Файл: Понятие и признаки государства (Концептуальные признаки государства ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Процесс реформирования российского государства с необходимостью требует осторожного и взвешенного решения всего комплекса проблем, связанных с определением общих направлений развития государства, целей этого развития, пониманием его задач, существенных особенностей его функционирования в такой сложной стране как России. Современная российская теория права и государства не является концептуально однородной и состоит из разных направлений потестарного (позитивистского) и юридического (непозитивистского) толка. Очевидно, что конституционное понимание государства несовместимо с господствующим в российской доктрине (претендующей на роль теоретической юриспруденции) пониманием государства как верховной организации власти одной социальной группы над остальными.
Сосуществование и конкуренция различных представлений о государстве и его признаках - явление интересное не только в теоретико-правовом смысле, но и как объект историко-правового анализа. Не менее важно и прикладное значение понимания состава и сущности каждого из непременных признаков государства: благодаря возможности анализа наличия в каждом конкретном случае определённого набора признаков люди, определенные социальные группы, общество в целом и государства получают возможность обоснования соответствующего практического отношения к тому или иному политико-территориальному образованию, претендующему на данный статус.
Степень разработанности темы. Характерный для последних десятилетий повышенный интерес к проблемам права и государства, государственного строительства, прав личности, их гарантий, стремление к уточнению сущности, целей, функций государства, задача разработки общенациональной идеологии с учетом ценностей и идеалов российского общества закономерно усилили интерес к классическим теориям государства, в которых эти вопросы нашли всестороннее и глубокое освещение. Ответом на общественный запрос стала научная деятельность современных теоретиков и историков права и государства, в результате которой появилось значительное число работ, в которых в той или иной степени затрагиваются проблемы, связанные с изучением русской политико-правовой мысли (С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.М. Баранова, Ю.Я. Баскина, Г.Г. Бернацкого, С.Б. Глушаченко, В.Г. Графского, В.Д. Зорькина, Л.И. Спиридонова, В.Е. Чиркина, Л.С. Явича и др.).
Объектом исследования является государство как сложный теоретико-правовой феномен.
Предметом исследования являются основные концепции государства.
Цель работы – исследовать понятие и признаки государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие государства и государственного суверенитета.
- проанализировать символы государства.
- рассмотреть форму государства.
- исследовать государственную территорию и иные признаки государства.
- рассмотреть правосубъектность государства.
- выявить функции государства.
Гипотеза исследования заключается в развернутом изложении понятия и сущности государства как системном выражении его концептуальных признаков.
Методологию настоящей работы составили как методы общенаучного характера: анализа, дедукции, абстрагирования, синтеза, диалектический, формально-логический, исторический и структурно-функциональный, так и специально-юридические методы: формально-юридический (догматический), герменевтический и сравнительно-правовой.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном обобщении существующего теоретико-правового материала по выбранной тематике.
Практическая значимость исследования заключается в проблемном анализе правоприменительной практики по вопросу признаков государства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Понятие и общая характеристика государства
1.1. Понятие государства и государственного суверенитета
Еще в XIX ст. было сформулировано определение государства как единства трех элементов - власти, территории и населения. Именно эти элементы являются по существу базовыми объектами конституционного регулирования.
Сущностные характеристики государства отображает понятие суверенитета. Идея суверенитета происходит из практики властвования времен феодализма. В период средневековья в Западной Европе существовала сложная иерархическая система властных отношений во главе с императором Священной Римской империи, от которого, формально или реально, получали власть другие светские правители. С ослаблением роли этой империи начали развиваться самостоятельные королевства, княжества и др., которые в XIV ст. называли civitates superiorem in terries non recognoscentes.
Эти процессы, а также усиление позиций отдельных государств (их монархов) во взаимоотношениях с церковью создали основу для появления идеи суверенитета. Первым такую идею в XVI ст. сформулировал Ж. Боден, трактовавший суверенитет как высшую власть (лат. summa potestas), принадлежавшую монарху. Названный автор исключал наличие любой другой власти в государстве или вне его, которая могла бы верховенствовать над властью монарха. При этом, признавая «высшую власть» неотчуждаемой, он указывал на ее зависимость от «божественного права»[1].
На протяжении следующего столетия суверенитет рассматривался прежде всего как качество верховной власти в государстве, и лишь со временем внимание было акцентировано на вопросе о ее носителе. В XVIII ст. Э. Ваттель выделил два признака государства, которое он называл суверенным — «самостоятельность управления» и «внешняя независимость»[2]. Тем самым было указано на два измерения суверенитета - внутреннее и внешнее.
Понимание суверенитета как качества власти в государстве оставалось актуальным и в дальнейшем. Государственный суверенитет - это изначальное и неотъемлемое качество государственной власти, свидетельствующее о верховенстве государства в границах его территории и о независимости в отношениях с другими государствами. Одновременно государственный суверенитет выступает имманентным качеством самого государства.
Понятие государственного суверенитета основывается на признании недопустимости ограничения власти в государстве вне воли ее носителя. Однако не может существовать абсолютно неограниченного суверенитета, так как власть в государстве функционирует в юридически определенных пределах, обусловленных внутренними и внешними факторами. Государственный суверенитет является абсолютным лишь в том смысле, что никто не может легально воспрепятствовать государству в установлении внутреннего правопорядка, который соответствует интересам носителя власти - народа.
Неабсолютность государственного суверенитета проявилась и в процессе развития международного права, императивные нормы которого (jus cogens) сформулированы практикой международного сообщества и нередко вне конкретного государственного волеизъявления (вне международно-договорной практики). Более того, иногда понятие суверенитета рассматривают как функциональное, в связи с чем отдельные вопросы внутреннего бытия государств (права человека, охрана окружающей среды и некоторые другие) не относят исключительно к их ведению, а считают объектом интереса всего международного сообщества.
Важным является и то, что в практике современных государств имеет место ограничение суверенитета путем передачи (делегирования) части так называемых суверенных прав другому государству или международной организации, но такое ограничение всегда предполагает на это их волю.
Государственный суверенитет существует лишь в условиях верховенства и независимости государства, являющихся его взаимосвязанными сторонами. Отсутствие хотя бы одной из них свидетельствует о несуве- ренности соответствующего образования. Примером являются субъекты федерации, которые практически не осуществляют внешние функции, а по вопросам внутреннего характера ограничены конституцией федеративного государства. Несуверенными также выступали так называемые зависимые территории - протектораты, колонии и т.п.[3]
Стороны государственного суверенитета определены в юридической теории. Верховенство состоит прежде всего в правовой подчиненности государству всех субъектов в пределах его территории. Любые изъятия относительно такой подчиненности (например, дипломатические привилегии и иммунитеты) возможны при условии согласия на это самого государства.
По смыслу верховенства властвование осуществляется в пределах территории, соответствующим образом организованной государством, и именно государство устанавливает полномочия органов и должностных лиц, которые реализуют его функции. При этом исключается возможность существования в сфере верховенства государства другой, чем его собственная, государственной власти.
Независимость как сторона государственного суверенитета находит проявление в том, что государство осуществляет свои внутренние и внешние функции вне власти других государств.
Независимость во внутренних делах означает самостоятельность государства в решении ключевых вопросов общественно-политического и экономического развития. Юридическое определение компетенции государственных органов не является ограничением власти, а выполняет роль одного из способов осуществления суверенитета. К тому же реальные правовые ограничения «внутренней» независимости государства по существу невозможны, поскольку государство всегда действует на основе им же созданного правопорядка[4].
Вместе с тем рассматриваемая независимость также не может быть абсолютной, так как каждое государство обязано уважать суверенитет других государств и действовать в решении своих внутренних дел не в ущерб их независимости.
Независимость государства во внешних делах означает свободу внешнеполитической деятельности при соблюдении норм международного права. Наличие международно-правовых обязательств государства не свидетельствует об ограниченности его «внешней» независимости. Наоборот, активное участие в международных (межгосударственных) отношениях свидетельствует о самодостаточности государства как субъекта международного права.
В целом понятие государственного суверенитета является одним из базовых для международного права. Оно положено в основу таких его принципов, как суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность государств и некоторых других.
Важное значение для выяснения категории государства имеет понятие государственного органа, или органа государства (органа государственной власти). Это понятие связано с явлением государственной власти как наиболее общей по природе и широкой по кругу субъектов власти, реализуемой в обществе.
Государство практически всегда воспринималось как своеобразный агрегат, совокупность или система определенных элементов. Еще в античный период оно рассматривалось как человеческий организм (Платон). Органистические взгляды на государство получили распространение в средневековье и в дальнейшем нашли выражение в целостной теории, известной как органистическая. Эта теория постепенно отошла от антропогенных оценок государства и уже в XVII ст. находилась на позициях его характеристики как своеобразного политического организма. В частности, органистические оценки государства предлагали представители естественно-правовой мысли (Т. Гоббс)[5].
Характеристика государства как политического организма в дальнейшем послужила определению понятий государственного механизма и государственного органа, генетически связанных с развитием теории и практики конституционализма. Понятие государственного органа было сформулировано в XIX ст., когда на основе распространения идей народного суверенитета и разделения властей сложилось представление о государстве как средстве осуществления власти, которая принадлежит народу.
1.2. Символы государства
С государственным суверенитетом связано понятие государственных символов. Государственные символы — это установленные конституцией или специальным законом (законами) либо традиционно признанные предметы, изображения, поэтико-музыкальные произведения, словесные формулировки и др., которые обычно имеют историческое происхождение, отображают особенности развития и современного состояния социума, служат разным целям в деятельности государственных органов и должностных лиц, в условной форме удостоверяют само государство и его суверенитет.