Файл: Понятие и признаки государства (Концептуальные признаки государства ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Нередко в конституции оговорено, что описание государственных символов и порядок их использования устанавливаются законом. При этом законы о государственных символах в некоторых постсоветских странах принимают по более сложной процедуре, чем «обычная» законодательная. В Грузии, Молдове и Румынии они имеют форму органического закона, а в Азербайджане - конституционного закона.
Понятие суверенитета связано также с понятием государственного языка. Государственный язык - обычно один язык, который в конституции или в законодательстве определен по существу главным в стране. Такое определение означает, что соответствующий язык является средством официального общения в обществе и государстве. Во многих странах государственным фактически выступает язык большинства населения страны. Содержание статуса государственного языка в разных странах может существенно различаться.
Можно сделать вывод, что основополагающей для теории и практики юриспруденции является категория государства. Понятие государства прямо не определено в правовых нормах, хотя в основу практически каждой конституции положены распространенные в обществе представления о его характеристиках.
2. Концептуальные признаки государства
2.1. Форма государства
Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Сущностные характеристики государства как категории права фиксирует форма государственного правления - выраженный в основном законе способ организации государственной власти, который свидетельствует особенности компентенционных взаимосвязей между высшими органами государства, прежде всего теми из них, которые функционально сочетаются с законодательной и исполнительной властью, а также особенности системы исполнительной власти.
Для выяснения формы государственного правления необходимо проанализировать конституционно определенные порядок формирования правительства и порядок замещения должности главы государства, а также полномочия, по содержанию которых устанавливаются взаимосвязи между главой государства, парламентом и правительством. Основоположное значение в контексте выяснения формы правления имеет явление исполнительной власти[14].
Форма государственного правления является одной из сторон более широкого понятия формы государства. Форма государства - это характеристика государства, которая отображает особенности организации государственного механизма и взаимодействия государства с обществом.
По содержанию конституционного регулирования устанавливаются такие стороны формы государства, как форма государственного правления и форма государственного устройства. При этом форма правления отображает институциональные особенности организации государственного властвования, а форма государственного устройства - территориальные особенности этой организации.
С понятием формы государства связывают политический режим как еще одну ее сторону. В отличие от формы государственного правления и формы государственного устройства, которые характеризуют организацию государственного властвования, форма политического режима в первую очередь соотносится с осуществлением властвования, с участием в нем объединений граждан и самих граждан, с состоянием всей политической системы общества. Тем самым политический режим определяет государство во взаимосвязях с обществом.
Понятие политического режима положено в основу некоторых классификаций государства и общества. Классифицируют и сами политические режимы: чаще всего выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Соответствующую классификацию осуществляют прежде всего по критериям содержания практики реализации прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения идеологического и политического плюрализма, которые в той или иной степени отражены по содержанию правового регулирования[15].
Большинство других критериев классификаций политических режимов непосредственно не связаны с правовым регулированием. Это методы осуществления государственного властвования, особенности политической и правовой культуры и т.п. Поэтому в условиях конкретного общества вид политического режима не может быть установлен исключительно посредством анализа содержания правового регулирования.
В любом случае, понятие формы государства приобретает значение для конституционного права прежде всего в связи с закреплением в основных законах формы государственного правления и формы государственного устройства.
Классификации государств, близкие по смыслу к современному понятию формы государственного правления, предлагались еще в античный период. В частности, Аристотель различал государства по количеству тех, кто осуществляет управление государственными делами, и выделял три «правильных способа правления» - царство, аристократию и политик». Эта классификация считалась, по существу, классической в период средневековья[16].
Именно в этот период для характеристики единовластия как государственной формы стали употреблять заимствованный из греческого языка термин «монархия». Для обозначения государства, по своей организации выступающего своеобразной антитезой единовластию, термин «республика» впервые употребил в XVI ст. Н. Макиавелли, которого можно считать идеологом классификации государств на монархию и республику.
Сегодня такая классификация отображает основы организации государства в разные исторические времена, причем монархия и республика были фактически первичными формами государственного правления, эволюционировавшими вместе с обществом и государством.
В наши дни термины «монархия» и «республика» фактически демонстрируют форму государственного правления. Они (в особенности термин «республика») обычно являются составляющими официального названия государства или его конституционного определения.
Нередко республиками именуют территориальные образования, которые возникли вследствие сепаратизма, вооруженной агрессии, аннексии и не признаны как суверенные государства.
Парламентские республика и монархия различаются прежде всего по юридическим предпосылкам наделения главы государства полномочия
ми. Если президент осуществляет полномочия на основе мандата, полученного по результатам прямых или непрямых выборов, то монарх обычно властвует по собственному праву, определяемому в порядке престолонаследования. Его власть не является производной от волеизъявления избирательного корпуса, представительного органа или какого-либо другого государственного института.
Тем не менее парламентские формы правления характеризуют в первую очередь развитые страны, ведь их принятие обеспечивает эффективное функционирование государственного механизма лишь тогда, когда обществу присущ высокий уровень политической организации.
Сущностные характеристики государства как категории конституционного права удостоверены также формой государственного устройства - выраженными в основном законе организацией территории государства и отвечающим ей способом организации власти в конкретной стране[17].
Для выяснения формы государственного устройства необходимо проанализировать положения конституции, которые определяют организацию государственной территории и статус ее составляющих или выделенных частей, а также устанавливают и разграничивают полномочия «центральных» органов власти и органов, локализованных в пределах таких составляющих или частей.
Термин «форма государственного устройства» имеет самостоятельное значение. Однако его использование может послужить причиной путаницы, так как государственное устройство иногда ассоциируют с государственным строем, то есть со всей организацией государственной власти. Недоразумения могут возникать и относительно соотношения понятий государственного устройства и административно-территориального (территориального) устройства. Важным является и то, что сам термин «форма государственного устройства» нечасто используется в основных законах.
Содержание современной теории федерализма свидетельствует о стремлении согласовать общенациональные и локальные интересы, не ставя вопроса о суверенитете. В минувшем столетии получила определенное признание концепция кооперативного федерализма, в основу которой положена идея сотрудничества (партнерства) между федерацией и субъектами, а также между самими субъектами. Нередко партнерами в таком сотрудничестве признают и административно-территориальные единицы, в пределах которых организовано выборное местное управление, или местное самоуправление[18].
Статус федеральных территорий обычно обусловлен более низким, сравнительно с субъектами федерации, уровнем социально-экономического развития. В федеральном (столичном) округе локализованы и функционируют высшие органы государства. Созданием таких округов подчеркивается равенство в статусах разных субъектов федерации.
Федеральные территории и федеральные (столичные) округа являются особыми административно-территориальными единицами, выделенными как части территории федерации. Они существуют вне систем административно-территориального устройства субъектов федерации, установленных самими субъектами. Особый характер федеральных территорий и федеральных (столичных) округов состоит также в определенной политической значимости их статуса.
Иным, чем федеративное государство, проявлением формы государственного устройства является унитарное государство. Такое государство обычно квалифицируют как простое в связи с тем, что ни одна из частей его территории - административно-территориальных единиц - не имеет статуса государственного образования.
Унитарность обычно устанавливается и по содержанию положений конституций, посвященных территориальной организации государства. В частности, об унитарной форме государственного устройства свидетельствуют положения, определяющие административно-территориальное устройство государства.
В унитарном государстве существует одна конституция, одна (единая) система права и одна система органов государственной власти.
Унитарному государству объективно присуща централизация власти. Вместе с тем процессы развития общества и государства обусловили тенденции к децентрализации без отказа от унитарной формы государственного устройства[19].
Формальное отличие между федеративным и регионалистским государствами усматривают прежде всего в том, что только субъекты федерации могут иметь собственные конституции. Нередко регионалистское государство воспринимается как по существу промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами или даже как переходная форма.
2.2. Государственная территория и иные признаки государства
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
- Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
- Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
- Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
- Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
- Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
- Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
- Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами[20];
- Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.[21]