ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6249

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На защиту интересов беженцев направлена ст. 8 Конвен­ции, запрещающая применение исключительных мер государ­ством в отношении имущества или интересов граждан иност­ранного государства, даже если беженцы являются граждана­ми этого государства.

Отдавая предпочтение правам беженцев, Конвенция зак­репляет их обязанности в отношении страны проживания,

заключающиеся в подчинении ее законам и распоряжениям, а также мерам в отношении общественного порядка (ст. 2).

Конвенция 1951 г. детально регламентирует основания для прекращения статуса беженца. К ним относятся:

  1. добровольное возращение под защиту страны своей граж­
    данской принадлежности;

добровольное восстановление

  1. приобретение нового гражданства;

  2. добровольное возвращение на жительство в страну, где он
    имел опасения стать жертвой преследования;

  3. невозможность более отказываться от пользования защи­
    той страны своей гражданской принадлежности, ибо об­
    стоятельства, на основании которых оно было признано бе­
    женцем, более не существуют;

  4. возможность для лица, не имеющего определенного граж­
    данства, вернуться в страну своего прежнего местожитель­
    ства, ибо обстоятельства, в силу которых оно было призна­
    но беженцем, более не существуют (п. С ст. 1).

Таким образом, Конвенция создавала международно-право­вые и внутригосударственные гарантии защиты прав бежен­цев. Однако ориентированность Конвенции только на европей­ский регион и события до 1951 г. находилась в противоречии с ростом политической эмиграции, ставшей повсеместным явлением из-за идеологического противоборства стран социа­листической и капиталистической систем. Проблема была ре­шена принятием в декабре 1966 г. Протокола к Конвенции, вступившего в силу в 1967 г., который исключил из определе­ния беженцев положения, касающиеся географических и вре­менных ограничений (ст. 1), что придало Конвенции универ­сальный характер. На 2007 г. ее участниками являлись 147 государств.

Однако кодификационный процесс в области регламента­ции статуса беженцев осуществляется не только в рамках ООН.

Наибольшую роль в разработке расширенной международ­но-правовой трактовки понятия «беженец» сыграли те регио­нальные международные организации, государства-члены ко­торых либо содействовали своей политикой массовым переме­щениям беженцев, либо страдали от их притока с территории соседних стран.

В 1969 г. Организация африканского единства (ныне - Аф­риканский союз) приняла Конвенцию по конкретным аспек­там проблем беженцев в Африке. Данная Конвенция дополни­ла понятие беженца по Конвенции 1951 г. новыми положени­ями, учитывающими причины, порождающие вынужденную миграцию в этом регионе. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции ОАЕ термин «беженец» применяется также к любому лицу, которое

вследствие «внешней агрессии, оккупации, иностранного гос­подства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок с какой-то части страны или во всей стране его проис­хождения или гражданской принадлежности, вынуждено по­кинуть место своего обычного проживания и искать убежище в другом месте за пределами страны своего происхождения или гражданской принадлежности».


В Латиноамериканском регионе в рамках ОАГ в 1984 г. принимается Картахенская декларация о беженцах. Несмотря на то что данный документ был принят на коллоквиуме, орга­низованном Картахенским университетом, Региональным цен­тром по исследованию третьего мира и УВКБ ООН, его назва­ние и содержание выходило за рамки традиционных актов, вырабатываемых на встречах представителей неправительствен­ных организаций. В документе рекомендовалось с учетом опы­та, накопленного в Центральноамериканском регионе по про­блемам беженцев, а также прецедента Конвенции ОАЕ 1969 г., рассмотреть вопрос о расширении понятия «беженец», которое должно относить к числу беженцев лиц, бежавших из страны, «поскольку их жизни, безопасности или свободе угрожали все­общее насилие, иностранная агрессия, внутренние конфликты, массовые нарушения прав человека или другие обстоятельства, приведшие к серьезному нарушению общественного порядка». Неоднократные ссылки Генеральной Ассамблеи ОАГ на Карта-хенскую декларацию свидетельствует о том, что в настоящее время она отражает позиции латиноамериканских государств и имеет статус международно-правового документа.

Важный вклад в расширительную регламентацию понятия беженца внесло СНГ, государства-члены которого после меж­национальных конфликтов конца XX в. в Нагорном Караба­хе, на Северном Кавказе, в Приднестровье, Грузии, Абхазии, Чечне впервые ощутили на себе груз проблем, связанных с мас­совыми потоками беженцев. Учитывая специфику федератив­ного устройства России, к ним прибавилась еще одна катего­рия лиц, неизвестная ранее в международно-правовой терми­нологии: вынужденные переселенцы. Этим объясняется назва­ние договора, принятого 24 сентября 1993 г. в рамках СНГ -Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселен­цам и одинаковый правовой режим, предусмотренный для ука­занных категорий.

Статья 7 названного Соглашения исчерпывающим обра­зом определяет понятие «беженец» для целей Соглашения. Соглашение, повторяя все критерии, предъявляемые к поня­тию «беженец» в Конвенции 1951 г., расширило его как по субъекту, распространив на членов семьи, так и по причинам, вызвавшим перемещение: вооруженные и межнациональные конфликты (ст. 1). Вынужденные переселенцы отличались от беженцев лишь по критерию гражданства: если первые по от­ношению к принимающей стране были ее гражданами (ст. 2), то последние — иностранцами.

В европейских региональных организациях (СЕ и ЕС) под­ход к разрешению проблемы новых категорий беженцев опре­делялся позицией европейских стран, считающих, что их меж­дународные обязательства распространяются лишь на бежен­цев в трактовке Конвенции 1951 г. и Протокола к ней.

СЕ так и не разработал конвенцию по правам беженцев, ограничившись выработкой рекомендаций Комитета министров, направленных на унификацию внутригосударственных проце­дур по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища.


Активную нормотворческую деятельность в области регу­лирования статуса беженца осуществляет ЕС, территории госу­дарств-членов которого являются наиболее привлекательными для беженцев и иных категорий вынужденных мигрантов. Цель кодификационной политики ЕС - выработать единую систему предоставления и лишения статуса беженца. В настоящее вре­мя основным международным соглашением, принятым в рам­ках ЕС, является Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г., который закрепил правовую основу для гармониза­ции общей политики в отношении убежища и миграции.

Следует отметить, что Амстердамский договор определил временные рамки 5 лет (с 1999 по 2004 гг.), в течение которых государства - члены ЕС должны достичь соглашения по таким вопросам, как определение страны, на которой лежит ответ­ственность по изучению ходатайства лица о предоставлении убежища; разработку правил переезда беженцев в другие стра­ны, обмен информацией по вопросам беженцев.

Реализации положений Амстердамского договора, направ­ленных на создание единой Европейской системы предостав­ления убежища, способствовало принятие Советом ЕС ряда

регламентов и директив. Так, в 2001 г. была принята Дирек­тива «О минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и о мерах поддержания баланса в усилиях государств-членов в свя­зи с приемом таких лиц и последствиями такого приема», в 2003 г. - Регламент «О критериях и механизмах для определе­ния государства-члена, ответственного за рассмотрение хода­тайства о предоставлении убежища, заявленного в одном из государств-членов гражданином третьей страны», заменивший Дублинскую конвенцию 1990 г.

Особо важную роль в гармонизации законодательства стран — членов ЕС относительно предоставления статуса бе­женца сыграли следующие директивы Совета ЕС: Директива 2003 г., определяющая минимальные стандарты приема лиц, ищущих убежища; Директива 2004 г., устанавливающая ми­нимальные стандарты для квалификации и статуса граждан третьих стран или лиц без гражданства, нуждающихся в иной форме международной защиты; Директива 2005 г. о мини­мальных стандартах для процедур государств-членов по предо­ставлению и отмене статуса беженца '.

С принятием указанных документов был завершен первый этап создания единой Европейской системы по предоставле­нию убежища, цели которого были определены Амстердамским договором 1997 г. Основными задачами второго этапа, соглас­но Гаагской программе 2005 г., являются: разработка единой процедуры предоставления статуса беженца и создание специ­альных структур для координации взаимодействия государств — членов ЕС по имплементации европейских стандартов в нацио­нальное законодательство.

Следует отметить, что Европейская система по предостав­лению убежища оказывает определяющее влияние на развитие универсального международного механизма по защите прав бе­женца. В частности, в директивах, принятых Советом ЕС, сфор­мулировано понятие третьей безопасной страны, установлена новая форма защиты — дополнительная защита, распространя­ющаяся на лиц, не подпадающих под понятие беженца по Кон­венции 1951 г., но являющихся жертвами пыток либо угрозы


пыток, либо смертной казни или бесчеловечного и унижающе­го достоинство обращения и наказания либо серьезной угрозы их жизни в стране их постоянного проживания в ситуации вооруженного конфликта. Таким лицам, по аналогии с бежен­цами, гарантируется невысылка в страну происхождения, а так­же предоставление временного вида на жительство, доступ к трудоустройству, образованию, социальному обеспечению, ме­дицинскому обслуживанию в стране убежища.

§ 9. Регламентация статуса беженцев,

дополнительной и временной защиты

в Республике Беларусь

Определяющая роль в предоставлении статуса беженца при­надлежит государству. Поэтому оно должно выработать комп­лекс мер, гарантирующих защиту лица, ищущего убежища, с момента прибытия в страну и до момента определения его ста­туса, что и составляет суть защиты.

Правовая база системы защиты прав беженцев в Республи­ке Беларусь основывается на положениях Конституции Рес­публики Беларусь, закрепляющих возможность предоставле­ния убежища лицам, преследуемым в других странах за поли­тические, религиозные убеждения и национальную принадлеж­ность (ст. 12), и законодательства, устанавливающего нацио­нальный режим для иностранных граждан и лиц без граждан­ства наряду с гражданами Республики Беларусь, если иное не закреплено Конституцией, законом и международными догово­рами Республики Беларусь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без граж­данства в Республике Беларусь»).

Правовая база включает две группы нормативных актов: законы и подзаконные акты, непосредственно регулирующие статус беженца, и иные нормативные акты по общим миграци­онным вопросам, содержащие положения, касающиеся статуса беженца.

К первой группе относятся:

- Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-3 «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без

гражданства статуса беженца, дополнительной и времен­ной защиты в Республике Беларусь»1 (далее - Закон 2008 г.);

Положение о предоставлении иностранным гражданам и
лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь,
его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Рес­
публике Беларусь иностранных граждан и лиц без граждан­
ства, утвержденное Указом Президента Республики Бела­
русь от 5 апреля 2006 г. № 204 2;

- Положение о Департаменте по гражданству и миграции Ми­
нистерства внутренних дел Республики Беларусь, утверж­
денное Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня
2004 г. № 268 3 и др.

Ко второй группе относятся законы Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положе­нии иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О порядке вы­езда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».


Предоставление статуса беженца и дополнительной защи­ты в Республике Беларусь регулируется как Законом Респуб­лики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», так и постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы пре­доставления иностранным гражданам и лицам без граждан­ства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. № 461. Как следу­ет из названия Закона 2008 г., иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Беларусь предоставляет­ся три формы защиты: статус беженца, дополнительная защи­та и временная защита.

Согласно Закону 2008 г. статус беженца предоставляет­ся тем иностранным гражданам, находящимся на террито­рии Республики Беларусь, которые в силу вполне обоснован­ных опасений могут стать жертвой преследования на терри­тории государства гражданства или постоянного прожива­ния по причинам расы, вероисповедания, гражданства, нацио­нальности, принадлежности к определенной социальной груп­пе или политических убеждений, не могут или не хотят в силу названных опасений пользоваться защитой государства граж­данства или постоянного проживания. Таким образом, основа­ния предоставления статуса беженца в Республике Беларусь аналогичны конвенционным основаниям. Статус беженца предо­ставляется на срок сохранения в государстве гражданской при­надлежности вышеназванных причин (ст. 18 Закона 2008 г.).

Дополнительная защита предоставляется иностранным гражданам, не имеющим оснований для получения статуса беженца, но у которых присутствуют вполне обоснованные опасения подвергнуться в стране своего гражданства или по­стоянного проживания угрозе смертной казни, пыток и дру­гих бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство обращений и наказаний либо угрозе жизни в ситуации проис­ходящего в стране вооруженного конфликта. Дополнительная защита предоставляется на срок до 1 года. В случае сохране­ния в государстве гражданства или постоянного проживания вышеперечисленных опасений срок дополнительной защиты может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона 2008 г.).

Временная защита предоставляется группе иностранных граждан в случае их массового прибытия и необходимости ре­шения в этой связи вопроса об их допуске в Республику Бела­русь и пребывания в ней с целью предоставления им статуса беженца или дополнительной защиты. Срок временной защи­ты устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и не может превышать одного года. Если по истечении срока временной защиты иностранцы не вернулись в страну их граж­данства или обычного проживания либо другую страну, согла­сившуюся их принять, индивидуально решается вопрос об их защите (ст. 24 Закона 2008 г.).