ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6246

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:


3. Сущность современного международного права.


Международное право возникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связан­ный с историей формирования и развития мирового сообщества.


Становление международного права как системы принци­пов и норм относится к середине XVII в. - времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания и развития буржуазных государств, научно-техническому прогрес­су, ускорившему развитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирного рынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирова­ния.

Указанные процессы способствовали признанию между­народного права как самостоятельной правовой системы, не­обходимого инструмента дипломатической практики и между­народного сотрудничества, получившего название классическо­го международного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны.


Создание ООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципы нового между­народного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права.

Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориаль­ной сфере действия.

Субъектом классического международно­го права признавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашло отражение в доктрине между­народного права того периода.

Так, русский ученый XIX в. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия между­народного права ограничивается только теми народами, кото­рые признают основные начала Европейской культуры и дос­тойны названия образованных народов».

Схожей точки зре­ния придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который опре­делил международное право как «право Европейских христи­анских государств». Поэтому весь афро-азиатский регион, на­роды которого находились в колониальной и полуколониаль­ной зависимости от цивилизованных европейских государств и США, был вне сферы регулирования международного права.

В начале XX в. колонии и протектораты были легализова­ны мандатной системой Лиги Наций, первой политической межправительственной организацией, созданной в 1919 г. Война была провозглашена правомерным средством разрешения меж­государственных споров, если конфликтующие государства не сумели урегулировать их мирными средствами. Этим объясня­ется то, что наиболее успешно кодификация международного права осуществлялась в области разработки международных договоров, касающихся законов и обычаев войны. Так, на Га­агской конференции 1906-1907 гг. было принято 13 между­народных договоров в этой области;



по содержанию:

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискрими-национности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую систему какого-либо государства. Его нор-мы. обязательны для любого государства, независимо от поли­тической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим ко­дексом поведения государств на международной арене, выра­жает интересы всего мирового сообщества.

Любое государство, независимо от ко­личества населения, степени развития, размера территории
обладает равными правами и обязанностями в международ­
ных правоотношениях;


- в пространственной сфере - объектом регулирования меж­
дународного права является космическое пространство, меж­дународное воздушное пространство, дно мировых океанов и
морей, с находящимися в них ресурсами.


И так,

Международное право:

- антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Зап­рещается умаление прав человека по мотивам национально­сти, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе. Геноцид — политика государства, направленная на уничтоже­ние нации, народности, этнической группы, апартеид - узако­ненное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку - квалифицируются международным пра­вом как преступление против человечества.

- В Уставе ООН демократическое содержание международно­го права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как: достоинство и ценность человеческой личнос­ти, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и ма­лых наций, неприменение силы и угрозы силой против терри­ториальной целостности и политической независимости любо­го государства.


4. Функции современного международного права.


В международно-правовых документах отсутствует понятие функций международного права и их классификация. В докт­рине международного права наиболее часто используется термин «функционировние», определяемый как процесс реализа­ции функций, либо термин «функция» отождествляется с «за­дачей» или «целью».

Имеющиеся определения функций меж­дународного права базируются на понятии функции, вырабо­танном общей теорией права, согласно которой функция — это направление правового воздействия, выражающее роль пра­ва в организации (упорядочении) общественных отношений.


Применительно к международному праву профессор Г.И. Тункин дал следующее определение функций в 7-томном курсе международного права: «Направление или характер воз­действия, которое международное право оказывает в процессе взаимодействия с другими явлениями».


Профессор И.И. Лукашук в своем авторском учебнике конкретизирует понятие функций как воздействие международного права на социальную среду, определяемое его общественным назначением, обусловив это тем, что характер социальных функций выражает природу права .



Отсюда, классификация функций, приводимых в теории междуна­родного права, разнообразная.

- Так, профессор Г.И. Тункин в качестве общей основной функции международного права на­зывал обеспечение функционирования межгосударственной си­стемы в параметрах, определяемых международным правом. Реализация основной функции осуществляется с помощью ста­билизирующей и созидательной функций международного пра­ва. Выделяется также программная функция международного права.


  • Профессор И.И. Лукашук главными функциями считает: социальную, направленную на обеспечение существующих меж­дународных отношений, и юридическую, состоящую в право­вом регулировании межгосударственных отношений. Кроме того, в качестве самостоятельных функций называются функ­ция противодействия появлению новых отношений, противо­речащих целям и принципам международного права, информа­ционно-воспитательная, функция интернационализации, направ­ленная на расширение и углубление взаимосвязи между госу­дарствами.


  • Профессор Ю.М. Колосов выделяет четыре функции: коор­динирующую, регулирующую, обеспечительную, охранитель­ную х. Очевидно, что при всем терминологическом разнообра­зии указанных функций содержательно они совпадают. Пред­ставляется, что более полно отражает сущностные характерис­тики функций международного права их классификация на регулирующую, обеспечительную, охранительную, программную, информационно-образовательную.


Мы можем сегодня назвать функцией международного права, которые признаны мировым сообществом:


А) регу­лирующая функция:

Основной функцией международного права является регу­лирующая функция, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений.

Указанная функция реа­лизуется преимущественно путем заключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправи­тельственных организаций и иных акторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участни­ков таких соглашений.

Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимо­действия внешней политики государств, отражающей их на­циональные интересы, и международного права.

Влияние внешней политики государства проявляется в по­зиции государства при разработке текста договора и признании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние меж­дународного права выражается в том, что реализация внешне­политических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, ис­ключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические мето­ды (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении между­народных проблем.


Влияние международного права на формирование внешней политики государства наглядно проявляется в концепции на­циональной безопасности, традиционно разрабатываемой го­сударствами.

В частности, в Концепции национальной безо­пасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от

подчеркивается, что

- «обеспечение нацио­нальной безопасности основывается на законности, предпола­гающей соблюдение норм международного права и националь­ного законодательства»;

- в качестве приоритетных направле­ний в обеспечении безопасности Республики Беларусь в воен­ной сфере определяется «участие в системах международной безопасности в рамках Договора о создании Союзного государ­ства и Договора о коллективной безопасности, участие в про­цессах разоружения и контроля над вооружениями в рамках международных договоров»;

- в ин­формационной сфере — «участие в международных соглашени­ях, регулирующих на равноправной основе мировой информа­ционный обмен, в создании и использовании межгосударствен­ных и международных глобальных информационных сетей и систем».


НОРМЫ МОРАЛИ:


Следует отметить, что регулирующая функция не только устанавливает юридические параметры обязательного поведе­ния участников международных отношений, но и включает нормы морали.

Правила морали — одни из самых ранних по времени применения во взаимоотношениях государств. При­чем на формирование моральных установок оказали определя­ющее влияние религиозные постулаты, такие как непримене­ние насилия, терпимость, справедливость, человеческое досто­инство.


В настоящее время под международной моралью пони­маются правила, с которыми должны считаться государства, нации (народы) и другие участники международных отноше­ний в силу их признания мировым сообществом, несоблюде­ние которых вызывает его осуждение.

Нормы международной морали получили воплощение в та­ких принципах международного права, как справедливость и добросовестность, широко используемых на всех стадиях меж­дународного правотворчества, начиная от разработки междуна­родного договора и кончая его выполнением.

Нормы морали нашли отражение в Уставе ООН. Так, в Преамбуле Устава про-

возглашается, что все народы должны «проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи», созда­вать условия, при которых может соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Нормы морали применяются для обеспечения выполнения государствами резолюций международных межправительствен­ных организаций, имеющих рекомендательный характер (на­пример, резолюций ГА ООН), а также заключений комитетов (Комитет по правам человека, Комитет по конвенциям и реко­мендациям ЮНЕСКО), осуществляющих контрольные функции в области соблюдения государствами обязательств по правам человека, несоблюдение которых вызывает моральное осужде­ние. В современный период выполнение моральных норм яв­ляется критерием цивилизованного поведения государства в международных отношениях.



Моральные нормы применяются в практике деятельности международных судов при рассмотрении межгосударственных споров. Так, в Статуге Международного Суда ООН (ст. 38) указывается на то, что Суд может разрешать дело ex aequo et bono (по совести) при согласии на это сторон.


Поведение участников международных отношений, особен­но государств, регулируются и правилами международной веж­ливости. Например, в области морского судоходства (взаим­ные салюты кораблей в открытом море), в дипломатических отношениях (дипломатический протокол). Хотя правила меж­дународной вежливости — это исторически сложившиеся тра­диции, они могут трансформироваться в международно-право­вые нормы, в случае закрепления их в международном догово­ре или в законодательстве государств.


Б) Обеспечительная функция:

Важную роль играет обеспечительная функция междуна­родного права, направленная на разработку международно-пра­вовых норм и механизмов, побуждающих субъектов междуна­родного права, преимущественно государства, выполнять меж­дународные обязательства.

С этой целью в международных соглашениях, особенно в области прав человека, борьбы с пре­ступностью, по гуманитарному праву, закрепляются положе­ния о необходимости «принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осу­ществления» международных обязательств (ст. 2 Международ­ного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). Поэтому степень эффективности соблюдения государствами меж­дународных обязательств зависит от разработанности механиз­ма реализации (имплементации) норм международного права.


Для контроля за соблюдением норм международного права (особенно договорных) в рамках международных межправи­тельственных организаций учреждаются специальные органы:

(Совет по правам человека — в ООН, Комитет по конвенциям и резолюциям — в ЮНЕСКО, Комитет экспертов по конвенциям и рекомендациям — в МОТ).

Специальные органы созданы на базе международных договоров, особенно в области:

  • прав человека (Комитет по правам человека — согласно Меж­
    дународному пакту о гражданских и политических правах
    1966 г.; Европейский суд по правам человека — согласно
    Европейской конвенции о защите прав человека и основ­
    ных свобод 1950 г.);

  • гуманитарного права (Держава-покровительница; Комиссия
    по установлению фактов);

  • разоружения (Организация по запрещению химического ору­
    жия - согласно Конвенции о запрещении разработки, про­
    изводства, накопления и применения химического оружия и
    о его уничтожении 1993 г.);

  • защиты окружающей среды (Конференция в соответствии
    с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата
    1992 г.);

  • борьбы с преступностью (Международный комитет по нар­
    котикам в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против
    незаконного оборота наркотических средств и психотроп­
    ных веществ 1988 г.).