Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Психология управления коллективом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях формирования рыночной экономики, характерной чертой которой является жестокая конкуренция за рынки сбыта товаров, работ и услуг, перед менеджерами — управленцами постоянно встает вопрос выживания организаций. При таких условиях руководители не всегда достаточно внимания уделяют трудовому коллективу, хотя именно от коллектива, его персонального состава, взаимоотношений, сложившихся внутри, зависит успех деятельности любого предприятия, учреждения или организации.

Поэтому одной из приоритетных задач менеджмента должна стать способность топ — менеджеров эффективно управлять человеческими ресурсами, применяя при этом различные методы управления. Сейчас все большую актуальность приобретают социально -психологические методы управления, внедрение которых способствует достижению максимальной эффективности деятельности организаций.

Тем не менее, вопросы практического применения социально — психологических методов управления на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые влияют на повышение эффективности деятельности, требуют дальнейшего обоснования, подтверждает актуальность и необходимость их дальнейшего научного исследования.

С теоретической и практической точки зрения актуальными остаются социально — психологические проблемы формирования и деятельности трудовых коллективов организаций, совместимости людей в коллективе, улучшение социально — психологического микроклимата, искусство контакта руководителя с подчиненными, зависимость социально — психологических качеств работников от различных условий окружающей среды, организация системы воздействия на человека труда и коллектив с учетом их особенностей, создание внутренней структуры и механизма развития и выявление мотивов поведения и т.д..

Соответственно, социально — психологические методы образуют необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно — правовой принадлежности.

Цель нашей работы рассмотреть методы психолого-педагогического воздействия на работающих с различными психологическими особенностями. Для достижения цели решим следующие задачи:

-рассмотреть особенности методов управления персоналам;

-дать характеристику методам управления сотрудниками;

-рассмотреть особенности управления людьми с различным темпераментом.


1. Особенности психологического управления персоналом

1.1.Психология управления коллективом

Психология управления - наука об управлении деятельностью коллектива, решении проблем связанных с персоналом и руководством. Психология управления имеет некоторые специфические отличия. Объект психологии управления - организованная деятельность людей, работающих в коллективе, имеющих единую цель деятельности и выполняющих совместную работу.

Психология управления исследует проблемы профессионального соответствия персонала предприятию, должности.

Психология управления включает в себя следующие направления:

• Психология деятельности и личности руководителя;

• Психологические аспекты подбора персонала;

• Социально-психологические вопросы коллективов и групп в организации;

• Психолого-педагогические проблемы подготовки или переподготовки кадров. Предмет психологии управления многогранен. Он включает психические отношения и явления в организации, такие как:

• Функциональный и структурный анализ деятельности управляющего; • возникающие между руководителем и подчиненными психологические проблемы,

• Социально-психологический анализ коллективов и групп, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.

Изучение психологии управления позволяет понимать суть управленческих процессов;

анализировать и регулировать социально-психологическую структуру организации. Руководитель получает навыки выражать собственные мысли, знания в области управления персоналом

Методы психологии управления подразделяют на исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные. Основными методами психологии управления являются:

• Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие и фиксация наблюдателем происходящего. Трудность применения данного метода в психологии управления заключается в невозможности наблюдения за деятельностью всей организации.

• Эксперимент – метод подтверждения или опровержения гипотез. Это целенаправленное моделирование ситуации. позволяющей выявить и исследовать социально-психологическое явление. В психологии управления результат эксперимента позволяет проверить верность тех или иных управленческих решений.

• Тесты - стандартизированное испытание, где необходимо отвечать на вопросы или выполнять задание. В психологии управление используется для исследования личностных качеств руководителя. претендента на должность. Позволяет быстро выявить профессионально значимые качества.


Можно выделить следующие задачи психологии управления для руководителя:

• Владеть принципами правильного управления кадрами предприятия. Эта задача решается в момент обучения психологии управления.

• Знать, когда и как применять основы и принципы психологии управления. Эта задача осуществляется в конкретной деятельности руководителя.

• Таким образом, задачей управления руководителем является знание и грамотное использование методов психологии управления.

• Задачи психологии управления как науки представлены следующим образом:

• Психологический анализ деятельности руководства – для реализации правильного руководства коллективом и успешного выполнения производственной задачи руководитель доложен осознавать свои действия, правильный анализ которых являются основой принятия верных управленческих решений.

• Изучение механизмов психической регуляции деятельности трудового коллектива в нормальных и в неординарных условиях. Решение данной задачи позволяет верно руководить предприятие и его коллективом как в нормальных условиях функционирования, так и в экстремальных.

• Исследование лидерских качеств и психических особенностей лидера. Задача проявляется в исследовании процесса лидерства, в ходе которого отдельная личность воздействует на коллектив и определяет направление его деятельности. Лидерскими качествами должны обладать руководители для организации руководства и корректировки деятельности персонала.

• Разработка психологических рекомендаций по практическому применению полученных знаний в сфере управления коллективом, разрешения конфликтных ситуаций в группах, регуляции психологического микроклимата в коллективе.

• Изучение процессов группового взаимодействия. Часто возникающие в рабочих группах противоречия. споры и конфликты вредят достижению общей цели. Руководитель принимает на себя роль регулятора в конфликтах групп и должен переводить конфликт в продуктивное русло или уладить его. В такой ситуации помогает постановка общей цели, прояснение степени ответственности и области деятельности каждого отдельного сотрудника. Именно руководитель должен добиться устойчивого микроклимата внутри коллектива.

• Изучение механизмов мотивации членов коллектива. Мотивация представляет собой совокупность процессов, порождающих и направляющих поведение коллектива.

Стимуляция мотивационной составляющей сотрудника позволяет достичь более высоких результатов деятельности. Мотивация осуществляется с учетом конкретных личностных особенностей и специфики поставленной цели. Одним из главных показателей отношения к трудовой деятельности является показатель удовлетворенности работой. Правильно созданная мотивация позволяет повысить чувство удовлетворенности у сотрудников.


На сегодняшний день психология управления занимает одно из важнейших мест в современном обществе. Она позволяет изучить процессы управления и лидерства в рабочем коллективе, дает знания о процессах внутри коллектива, работающего над одной общей целью. Эта отрасль науки способствует становлению грамотного управляющего состава организации, формированию позитивного микроклимата в группе и созданию правильной мотивации детальности. 


1.2.Социально -психологические методы управления

Социально-психологические методы управления — это способы воздействия на работников организации, способствующие увеличению производительности труда. Они основаны на механизме, который помогает решать производственные задачи и составлять методологию. Можно условно разделить понятие на две составляющие: Средства управления — то, с помощью чего удается управлять коллективом. Методы управления — способы, которые используются для реализации функций управления. В процессе управления возникает сложная сеть межличностных отношений, формируется психологический климат в коллективе. При этом методы напрямую отражаются на мотивации, лояльности персонала. Социально-психологические методы менеджмента затрагивают интересы людей, регулируют отношения, а также влияют на формирование и развитие коллектива. Методы включают целый арсенал приемов и способов, которые разрабатываются с учетом социальной психологии, социологии, психологии труда и личности. Они основываются на целом ряде наук, изучающих межличностные отношения и самого человека.

Социально-психологические методы необходимы для решения следующих задач: диагностики профессиональной пригодности сотрудников; подбора и расстановки кадров; регулирования межличностных отношений; повышения эффективности стимулирования деятельности сотрудников; повышения эффективности воспитательной работы и укрепления дисциплины; рационализации трудовых процессов. Практическое решение перечисленных задач требует создания специальных социально-психологических служб.

В некоторых случаях работа возлагается на менеджеров по персоналу, которые должны изучить социально-психологические методы управления в менеджменте, чтобы уметь применять их на практике

Деятельность служб или менеджеров протекает по трем направлениям: исследование коллектива или отдельных групп, проведение наблюдений, постановка проблемы, опросы и анализ полученных данных;   социальное проектирование, в ходе которого идет разработка рекомендаций в части развития коллективов;   консультативная деятельность, а также обучение персонала и оказание помощи руководителям.


Так как социально психологические методы менеджмента воздействуют преимущественно на людей, затрагивают их интересы, необходимо постоянно наблюдать за реакцией, учитывать мнение коллектива. Нужно разрабатывать такую стратегию управления, которая будет позитивно восприниматься, при этом отличаться результативностью.

Следует периодически проводить опросы, беседы, интервью для сбора информации, необходимой для оценки восприятия руководителей рабочими.

Социально психологические методы менеджмента необходимы для познания и использования законов психической деятельности работников с целью оптимизации психологических явлений и процессов. Они имеют тесную связь и взаимообусловленность с социальными методами управления. Но между ними есть различие: при помощи социальных способов осуществляется управление отношениями между группами или внутри них; при помощи психологических происходит управление поведением индивида.

Главная цель — управление развитием и формированием коллектива, создание положительного социально-психологического климата, сплоченности, а также достижение общей цели путем создания единства интересов, развития инициативы. В их основе лежат интересы, потребности, мотивы, цели

Методы управления отдельными групповыми процессами и явлениями включают:

приемы повышения социальной активности работников, которые призваны повышать творческое отношение членов коллектива и инициативу к исполнению общественных и служебных обязанностей:

  способы социального регулирования, необходимые для упорядочения отношений на основе выявления целей и интересов;  

способы управления нормативным поведением путем нормирования поведения.

Социально психологическая группа методов, направленных на управление индивидуально-личностным поведением работников, призвана обеспечивать нужное производственное поведение специалистов в соответствии с поставленными целями: внушение направлено на воздействие на волю индивида в критических или сложных ситуациях; методы личного примера основаны на эффекте подражания; методы ориентирующих условий применяются для изменения отношения работников к труду.

Социально — психологические методы управления — это совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах между их работниками, а также на социальные процессы, имеющие место в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов, превращая административное задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.