающих беспрерывное и беспрепятственное поступление товара в разные точки. Это было выгодно и необходимо не только купцам но и самим покупателям, поскольку появился выбор, некая не большая конкуренция на рынке. Но это очень ограниченная сеть была, поэтому она не большая и все как говорится в «кумовстве» были, все купцы были знакомы друг с другом хоть могли и не поддерживать дружеские связи друг с другом. Однако на этом и стоилась своя собственная «купцовая» сеть. На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно. Но находились и оень смелые ростовщики, которые ставили ставки таким образом, что всегда выходили «сухими» из воды, сложно утверждать чему именно они обязаны своему успеху, однако и большему количеству простых людей было выгодно брать деньги под больший процент и большее время возвраты долга. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля». Это как следствие откатывало развитие бизнеса на некоторое время назад, лишь аленькое количество людей было способно найти возможность, под возможностью я подразумеваю денежные средства для реализации своих планов в предпринимательстве, поскольку изначально требовались немалые вложения в этот бизнес. Люди зачастую обходили стороной эту веку и предпочитали тихо-мирно работать на «дядю», получать свои крохи, но при этом спать спокойно не имея головной боли за сохранность и развитие собственного бизнеса. Поскольку большая часть людей не имела ни малейшего понятия как именно вести свой бизнес и с чего начать. Не было образовательного материала на эту тему и это очень сильно снижало уровень жизни и количество желающих начать свой путь с собственного бизнеса. После отмены крепостного права российское купечество увеличилось почти в два раза - со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли сами выбирать дальнейший путь развития.