Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Психология управления коллективом).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности психологического управления персоналом
1.1.Психология управления коллективом
1.2.Социально -психологические методы управления
1.3 Основные черты психологических методов
2. Характеристика методов воздействия на служащих
2.1 Характеристика способов и методов воздействия на служащих
Социально-психологические методы действуют на основе влияния на человека. С помощью них происходит создание морально-психологического климата, что способствует активизации деятельности работников и повышения удовлетворенности процессом труда. Объектом на уровне предприятия является индивид (работник), субъектом — руководитель.
Социально психологические методы менеджмента включают:
способы формирования, развития коллектива с учетом совместимости по всем параметрам;
приемы гуманизации отношений между руководителями и сотрудниками, которые соответствуют принципам справедливости: стилю руководства, этике и культуре управления;
способы побуждения (мотивации), способствующие развитию инициативы, предприимчивости, стремления к труду;
способы профессионального отбора, а также обучения направлены на соответствие психологических характеристик сотрудников выполняемой работе.
Выбирая экономические и социально психологические методы социального управления, нужно учитывать климат в коллективе, способности руководителя. Если менеджер некомпетентен в данных вопросах, не имеет организаторских способностей и знаний психологии, он не сможет использовать приемы воздействия на работников. Необходимо грамотно использовать методы управления: экономические, организационные, социально-психологические, ведь только так можно улучшить климат в коллективе, увеличить производительность труда.
Социально-психологическая группа методов управления напрямую связана с экономической. Материальная мотивация основывается не только на поощрении, но и на наказании работников посредством наложения на них штрафов. Поэтому экономические методы должны стимулировать деятельность организации, служить мотивационным фактором для персонала.
Экономические и социально-психологические методы менеджмента включают внутрипроизводственный хозяйственный расчет: закрепление за подразделением ресурсов, требуемых для хозяйственной деятельности; предоставление оперативно-хозяйственной самостоятельности посредствам наделения руководства полномочиями; разрешение использовать часть прибыли по усмотрению подразделения; применение санкций при невыполнении обязательств подразделениями.
Используя экономические и социально-психологические методы, нужно учитывать тот факт, что от благосостояния работников напрямую зависит эффективность всей организации. При этом экономическая мотивация складывается из трех факторов: прямое материальное вознаграждение, в том числе заработная плата, премии, непосредственное участие в прибыли и акционерном капитале; дополнительные выплаты, например, за достижение каких-то успехов; штрафы.
Экономические и социально-психологические методы управления осуществляются посредством стимулирования персонала.
Они включают систему заработной платы и премирования, но чтобы добиться эффекта от их применения, персонал должен четко понимать, что доход напрямую связан с результатом. Экономические и социально-психологические методы управления персоналом должны активно использоваться в организациях с целью увеличения благосостояния. Но нужно понимать, что излишнее материальное поощрение не всегда позволяет добиться увеличения мотивации, заинтересованности, стремления к труду. В ряде случаев работники начинают хуже трудиться, так как перестают понимать взаимосвязь между результатом и вознаграждением.
Экономические и социально-психологические методы управления эффективны тогда, когда работники позитивно воспринимают руководителя. Если выбран неподходящий стиль управления, никакое стимулирование не позволит увеличить производительность труда. Руководитель должен быть примером, вызывать уважение у работников. Только так можно добиться поставленных целей, улучшить психологический климат в коллективе, развить стремление к труду.
По масштабу и способам воздействия социально-психологические методы управления, которые целесообразно применять руководителям в процессе менеджмента организаций с целью повышения эффективности их деятельности, можно разделить на две основные группы:
— Социальные методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
— Психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Социальные методы управления по содержанию и целевой направленностью является отражением объективных социальных связей и отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Они обеспечивают формирование и развитие трудовых коллективов путем управления сознанием и поведением людей через факторы их деятельности. Такими факторами являются потребности, интересы, мотивы, идеалы, цели, наклоны и т.п..
Согласно выше сказанному выделяют следующие способы социального воздействия:
— Управление отдельными групповыми явлениями и процессами (моральное стимулирование коллективной инициативы, моральное стимулирование творческой активности работников, социальное прогнозирование, планирование, нормирование и регулирование);
— Управление индивидуально — личностным поведением (моральное стимулирование личной инициативы, воспитания и обучения, личный пример).
Психологические методы управления используются с целью гармонизации отношений работников организации установления благоприятного психологического климата. Объектом психологических методов управления на уровне организации индивид, а целью — управление психической деятельностью личности каждого работника для рационального регулирования его поведения.
В трудовой деятельности работник должен делать всегда то, что хочет, но всегда то, что нужно для предприятия. Поэтому психологические методы менеджмента призваны обеспечивать формирование первичных трудовых коллективов в соответствии с индивидуальными способностями их членов, с учетом их склонностей, интересов. Одновременно важным условием является соблюдение психологической совместимости работников путем регулирования отношений между людьми, способность руководителя влиять на индивидуальную психологию отдельных работников.
К инструментам, которые могут применяться в процессе реализации социально — психологических методов управления относятся:
— Формирование и развитие первичных коллективов;
— Гуманизация труда (дизайн рабочих мест, применение положений эргономики, наличие современных технических средств труда);
— Психологическая мотивация;
— Психологические методы отбора и обучения сотрудников;
— Формирование оптимального психологического климата на предприятии (стиль руководства, культура управления, этика управленческой деятельности).
Среди психологических методов управления различают прямые и косвенные методы воздействия.
При косвенных методах воздействия менеджер создает определенную запланированную ситуацию. Которая позволяет одному работнику или группе выполнять задачи в режиме повседневной организации труда.
Косвенные методы воздействия различают по:
1) условиями труда — это внешняя привлекательность работы, сменность, наличие элементов творчества, ритмичность в работе;
2) элементами системы управления — включает формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции и др..
3) личностными социальными и социально — психологическими факторами (психологический климат, корпоративный дух, характер традиций).
Для прямых методов психологического воздействия характерно использование следующих приемов:
а) убеждение — аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров;
б) внушение — целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточения влияния на его психику посредством обращения к формальным актов, инструкций и т.п.;
в) подражание — воздействие на работника или группу личным примером;
г) привлечения — психологический прием, с помощью которого все работники становятся непосредственными участниками управленческого решения и меры по его реализации;
д) побуждение — выражение, которое подчеркивает достоинства работников, их квалификацию и опыт, выражающих уверенность в надежном решении поставленных задач;
е) принуждение — воздействие, обязывающий выполнять против воли или желания работника даны поручения, обусловленные производственной необходимостью.[1]
Важным способом воздействия при применении психологических методов управления гуманизация труда. То есть уменьшение негативного влияния производственных факторов на человека. Это снижает усталость, улучшает настроение, что в конечном счете способствует повышению производительности труда.
1.3 Основные черты психологических методов
Исследуя сущностное содержание социально-психологических методов управления должны отметить его собственных специфических чертах.
Во-первых, социально — психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах в ходе реализации функций управления с одной стороны, между субъектом и объектом управления, с другой стороны — между объектами управления. Их особенность заключается в том, что основываясь на использовании моральных стимулов к труду, действуя на личность с помощью психологических приемов. Социально — психологические методы управления превращающие неинтересны, рутинные административные задачи в сознательный долг, внутреннюю потребность человека.
Во-вторых, социально — психологические методы управления имеют свойство действовать на уровне отдельной личности с ее индивидуальными потребностями и психологическими особенностями. Но и способны существенно влиять на отношения внутри всего коллектива предприятия, организации или учреждения, формируя в нем определенные социальные процессы.
Исходя из масштабов, способов, цели, результатов воздействия на личность, на наш взгляд, представляется возможность распределить психологические методы управления на две основные группы:
1) чисто психологические методы, которые направлены влияют на личность конкретного человека и составляют его внутренний мир;
2) социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, образуя внешний мир человека.
Современный руководитель должен проводить следующие действия для успешного функционирования и повышения эффективности своего предприятия, учреждения или организации:
— Проведение социальных исследований в коллективе (анкетирование, личное наблюдение и т.д.);
— Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (изменения в структуре оплаты труда, изменение лидеров);
— Эффективное использование в совокупности психологических методов мотивации и инструментов внушение, убеждение, подражание, побуждения для снижения уровня «сопротивления изменениям» и др.;
— Проведение психологического тестирования сотрудников, соответствующих тренингов, семинаров для руководителей всех уровней управления, организация индивидуальной работы с работниками для определения их типа личности, темперамента, выявления и предупреждения конфликтов.
Подводя итоги, следует отметить о жизненной необходимости использования руководителем в современных условиях управления социально — психологических методов.
2. Характеристика методов воздействия на служащих
2.1 Характеристика способов и методов воздействия на служащих
Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте. Методы психологического воздействия и их различия
Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это: заражение; внушение; убеждение; подражание.
Заражение -это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики. По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника.