Файл: Понятие и признаки государства (Концептуальные признаки государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В практике конституционализма устоялся именно термин «государственные символы», хотя как синоним используется термин «национальные символы». Вместе с тем понятие национальных символов нередко имеет самостоятельное значение, связанное с развитием титульной нации, ее ролью в становлении конкретного государства. В результате конституционного закрепления такие символы нередко приобретали значение государственных[6].

Иногда в основном законе акцентируется на связи, которая существует между государственными символами и суверенитетом.

Общепризнанным государственным символом является государственный флаг. Только этот символ определен в конституциях таких европейских государств, как Ирландия, Испания, Италия, Латвия и ФРГ.

Происхождение соответствующего символа связано с использованием еще в рабовладельческие времена воинских знамен политических властителей. Знаменательно, что государственные флаги некоторых современных монархий имеют цвета правящих или исторических династий.

В XIX-XX ст. цвета флагов новообразованных государств определялись, как правило, по результатам исторических исследований. Иногда именно цвета конституционно отнесены к государственным символам (Лихтенштейн, Польша). Государственные цвета используются на флаге и гербе, а также на форменной одежде, для оформления официальных мероприятий и т.п. В основных законах Австрии, Чехии, Эквадора и Эстонии определены в отдельности государственный флаг и государственные цвета.

В Монако и Чехии к государственным символам отнесены не только государственный флаг, но и соответственно княжеский штандарт и штандарт президента. В других странах штандарт главы государства (президента) обычно воспринимается как так называемый служебный флаг. Служебные флаги на основе государственного флага нередко устанавливают для разных государственных органов прежде всего с целями представительства[7].

Общепризнанным является также такой государственный символ, как государственный герб. Иногда государственный герб изображен на государственном флаге. Происхождение гербов связывают с периодом крестовых походов, когда знаки на оружии постепенно трансформировались в родовые гербы. Во времена становления централизованных феодальных государств родовые гербы правящих династий приобретали значение по существу государственных.

Сегодня гербами монархий обычно являются именно такие геральдические знаки правящих или исторических династий. Гербы республик содержат изображения, которые в лаконичной форме выражают определенные общественно-политические идеи, удостоверяют преемственность государства и некоторые другие характеристики общества и государства.


Государственный гимн как общепризнанный государственный символ - это поэтико-музыкальное или музыкальное произведение торжественного характера, отображающее соответствующую государственную или национальную традицию и служащее, в частности, политико-идеологичес- ким и патриотически-воспитательным целям. Государственные гимны возникли в связи с революционными событиями XVII-XVIII ст. в Европе и Америке и становлением национальных государств.

Некоторыми конституциями к государственным символам отнесен государственный девиз — краткая словесная формулировка (выражение), которая выражает идеи, признанные общественными ценностями. Традиция государственного девиза происходит от изображений на родовых гербах. Сегодня государственный девиз иногда фиксируется на государственном гербе.

В большинстве основных законов, принятых в соответствующих странах, обычно определен и так называемый государственный принцип. Формулировка этого принципа во всех случаях одинакова - «правление народа и для народа».

Государственным символом нередко признается государственная печать. Такой статус государственной печати предусмотрен, в частности, конституциями Австрии, Болгарии, Румынии, Словакии и Чехии. В ряде мусульманских стран государственными символами считаются государственные награды (Бахрейн, Йемен, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Судан, Оман)[8].

В Албании, на Мальдивских Островах, в Румынии, Судане, Того, Центрально-Африканской Республике и Шри-Ланке к государственным символам прямо или косвенно отнесен государственный (национальный) праздник, или национальный день. Однако такая трактовка национального дня представляется спорной, учитывая семантику термина «символ». Этот термин происходит из греческого языка и означает вещевой, графический или звуковой знак, который может отображать определенное явление или идею.

Не менее спорной является трактовка столицы как одного из государственных символов. Аргументом в пользу такой трактовки считают то, что в ряде конституций статус столицы определен в той же статье, что и статус государственных флага, герба, гимна и т.п. Но это лишь означает, что одна статья основного закона содержит несколько конституционных институтов.

Конституционная регламентация государственных символов в разных странах может различаться как по форме, так и по содержанию. В некоторых странах такая регламентация сведена до наименования государственных символов без какого-либо их описания. В частности, описание государственных символов отсутствует в ряде конституций, принятых в постсоветских странах, что объясняется незавершенностью процессов государственного строительства.


Во многих случаях конституция содержит описание государственного флага, государственного герба и некоторых других «материализованных» символов, которое может быть более или менее детальным, а также название государственного гимна. Иногда указывается на историческое происхождение тех или других государственных символов (Андорра, Хорватия)[9].

Нередко в конституции оговорено, что описание государственных символов и порядок их использования устанавливаются законом. При этом законы о государственных символах в некоторых постсоветских странах принимают по более сложной процедуре, чем «обычная» законодательная. В Грузии, Молдове и Румынии они имеют форму органического закона, а в Азербайджане - конституционного закона.

Понятие суверенитета связано также с понятием государственного языка. Государственный язык - обычно один язык, который в конституции или в законодательстве определен по существу главным в стране. Такое определение означает, что соответствующий язык является средством официального общения в обществе и государстве. Во многих странах государственным фактически выступает язык большинства населения страны. Содержание статуса государственного языка в разных странах может существенно различаться. С государственным суверенитетом связано понятие государственных символов. Государственные символы — это установленные конституцией или специальным законом (законами) либо традиционно признанные предметы, изображения, поэтико-музыкальные произведения, словесные формулировки и др., которые обычно имеют историческое происхождение, отображают особенности развития и современного состояния социума, служат разным целям в деятельности государственных органов и должностных лиц, в условной форме удостоверяют само государство и его суверенитет.

В практике конституционализма устоялся именно термин «государственные символы», хотя как синоним используется термин «национальные символы». Вместе с тем понятие национальных символов нередко имеет самостоятельное значение, связанное с развитием титульной нации, ее ролью в становлении конкретного государства. В результате конституционного закрепления такие символы нередко приобретали значение государственных[10].

Иногда в основном законе акцентируется на связи, которая существует между государственными символами и суверенитетом.

Общепризнанным государственным символом является государственный флаг. Только этот символ определен в конституциях таких европейских государств, как Ирландия, Испания, Италия, Латвия и ФРГ.


Происхождение соответствующего символа связано с использованием еще в рабовладельческие времена воинских знамен политических властителей. Знаменательно, что государственные флаги некоторых современных монархий имеют цвета правящих или исторических династий.

В XIX-XX ст. цвета флагов новообразованных государств определялись, как правило, по результатам исторических исследований. Нередко цвета (цвет) государственного флага свидетельствуют об определенных особенностях общественной жизни, в условной форме отображают характер господствующей идеологии.

Иногда именно цвета конституционно отнесены к государственным символам (Лихтенштейн, Польша). Государственные цвета используются на флаге и гербе, а также на форменной одежде, для оформления официальных мероприятий и т.п. В основных законах Австрии, Чехии, Эквадора и Эстонии определены в отдельности государственный флаг и государственные цвета.

В Монако и Чехии к государственным символам отнесены не только государственный флаг, но и соответственно княжеский штандарт и штандарт президента. В других странах штандарт главы государства (президента) обычно воспринимается как так называемый служебный флаг. Служебные флаги на основе государственного флага нередко устанавливают для разных государственных органов прежде всего с целями представительства[11].

Общепризнанным является также такой государственный символ, как государственный герб. Иногда государственный герб изображен на государственном флаге. Происхождение гербов связывают с периодом крестовых походов, когда знаки на оружии постепенно трансформировались в родовые гербы. Во времена становления централизованных феодальных государств родовые гербы правящих династий приобретали значение по существу государственных.

Сегодня гербами монархий обычно являются именно такие геральдические знаки правящих или исторических династий. Гербы республик содержат изображения, которые в лаконичной форме выражают определенные общественно-политические идеи, удостоверяют преемственность государства и некоторые другие характеристики общества и государства.

Государственный гимн как общепризнанный государственный символ - это поэтико-музыкальное или музыкальное произведение торжественного характера, отображающее соответствующую государственную или национальную традицию и служащее, в частности, политико-идеологичес- ким и патриотически-воспитательным целям. Государственные гимны возникли в связи с революционными событиями XVII-XVIII ст. в Европе и Америке и становлением национальных государств[12].


Некоторыми конституциями к государственным символам отнесен государственный девиз — краткая словесная формулировка (выражение), которая выражает идеи, признанные общественными ценностями. Традиция государственного девиза происходит от изображений на родовых гербах. Сегодня государственный девиз иногда фиксируется на государственном гербе.

В большинстве основных законов, принятых в соответствующих странах, обычно определен и так называемый государственный принцип. Формулировка этого принципа во всех случаях одинакова - «правление народа и для народа».

Государственным символом нередко признается государственная печать. Такой статус государственной печати предусмотрен, в частности, конституциями Австрии, Болгарии, Румынии, Словакии и Чехии. В ряде мусульманских стран государственными символами считаются государственные награды (Бахрейн, Йемен, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Судан, Оман).

В Албании, на Мальдивских Островах, в Румынии, Судане, Того, Центрально-Африканской Республике и Шри-Ланке к государственным символам прямо или косвенно отнесен государственный (национальный) праздник, или национальный день. Однако такая трактовка национального дня представляется спорной, учитывая семантику термина «символ». Этот термин происходит из греческого языка и означает вещевой, графический или звуковой знак, который может отображать определенное явление или идею.

Не менее спорной является трактовка столицы как одного из государственных символов. Аргументом в пользу такой трактовки считают то, что в ряде конституций статус столицы определен в той же статье, что и статус государственных флага, герба, гимна и т.п. Но это лишь означает, что одна статья основного закона содержит несколько конституционных институтов.

Конституционная регламентация государственных символов в разных странах может различаться как по форме, так и по содержанию. В некоторых странах такая регламентация сведена до наименования государственных символов без какого-либо их описания. В частности, описание государственных символов отсутствует в ряде конституций, принятых в постсоветских странах, что объясняется незавершенностью процессов государственного строительства[13].

Во многих случаях конституция содержит описание государственного флага, государственного герба и некоторых других «материализованных» символов, которое может быть более или менее детальным, а также название государственного гимна. Иногда указывается на историческое происхождение тех или других государственных символов (Андорра, Хорватия).