ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6245
Скачиваний: 5
Трагичное положение беженцев, а также осложнение взаимоотношений между государствами, вызванное их массовыми потоками, привели к осознанию международным сообществом необходимости создания универсального международно-правового механизма по защите прав беженцев, а также разработки международных и национально-правовых процедур по предоставлению убежища и статуса беженца.
Международно-правовой механизм защиты прав беженцев является частью механизма международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав беженцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.
Вместе с тем международная защита прав беженцев имеет ряд особенностей в силу специфики статуса беженца. Во-первых, в признании и объеме статуса убежища определяющую роль играет государство. Международные документы лишь ориентируют государство на разработку законодательства в соответствии с конвенционными положениями либо конкретизируют критерии и принципы, которыми государства должны руководствоваться (заключения, руководства Исполнительного комитета УВКБ ООН).
Во-вторых, беженцы лишены, защиты со стороны своего государства, что усиливает важность международной защиты, их прав и обусловливает широту функций международных органов, оказывающих содействие и помощь беженцам в решении социальных и экономических проблем, в отличие от полномочий международных контрольных органов, ограничивающихся надзором за соблюдением государствами международных обязательств.
Первые соглашения были разработаны в рамках Лиги Наций в период с 1922 по 1939 гг. Среди них наиболее важным является Конвенция 1933 г. о международном статусе беженцев, ставшая моделью для будущих международных соглашений в этой области. В ней впервые были закреплены ряд социально-экономических прав беженцев и устанавливалось обязательство государств не выдворять беженцев, постоянно проживающих на их территориях, и отказывать им во въезде на свои территории. Однако конвенции, принятые в рамках
Лиги Наций, не получили должного применения вследствие их фактического непризнания государствами.
Решающую роль в формировании современной системы защиты прав беженцев сыграла ООН, на которую Уставом ООН была возложена функция по осуществлению международного сотрудничества государств в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религий». В 1946 г. на основании резолюции ГА ООН был разработан и принят Устав Международной организации по делам беженцев, ставшей специализированным учреждением ООН. Основной задачей МОБ провозглашалось «быстрое и положительное разрешение проблемы подлинных беженцев и перемещенных лиц» 1. Сначала основной функцией МОБ была репатриация, но затем проблемы послевоенной Европы акцентировали ее деятельность на вопросы переселения. Под ее эгидой были расселены десятки тысяч беженцев и перемещенных лиц. Однако деятельность МОБ носила временный характер, поэтому уже в конце 40-х гг. в ООН стал обсуждаться вопрос о необходимости создания новой международной организации.
Резолюцией ГА ООН 319 (IV) от 3 декабря 1949 г. было создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Согласно Уставу, одобренному резолюцией ГА ООН от 16 декабря 1950 г., УВКБ является вспомогательным органом ГА ООН и находится в подчинении как у ГА ООН, так и ЭКОСОС ООН.
В соответствии с положениями Устава Верховный комиссар ООН по делам беженцев:
а) обязан
следовать руководящим директивам ГА
ООН или
ЭКОСОС
ООН (п. 3);
б) действует под руководством ГА ООН;
в) избирается
ГА ООН, а новые структурные подразделения
УВКБ
ООН учреждаются на основе резолюций
ЭКОСОС ООН
(п.
4, 13);
г) не
может обращаться к правительствам с
просьбой о предо
ставлении
средств или выступать с призывами общего
ха
рактера
без предварительного разрешения ГА ООН
(п. 10);
д) ежегодно отчитывается о своей деятельности перед ГА ООН, представляя ей свой доклад через ЭКОСОС ООН (п. 11).
В качестве обязанностей Верховного комиссара устанавливаются предоставление международной защиты беженцам, подпадающим под определение понятия «беженец», закрепленное в Уставе; изыскание окончательного разрешения проблем беженцев путем оказания содействия правительствам и с их согласия частным организациям; содействие добровольной репатриации беженцев и их ассимиляции в странах убежища (п. 1).
Обязанности Верховного комиссара по международной защите беженцев реализуются в рамках функций (компетенции) УВКБ ООН, детально регламентируемых Уставом, которые условно можно объединить в пять групп:
-
участие в правотворческом процессе по защите беженцев:
содействие заключению и ратификации международных
конвенций, заключение специальных соглашений с государ
ствами, направленных на облегчение положения беженцев и
сокращение их числа (пп. a, b п. 8); -
оказание помощи беженцам: содействие допуску беженцев на
территории различных государств, получение ими разреше
ния для перевоза имущества, особенно необходимого для их
расселения, содействие правительственным и частным ли
цам и организациям в добровольной репатриации беженцев,
ассимиляции их в странах убежища, а также непосредствен
ная деятельность по репатриации и расселению по определе
нию Генеральной Ассамблеи (пп. с—е п. 8, п. 9); -
надзорная функция: получение от правительства информа
ции относительно беженцев на территории государства и
законодательства в этой области (пп. i п. 8); -
финансовые функции: получение добровольных обществен
ных и частных средств для оказания помощи беженцам и
распределение их между частными и, если это необходимо,
государственными учреждениями, которые, по мнению Вер
ховного комиссара, «являются наиболее квалифицирован
ными для оказания такой помощи» (п. 10); -
установление и развитие сотрудничества с заинтересованны
ми государствами и межправительственными организация
ми, а также с частными организациями по вопросам бежен
цев, и координация усилий тех из них, которые занимаются
попечительством в отношении беженцев (пп. g—i п. 8).
Причем в Уставе подчеркивается, что деятельность Верховного комиссара аполитична и носит «гуманитарный и социальный характер» (п. 2).
Первоначально предполагалось, что деятельность УВКБ ООН будет носить краткосрочный характер и завершится после того, как УВКБ ООН выполнит свою основную задачу — поможет переселению и обустройству 1,2 млн. европейцев, вынужденных покинуть свои страны или депортированных фашистской Германией в ходе Второй мировой войны.
Однако прогнозы на быстрое решение проблемы беженцев не оправдались. Многочисленные кризисные ситуации, возникшие в 50-80-х гг. XX в. в результате локальных межгосударственных и внутренних вооруженных конфликтов, особенно в Азии и Африке, сопровождавшихся грубым нарушением прав человека, национально-освободительные движения, экологические катастрофы вызывали массовые потоки вынужденных мигрантов, включая беженцев.
ГА ООН периодически продлевала срок полномочий УВКБ ООН на пятилетний срок, а в 2003 г. приняла резолюцию о том, что мандат УВКБ ООН будет действовать до тех пор, пока проблема беженцев не будет решена окончательно.
Эволюция функций УВКБ ООН на современном этапе осуществляется в направлении как расширения категорий вынужденных мигрантов, которым Управление предоставляет международную защиту и помощь, так и в появлении новых функций и углублении уставных.
В настоящее время в сфере деятельности УВКБ ООН помимо беженцев находятся несколько категорий вынужденных переселенцев, а именно:
-
лица, перемещенные внутри страны (внутренне перемещен
ные лица) — лица, вынужденные покинуть места своего про
живания, спасаясь от насилия, вызванного внутренними во
оруженными конфликтами, кризисом политической систе
мы, и переезжающие в другие районы государства своего
гражданства или обычного места проживания, не затрону
тые военными действиями, отличающиеся более стабиль
ной ситуацией; -
лица без гражданства;
3) возвращающиеся лица, которые добровольно возвращаются в страну происхождения, и сохраняющие право на международную защиту в течение ограниченного времени после репатриации; переселенные лица — переселенные из страны первого убежища в третьи безопасные страны; другие лица, чье положение сравнимо с беженцами, с положением беженцев, но они не подпадают под критерии беженца, закрепленные в Уставе УВКБ ООН (например, жертвы вооруженных конфликтов, беспорядков в стране проживания, лица, которым угрожают пытки или смертная казнь в стране проживания, жертвы экологических катастроф)1.
Таким образом, в современных условиях мандат УВКБ ООН распространяется на широкий круг лиц, определяющих состав вынужденной миграции.
Следует отметить, что помимо УВКБ, занимающего центральное место в системе защиты прав беженцев, помощь беженцам оказывают и другие международные органы и организации, входящие в систему ООН. В частности, к ним относятся БАПОР, действующее с 1950 г. на территории Ливана, Сирии, Египта, сектора Газы. Причем палестинские беженцы исключены из компетенции УВКБ и Конвенции о статусе беженцев 1951 г. 2
Существенную помощь беженцам оказывают и такие органы и организации, как ЮНИСЕФ — социальное обеспечение детей-беженцев; ВОЗ — медицинская помощь при чрезвычайных обстоятельствах; ЮНЕСКО - образовательные программы; МОТ - профессиональное обучение; ВПП - обеспечение беженцев продовольствием.
Следует отметить и роль такой международной универсальной организации, работающей в тесном сотрудничестве с УВКБ, как MOM, занимающейся координацией сотрудничества государств по вопросам миграционной политики, управлением и регулированием миграционных процессов в современном мире3.
Однако механизм международной защиты прав беженцев был бы неэффективным без разработки универсальной конвенции, детально регламентирующей статус беженца. Такая Конвенция была принята 2 июня 1951 г. на международной конференции в Женеве.
В Конвенции о статусе беженцев с использованием предшествующей правовой базы давалась трактовка понятия беженца, определялись права и обязанности государств в отношении беженца.
В определении понятия «беженец», по Конвенции, подчеркивалась преемственность с предшествующими соглашениями и Уставами МОБ и УВКБ. Идентичность выражалась во временных ограничениях, традиционных критериях. В соответствии с пп. 2 п. А ст. 1 под беженцами понимались те лица, которые в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г. в Европе, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.
В Конвенции регламентируются и негативные критерии, идентичные закрепленным в Уставе УВКБ ООН. Статус беженца не предоставлялся лицам, которые добровольно воспользовались защитой своей страны либо добровольно вернулись в нее, или, лишившись своего гражданства, вновь добровольно его приобрели; или приобрели новое гражданство и пользуются защитой страны своей новой гражданской принадлежности; или не могут более отказываться от пользования защитой своей страны, ибо опасения преследования, на основании которых они были признаны беженцами, перестали иметь место, за исключением случаев, когда лицо рассматривалось беженцем в силу Соглашений 1926 и 1928 гг., Конвенций 1933 и 1938 гг. либо Устава МОБ и в состоянии привести достаточные основания, вытекающие из прежних преследований, для своего отказа пользоваться защитой страны своей
кой принадлежности. Исключались из категории беженцев лица, совершившие международные преступления: преступления против мира, военные преступления или преступления против человечности; тяжкие преступления неполитического характера до того, как они прибыли в страну, дающую убежище; либо виновные в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН (п. C-F ст. 1).
Конвенция 1951 г. не только дала развернутое определение понятия «беженец», но и впервые в полном объеме регламентировала права и обязанности беженцев на территории страны убежища.
При регулировании правового режима беженцев Конвенция исходит из того, что государства имеют право не только оценивать, насколько лицо, ищущее убежища, подпадает под признаки беженца, закрепленные международным правом и национальным законодательством, но и установить соответствующий правовой режим проживания на территории государства.
Определяющая роль государства в установлении правового статуса беженцев объясняет рекомендательный характер большинства статей Конвенции, а также закрепление нескольких правовых режимов, которые государство может установить для беженцев в зависимости от характера предоставляемых прав.
Конвенция устанавливает четыре правовых режима для беженцев:
-
национальный режим в отношении пользования такими
правами, как: свобода вероисповедания, право обращаться в
суд, право на начальное образование, право на социальное
обеспечение и медицинское обслуживание; -
режим, аналогичный режиму для граждан государства обыч
ного места проживания беженца, распространяющийся на
авторские и промышленные права; -
наиболее благоприятный режим в отношении права рабо
ты по найму, права на создание и участие в ассоциациях
неполитического характера; -
наиболее благоприятный режим или, во всяком случае, не
менее благоприятный, чем тот, которым при тех нее обстоя
тельствах пользуются иностранцы в отношении прав на при
обретение движимого и недвижимого имущества, а также в
отношении арендных договоров, касающихся этого имуще
ства, права самостоятельно заниматься сельским хозяйством,
ремеслами и торговлей, учреждать торговые и промышленные товарищества, права на свободные профессии; 5) такой же режим устанавливается в отношении права на жилищное обеспечение, возможности получать среднее и высшее образование, признания иностранных дипломов и степеней, освобождения от уплаты за обучение, а также предоставления стипендий (ст. 21, 22).
Наряду с закреплением общих прав беженцев, соответствующих общепризнанным стандартам прав человека, Конвенция устанавливает специальные права, обусловленные особым положением беженцев как лиц, которые в большинстве случаев утрачивают фактическую и правовую связь с государством либо не имеют документов, устанавливающих их личность, или прибывают в страну убежища незаконным путем. В частности, Конвенция налагает обязательства на государство предоставить беженцам, прибывшим на территорию государства законным путем, свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории страны убежища и выдавать беженцам удостоверение личности, если они не обладают проездными документами (ст. 21). Закрепляя принцип невысылки беженцев, законно проживающих на территории государства, за исключением соображений государственной безопасности, Конвенция предписывает государству предоставить таким беженцам достаточный срок для выезда в другую безопасную страну (ст. 32).