ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6247
Скачиваний: 5
Ни одна из указанных форм защиты не предоставляется иностранцам, если есть объективные основания предполагать, что они совершили преступления против мира, военные пре-
или преступления против человечности в трактовке, данной этим преступлениям в международно-правовых документах; либо они совершили тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Республику Беларусь; либо виновны в совершении преступлений, противоречащих целям и принципам ООН, либо за которыми компетентные органы страны их проживания, иной, чем государство гражданской принадлежности, признают соответствующие права и обязанности, либо которые пользуются защитой или помощью органов ООН иных, чем УВКБ ООН (ст. 3 Закона 2008 г.).
Право обращаться с ходатайством о признании беженцем или за получением дополнительной защиты имеют иностранцы как пересекающие границу Республики Беларусь, так и проживающие на территории республики. Причем иностранцы, задержанные пограничными войсками в ходе незаконного пересечения границы и заявившие о намерении ходатайствовать о признании беженцами или получении дополнительной защиты, обращаются с такими ходатайствами в пограничные войска, которые должны в течение трех суток сообщить о ходатайствах таких лиц в орган внутренних дел, а также допустить представителей указанных органов в места временного содержания иностранцев в специальных помещениях пограничных войск для проведения собеседования с ними и регистрации ходатайств. Иностранцы, задержанные за незаконное пребывание в Республике Беларусь либо находящиеся в ней на законных основаниях, обращаются с ходатайствами в письменном виде в органы внутренних дел. Регистрация ходатайств производится органами внутренних дел в соответствии с распределительными квотами, которые устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь (ст. 27-30 Закона 2008 г.).
Органы внутренних дел проводят собеседование с задержанными иностранцами, регистрацию их ходатайств.
На начальной стадии рассмотрения ходатайства может быть установлено, что оно явно необоснованно или имеет характер злоупотреблений. Явно необоснованными являются ходатайства, если они абсолютно не соответствуют критериям предоставления статуса беженца или дополнительной защиты, закрепленным в ст. 18 и 21 Закона 2008 г., ходатайства утверждения заявителя о наличии для него опасности преследования совершенно бездоказательны и не подтверждаются имеющейся информацией о ситуации в государстве происхождения заявителя, а также, если иностранец прибыл из безопасной страны или он ранее получил отказ в признании беженцем или получении дополнительной защиты и вновь ходатайствует о признании при условии, что обстановка в государстве его гражданства не изменилась со дня получения отказа. К таковым относятся иностранцы, которые после получения отказа выехали из Республики Беларусь, а затем по разным причинам вновь вернулись и обращаются с ходатайством.
Считается, что ходатайство носит характер злоупотребления, если при проведении процедуры признания беженцем иностранец умышленно уклоняется от вопросов сотрудника соответствующего государственного органа внутренних дел либо умышленно вводит в заблуждение сотрудника по основным пунктам опроса; либо предъявлены поддельные или подложные документы либо иные материалы или документы, имеющие значение для решения вопроса по ходатайству о защите либо умышленно уничтожены такие документы (ст. 40 Закона 2008 г.), а затем следует отказ в предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты; либо иностранец подал ходатайство после задержания пограничными войсками при попытке незаконного пересечения границы или после задержания органами внутренних дел за незаконное пребывание в Республике Беларусь, либо с целью избежания депортации или высылки с территории Беларуси (ст. 37 Закона 2008 г.).
В том случае, если подразделение по гражданству и миграции придет к такому выводу относительно заявленного ходатайства, то по его представлению Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь в течение 15 дней проводит процедуру рассмотрения ходатайства и принимает решение об отказе в признании беженцем либо о направлении дела в орган внутренних дел для проведения полной процедуры рассмотрения ходатайства (ст. 37 Закона 2008 г.). Рассмотрение ходатайства осуществляется в течение шести месяцев со дня его регистрации.
Если в период рассмотрения ходатайства иностранец будет привлечен к уголовной ответственности
на территории Республики Беларусь, рассмотрение его ходатайства приостанавливается до вынесения органом уголовного преследования постановления о прекращении преследования или до вступления в силу приговора. Если иностранец осужден за совершение преступления (за исключением тяжкого преступления), рассмотрение ходатайства приостанавливается до окончания срока отбытия наказания за преступление (ст. 40 Закона 2008 г.).
Приостановление рассмотрения ходатайства иностранца возможно также в случае его неявки в установленный срок по вызову в Департамент по гражданству и миграции или его подразделение, если он не прошел в установленный срок дактилоскопическую регистрацию или обязательное медицинское освидетельствование.
Решение о признании беженцем, предоставлении дополнительной защиты или отказе в них принимается Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь с учетом заключения подразделения по гражданству и миграции и информации органов государственной безопасности Республики Беларусь о наличии у иностранца оснований, предусмотренных ст. 3 Закона 2008 г.
Закрепляются следующие основания для отказа в предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты: если ходатайство лица было явно необоснованным либо имело характер злоупотребления; если иностранец имел гражданство третьего государства, защитой которого мог бы воспользоваться, либо прибыл в Республику Беларусь с территории третьей безопасной страны; если в период рассмотрения ходатайства иностранец совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступление на территории Республики Беларусь либо установлены основания, предусмотренные ст. 3 Закона 2008 г. Дополнительно к вышеназванным условиям может быть отказано в предоставлении статуса беженца: если отсутствуют основания для признания беженцем, если опасения в предоставлении основываются на обстоятельствах, возникших вследствие добровольных действий иностранцев, возникших после того, как он покинул государство гражданской принадлежности либо обычного места жительства. В дополнительной защите может быть отказано, если нет оснований для предоставления дополни-
тельной защиты (ст. 43 Закона 2008 г.). Решение об отказе в признании беженцем или предоставлении дополнительной защиты может быть обжаловано иностранцем в судебном порядке в течение 7 дней (ст. 52 Закона 2008 г.).
Статус беженца или дополнительной защиты иностранец приобретает со дня принятия Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь решения о признании беженцем или дополнительной защиты. В зависимости от формы защиты иностранцу выдается либо удостоверение беженца, либо свидетельство о дополнительной защите (ст. 46 Закона 2008 г.).
Иностранец, признанный беженцем, имеет право на информацию о своих правах и обязанностях. Устанавливается национальный режим наравне с гражданами Республики Беларусь в отношении права на судебную защиту и право на дошкольное и среднее образование детей беженца. В отношении иных прав (право на специальное и высшее образование, медицинскую помощь и социальное обеспечение, трудоустройство, занятие предпринимательством, приобретение движимого и недвижимого имущества, право на участие в общественной деятельности) устанавливается такой же режим, как для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
Кроме того, беженец имеет право на самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в стране иностранца при согласии всех совершеннолетних членов семьи и наличии жилищной квоты (не менее 6 м2 на человека); получение в органах внутренних дел удостоверения на выезд и въезд на территорию Республики Беларусь; обращение с ходатайством о приобретении гражданства после семи лет проживания в стране; получение денежной и иной помощи в размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь; добронолыгое возвращение в свою страну либо выезд на местожительство в другое государство (ст. 19 Закона 2008 г.).
Иностранцы, которым предоставлена дополнительная защита, имеют права, аналогичные правам иностранцев, получившим статус беженца. Дополнительно к пршшм беженцев такие иностранцы могут обращаться в подразделение по
миграции с просьбой о продлении статуса дополнительной защиты (она предоставляется на срок не более года) или обращаться с просьбой о защите в случае возникновения оснований для предоставления статуса беженца (ст. 22 Закона 2008 г.).
Права иностранца, получившего временную защиту, ограничены по сравнению с иностранцами, имеющими статус беженца или дополнительной защиты: они имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях; получение бесплатной скорой помощи; проживание в местах, предусмотренных Советом Министров Республики Беларусь и передвижение по территории, указанной данным органом; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности; обращение в УВКБ ООН; пользование иными правами наравне с иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь (ст. 25 Закона 2008 г.).
Законодательством Республики Беларусь регулируются основания прекращения и лишения статуса беженца и дополнительной защиты. Согласно Закону 2008 г. иностранец утрачивает статус беженца или дополнительной защиты, если он:
-
получил гражданство Республики Беларусь;
-
добровольно воспользовался защитой государства своего
гражданства; -
либо добровольно вновь приобрел его;
-
либо получил гражданство другого государства и пользует
ся его защитой; -
добровольно вернулся в государство своего гражданства, ко
торое ранее покинул, ссылаясь на опасность преследования; -
либо не может отказаться от защиты государства своего
гражданства или прежнего местожительства, так как опас
ность преследования более не существует; -
добровольно вновь обосновался в государстве своего граж
данства; -
добровольно отказался от статуса беженца или дополни
тельной защиты, являясь лицом без гражданства; -
может вновь вернуться в государство обычного проживания
в силу отсутствия оснований, по которым ему был предос
тавлен статус беженца или дополнительной защиты.
Кроме того, иностранец утрачивает право на дополнительную защиту, если ему предоставлен статус беженца (ст. 48 Закона 2008 г.).
Статус беженца или дополнительная защита аннулируется по следующим основаниям:
-
сообщение заведомо ложных сведений или предъявление под
дельных документов, необходимых для признания его бе
женцем; -
если он создает угрозу для национальной безопасности или
совершил тяжкое или особо тяжкое уголовное преступление
на территории Республики Беларусь; -
если он выехал за пределы Республики Беларусь и не вер
нулся в установленные сроки.
Возможно также аннулирование решения о признании иностранца беженцем или предоставления дополнительной защиты, если он в течение трех месяцев со дня направления копии решения не явился для постановки на учет в подразделение по гражданству и миграции (ст. 49 Закона 2008 г.). Решение об утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты принимается Департаментом самостоятельно и по предложению органов государственной безопасности, органов пограничной службы или подразделения по гражданству и миграции (ст. 50 Закона 2008 г.).
Иностранец имеет право обжаловать решение Департамента в суд в течение 15 дней со дня получения решения. В случае отказа суда в удовлетворении жалобы иностранца либо необращения его в суд в установленный срок, он обязан в точение 15 дней покинуть территорию Республики Беларусь Вместе с членами своей семьи (ст. 53 Закона 2008 г.). Однако иностранец не может быть выслан или возвращен против своей ноли п государство, где его жизни или свободе угрожает