Файл: Понятие и признаки государства (Концептуальные признаки государства ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Представления о территории как о так называемой публичной международно-правовой собственности государства существуют, в частности, в науке международного права. Традиционной выглядит ссылка на принадлежность территории конкретному государству, что обусловливает возможности соответствующего распоряжения такой территорией. Вместе с тем это распоряжение не является гражданско-правовым по характеру. Например, при изменении государственной принадлежности территории путем ее передачи согласно международному договору (цессия) изменяется суверен, но не собственник земли.
В начале XIX ст. была сформулирована концепция территории как основы существования государства. Несколько позднее, как уже отмечалось, государство стали характеризовать как сочетание трех элементов — территории, населения и государственной власти, а саму территорию - как пространство, в пределах которого осуществляется государственное властвование над населением. Соотношение государственной власти с территориально организованным населением обусловливает предназначение территории как пространственной сферы верховенства государства.
Поэтому государственная территория - это геофизическое пространство, на которое распространяется суверенитет государства. Статус государственной территории определен международным правом, а относительно конкретной страны - еще и национальным (внутригосударственным) правом. В границах государственной территории действует правовой режим, являющийся по существу следствием территориального верховенства государства[22].
В состав государственной территории входят сухопутная территория (часть материка или весь материк, как это имеет место в Австралии, а также острова), водная территория (внутренние воды и территориальное море), воздушная территория (пространство, математически рассчитанное до космоса и распространяющееся над сухопутной и водной территориями) и подземная территория (пространство под сухопутной и воздушной территорией, распространяющееся до технически доступной глубины).
Специальный статус имеют континентальный шельф и морская экономическая зона. Так называемое прибрежное государство осуществляет относительно шельфа суверенные права прежде всего с целью разведки и разработки его природных ресурсов. Оно также осуществляет определенные суверенные права в морской экономической зоне.
Территория выступает не только пространственной сферой верховенства государства, а и объектом его власти. Государство устанавливает правовой режим собственной территории, решает вопросы административно-территориального устройства для того, чтобы «приблизить» государственное властвование к соответственно организованному населению. Одновременно не исключается право публичной или частной собственности на землю и другие ресурсы, являющиеся «материальной составляющей» государственной территории.
Своеобразной предпосылкой различных правоотношений, возникающих относительно территории, является верховенство государства, о котором уже шла речь. Как сторона государственного суверенитета, территориальное верховенство фактически указывает на правомочность государства осуществлять исключительную власть в пределах соответствующей территории. По смыслу территориального верховенства государства сформулирован один из общепризнанных принципов современного международного права - принцип неприкосновенности и целостности государственной территории[23].
Понятия неприкосновенности и целостности территории являются взаимосвязанными, но отличными по своему содержанию. Неприкосновенность прежде всего означает запрет какого-либо посягательства со стороны одного государства на территорию другого. Целостность предполагает недопустимость насильственного расчленения государственной территории или захвата и отторжения (аннексия) ее части.
Принцип неприкосновенности и целостности государственной территории иногда приобретает характер конституционного требования. Важным является и то, что еще в XIX ст. в конституциях стали фиксировать тезис о единстве и неделимости государства. Этот тезис был сформулирован на основе представления о неделимости именно государственной территории и свидетельствовал об отказе от частно-правовых концепций применительно характеристик государства и его территорий. Примечательно, что в отдельных странах в основном законе прямо предусмотрена неотчуждаемость государственной территории[24].
При этом в национальном праве нередко устанавливается, что территориальные изменения должны «опираться» на волеизъявление населения, выраженное на референдуме. В XIX веке предполагалось волеизъявление населения, проживавшего в пределах территории - объекта цессии. В наши дни для соответствующих целей предусмотрено всенародное волеизъявление.
Понятие государственной территории конкретизируется рядом других, в частности понятием административно-территориального устройства. Важным является то, что административно-территориальное устройство удостоверяет государственный суверенитет, и его установление является проявлением территориального верховенства государства.
Административно-территориальное устройство - это организация государственной территории путем ее разделения на части - административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство присуще практике подавляющего большинства государств. Исключение составляют те, территория которых по геофизическим параметрами является незначительной. В Европе это некоторые так называемые государства-карлики (Ватикан, Монако, Сан-Марино).
Административно-территориальное устройство играет важную роль относительно правотворческой деятельности местных органов, так как действие их актов в пространстве соответственно ограничено. Обычной является практика издания (принятия) актов главы государства, парламента и правительства, реализация которых порождает правоотношения в пределах административно-территориальных единиц одного уровня или даже конкретных единиц[25].
Административно-территориальное устройство обеспечивает потребности организации выборов и референдумов. Его характеристики, как правило, учитываются при определении соответствующих округов и в некоторых других случаях. Посредством административно-территориального устройства создаются возможности для реального участия граждан в осуществлении власти, для реализации принципа народного суверенитета. С административно-территориальным устройством связана организация политической системы общества, в частности таких ее элементов, как политические партии.
Можно сделать вывод, что единство и неделимость государственной территории не исключают возможность передачи суверенной власти над ее частью другому государству на основе международного договора, а также с учетом норм национального (внутригосударственного) права.
3. Признаки государства как субъекта права
3.1. Правосубъектность государства
Юридическое исследование государства не менее обоснованно, чем историческое, социологическое, политическое и другие его исследования. Направление развития государства таково, что на смену Левиафану, государству, отчужденному от своих граждан и противопоставленному им, приходит государство, которое вступает в правоотношения со своими гражданами, которые, в свою очередь, становятся его членами. Так, прежние политические отношения приобретают правовую форму, которая и должна быть исследована.
Конкретное в смысле полноты юридическое исследование государства возможно не раньше, чем за гражданами будут признаны права, так называемые субъективные публичные права, а не только провозглашена законность государственного управления, чем характеризовалось и абсолютное государство в Европе в XVI—XVIII веках.
Если право становится существенной частью государственного устройства и управления, то долженствует прояснить те изменения, которые происходят с государством, а поскольку эти преобразования сопряжены с правом, то и выразить их следует на его «языке», т. е. в юридических понятиях[26].
Правосубъектность – это первый, исходный и, стало быть, наиболее абстрактный признак государства как лица. В догматическом плане понятия «субъект права» и «правосубъектность» тождественны, поэтому правосубъектность — это лишь иное наименование субъекта права. Понятие «правосубъектность» невозможно определить через понятие «субъект права», так как в этом случае будет definitio per idem. Из этого следует, что в качестве содержания понятия «правосубъектность» должно быть выделено что-то другое.
Правосубъектность и прежде, и сейчас определяется как возможность (способность) иметь, приобретать и осуществлять права и правообязанности. Это определение в основном принимается безусловно. Как видно, правосубъектность складывается из правоспособности и дееспособности. Но и в этом случае собственного содержания у понятия правосубъектности нет, поскольку оно полностью исчерпывается понятиями правоспособность и дееспособность. С логической и лингвистической точек зрения это даже не понятие, а только номинация, общая как правоспособности, так и дееспособности. Поэтому в первом и, стало быть, абстрактном приближении к характеристике государства как лица точнее говорить не о правосубъектности, а о правоспособности и дееспособности[27].
Правоспособность и дееспособность — не однопорядковые в догматическом отношении признаки государства. Благодаря правоспособности государство вводится в правопорядок, т. е. становится собственно субъектом права (лицом). Дееспособность государству требуется для того, чтобы совершать правовые действия, т. е. реализовать свою правоспособность, что, конечно, возможно лишь тогда, когда уже есть субъект права. Однако это не означает того, что правоспособность и дееспособность у государства возникают разновременно: как только государство становится субъектом права, т. е. правоспособным, у него появляется и дееспособность. С этой точки зрения дееспособность государства имеет подчиненное, а не автономное по отношению к его правоспособности значение, притом, что и та и другая являются его самостоятельными, отдельными признаками.
Более подробная характеристика правоспособности государства потребовала бы ее раскрытия на уровне отраслей (подотраслей, институтов) права, что не составляет задачу статьи. В ее рамках важно обратить внимание на правоспособность государства как на его исходный признак как субъекта права (лица). Что же касается дееспособности государства, то данную проблему предстоит обсудить в связи с организационным устройством государства.
3.2. Функции государства
Несмотря на то, что государство имеет собственный аппарат, представленный совокупностью его учреждений, оно все же представляет собой единство, поскольку учреждения, на что обращалось внимание, лицами не являются. Вообще организационное устройство, как и любое устройство государства представляет статику, которая, конечно, должна быть дополнена динамикой, т. е. действиями или, другими словами, функциями государства. Однако действия государства многообразны и различны, так что было бы не совсем правильно каждое отдельное действие именовать функцией. Кроме того, несмотря на разнообразие, эти действия подлежат генерализации, и в результате выделяются лишь три функции государства как субъекта права: законотворчество, исполнение законов и правосудие[28].
В выделении этих функций просматривается корреляция между учреждениями государства и его функциями. Существуют законодательные (парламент), исполнительные (администрация) и судебные (юстиция) учреждения, и соответственно этому вычленяются три функции.
Однако эти функции никогда строго не распределены между учреждениями государства. Если парламент не вторгается в исполнение законов, то администрация постоянно прибегает к подзаконному правотворчеству, а в последние десятилетия их распоряжения по юридической силе могут приравниваться к закону (ордонансы во французском конституционном праве и вообще так называемое делегированное законотворчество). Также и суды, особенно в англо-американском праве, имеют право создавать юридические нормы. Однако все же каждое из названных учреждений имеет конкретное назначение: парламент принимает законы, администрация их исполняет и принимает нормативные распоряжения лишь постольку, поскольку это отвечает их основному назначению и, наконец, юстиция рассматривает споры о праве (гражданском или административном) и осуждает лиц, совершивших преступления, хотя в их юрисдикцию входят и другие вопросы (удостоверение юридических фактов, усыновление, рассмотрение гражданского иска и т. п.), которые непосредственно или опосредованно сопряжены с двумя основными вопросами[29].
Все разнообразные действия государства были сведены в три группы, но эта классификация не является окончательной. Можно продолжить классифицирование с опорой на суверенитет государства. Если последний заключается в праве на самостоятельное создание правовых норм и их применение, то из этого можно вывести лишь две функции государства как субъекта права: правотворчество и правоприменение, осуществляемое как исполнительными, так и судебными учреждениями. Причем исполнительные учреждения осуществляют преимущественно «позитивное», не связанное с правонарушениями правоприменение, тогда как суды — главным образом — «негативное», обусловленное нарушениями правовых норм. Но и здесь нельзя осуществить абсолютную дистинкцию, так как в исполнительных учреждениях имеет место дисциплинарное производство, инициируемое нарушениями по службе, а суды, как было только что отмечено, не всегда рассматривают споры о праве и выносят приговоры.