Файл: Понятие источников права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные права и обязанности в некотором роде схожи с политическими, но их юридическая цель несколько иная. Они, прежде всего, созданы для реализации деятельности человека по обеспечению себя какими- либо материальными или духовными благами. К ним можно отнести право на труд, охрану семьи, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья и благоприятные условия труда. Таким образом, человек, имеющий права и обязанности политического и социального типа, является обладателем своеобразного «щита», которое воздвигает ему государство.

Это наиболее молодая группа свобод. Она начала формироваться в конце девятнадцатого века и полноценно оформилась уже в двадцатом столетии. Так, было принято, что каждому необходимо гарантировать право на социальное обеспечение при достижении определённого возраста, на случай возникновения болезни, получения инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и так далее. Кроме этого, значительное внимание было уде - лено и праву на образование. Следующим этапом стало обеспечение охраны здоровья и получения медицинской помощи, экологически чистой среды и возмещение ущерба, если таковое не является возможным. На этом социально-экономические права и свободы человека не заканчиваются. Особое внимание было уделено материнству и детству. В законодательных документах многих стран предусматривается предоставление особой помощи и попечения. Также государством защищается и семья. Следует запомнить, что под социальными правами понимают возможность человека как гражданина обеспечиваться необходимыми условиями жизни, чтобы он имел возможность принимать участие в жизни общества и пользоваться имеющимися благами. Из наиболее важных составных элементов следует выделить следующее:

  • охрана здоровья;
  • безопасный для здоровья и жизни досуг;
  • социальная защита;
  • высокий жизненный уровень, как отдельного человека, так и всей семьи;
  • возможность добровольно соглашаться (или нет) на брак;
  • защита отцовства и материнства.

Сама Конституция явилась фактически общей идеей для многонациональной страны и позволила создать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в РФ, так как она гарантировала права и свободы всем гражданам, независимо от их национальности, веры и расы, что способствовало сохранению в стране межнационального и межконфессионального согласия. Соответственно запрет на создание общественных объединений по национальному и религиозному признакам позволил предотвратить распространение идей национального экстремизма и религиозного фундаментализма и избежать конфликтов на этой почве .


Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Конституция открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений. Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права — административного, финансового, гражданского, уголовного, трудового и т. д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления и др.) основывается на Конституции. Другими словами, она является основой, источником всех законодательных актов.

Конституция и принятые на ее основе законы обеспечивают демократизацию всех сторон нашей жизни и обновление общества, процветание страны и рост благосостояния народа, служат мощной правовой базой сотрудничества со многими странами мира, которые РФ считает своими надежными и перспективными партнерами.

Провозгласив себя демократическим, правовым государством, РФ объявила высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы.

Таким образом, согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанной норме соответствуют положения ст. 7 Конституции РФ, в которой не только закреплен социальный характер российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

2.3. Анализ российских норм права социального обеспечения

Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения не только в сфере социального обеспечения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»[20] от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов — его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы.


К числу гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам Основы относят: первичную медико-санитарную помощь, скорую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Преобразования, начавшиеся в 1985 году, повлекли за собой снижение уровня жизни, что отразилось и на государственных пособиях. Законодательство тех лет насчитывало значительное количество нормативных актов, издаваемых законодательными и исполнительными органами, которые еще более запутывали и без того нестройную систему законодательств о детских пособиях. Так, на момент выхода Указа Президента РФ от 10 декабря 1993 г. «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» (в дальнейшем - Указ Президента от 10 декабря 1993 г.) в стране насчитывалось более 13 всевозможных «семейных» пособий и иных социальных выплат.

Законодательная попытка создания единой системы пособий на детей была предпринята в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[21]. Данный закон с изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. Принятое в его развитие Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., детализировало отдельные положения, касающиеся процедурных вопросов[22].

Отдельное внимание хотелось бы уделить истории регулирования материнского капитала. В самом начале XXI века Российская Федерация, стоявшая на первых ступенях построения демократического общества, приступила к активному реформированию значительного спектра общественных отношений, исключением не стала и сфера социального обеспечения. Была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года[23], которая определяет приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

Так, в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи государством определены такие приоритетные задачи:

- формировать систему общественных и личностных приоритетов, сфокусированных на семью с большим количеством детей (двух и более);

- повысить благосостояние и уровень и качество жизни семьи;


- создать социально-экономические условия, благоприятные для рождения и воспитания детей, в том числе возможности для самореализации молодежи посредством получения общего и профессионального образования, а как следствие и работы с достойной оплатой труда, и возможности обеспечить детей удовлетворяющими условиями для проживания;

- обеспечить работающим гражданам, имеющим детей, условия, благоприятные для сочетания трудовой деятельности и выполнения семейного долга и др.

Само же словосочетание «материнский капитал» впервые прозвучало 10 мая 2006 года в послании Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ[24]. Было отмечено, что государство, обязано оказать поддержку женщине, принявшей решение родить второго ребенка, если оно заинтересовано в увеличении гражданского капитала. В качестве данной поддержки был обозначен первичный, базовый материнский капитал, поступающий в распоряжение женщины, который утвердит ее социальный статус, поможет решить возможные проблемы, вызванные решение родить второго ребенка. Также было обозначено целевое назначение данной поддержки, т.е. средствами можно распорядиться следующим образом:

- для решения жилищного вопроса (покупка жилья, в том числе с использованием механизмов кредитования) по достижению ребенком трехлетнего возраста;

- на образование детей

- в накопительную часть своей собственной пенсии.

Были определены и плановые сроки реализации данной программы не менее десяти лет, подразумевая, что по истечении данного срока государство будет принимать решение руководствуясь социально-экономическим и демографическим положением в стране.

В последующем, в числе мер, призванных положить конец демографическому кризису, Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 была утверждена «Концепция демографической политики РФ до 2025 года»[25]. Данная Концепция одной из форм дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, впервые на правовом уровне закрепляет предоставление материнского (семейного) капитала.

Правовое понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в нашем законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[26]. Создание исследуемой меры обозначило движение в сторону к новой стадии развития российской семейной политики в России, характеризующейся изменениями статусных и материальных взаимоотношений между семьей (женщиной) и государством»[27].


Введение в качестве одной из форм государственной поддержки семей, имеющих детей, материнского капитала в Российской Федерации, безусловно, стало огромным шагом на пути решения демографических проблем. Необходимо отметить, что в зарубежных странах с низким уровнем рождаемости также предпринимаются попытки достижения положительного баланса между смертностью населения и воспроизводством человеческого капитала.

Например, в Великобритании разработан достаточно интересный механизм стимулирования рождаемости. В случае рождения ребёнка открывается доверительный счет в кредитной организации с определенным начальным капиталом. В дальнейшем родители могут ежегодно пополнять его. При достижении ребенком возраста семи лет на данный счет поступают денежные средства в качестве государственной помощи, при этом сумма такого «государственного» взноса зависит от состоятельности семьи. Однако получение подобной государственной помощи накладывает на родителей ограничения по распоряжению накопленными на доверительном счете денежными средствами: их разрешается потратить на приобретение ценных бумаг либо внести в кредитную организацию в качестве вклада. По достижении восемнадцати лет ребенок вправе распоряжаться накопленными денежными средствами по своему усмотрению.

Однако анализ опыта зарубежных стран по ведению демографической политики в аспекте стимулирования рождаемости показывает, что большинство стран не внедряет усложненные механизмы государственной поддержки, как это сделано в Великобритании, и в Российской Федерации, а ограничивается назначением единовременного пособия при рождении ребенка. Как, например, в Италии, Австралии, Франции.

Таким образом, упоминание о материнском капитале в Российской Федерации впервые произошло в Послании Президента Федеральному Собранию, и уже спустя непродолжительное время был сделан важнейший шаг на законодательном уровне. Был принят Закон о дополнительных мерах государственной поддержки, это событие стало одним из самых значимых решений государственной власти по социальной значимости на пути построении действительно социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации[28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время большинство принимаемых законов — это изменения в ранее принятые законы, что свидетельствует о низком уровне правотворческой деятельности, нарушении принципов сохранения стабильности правового пространства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Ускоренное законотворчество приводит к тому, что на практике широко используется тезис «давайте примем закон, а потом внесем в него изменение».