Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же в своих исследованиях Мадди выделил механизмы включения жизнестойкости: - оценка жизненных изменений; - создание мотивации; - усиление иммунной системы; - усиление ответственности; - поиск активной социальной поддержки. Согласно Мадди жизнестойкость включает в себя две стороны: психическую и деятельностную, каждая имеет мотивационную структуру. Деятельностная сторона предполагает действия, направленные на совладание со срессовыми ситуациями, включая в себя постоянную заботу о своем здоровье.

Жизнестойкость побуждает к активным действиям. Человек перестаем воспринимать стресс как нечто травматичное или опасное, убеждения дают осознания владения ситуацией, в результате чего добавляется уверенность в себе. Именно поэтому, особое значение для профессионалов, работающих в экстремальных условия, имеет феномен жизнестойкости. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние. В зарубежных исследованиях жизнестойкость представлена в большей степени с точки зрения ее связи с адаптацией к стрессу, психического и психологического здоровья. Ханг С., рассматривая взаимосвязь жизнестойкости и стресса, пришел к выводу о том, что люди с высокой степенью выраженности качеств жизнестойкости имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, путем когнитивной оценки. Зарубежные психологи Флориан В., Микулинчер М. и Таубман О. в своем исследовании выявили, что высокий уровень жизнестойкости способствует сохранению психического здоровья в напряженной ситуации, что можно рассматривать в качестве условия предупреждения психического выгорания. (Молчанова Л. Н., Редькин А. И. С, 2012)

Изучая способы совладания в стрессовых ситуациях, зарубежные исследователи ввели понятие «копинг». Копинг определяется как процесс конструктивного приспособления, в результате которого человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это в свою очередь ведет к саморазвитию личности. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты.


Лазарус (Блинова В.Л,2011) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение); 2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не так уж и опасно"), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.; 3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

(Петровна Т.Н, 2013) Защитные процессы стремятся избавить человека от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативностью защиты, является минимум той силы удачного совладания. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

Лазарус Р.С. и Фолкман С., выделили способы совладания: способы совладания делятся на позитивные, использование которых ведет к позитивному разрешению сложной ситуации, и негативные, применение которых не ведет к успешному разрешению сложной ситуации.  Позитивные способы совладания - самоконтроль, ответственность, поиск социальной поддержки, планирование, переоценка ситуации.  Негативные способы совладания - конфронтация, дистанцирование, бегство. Копинг – поведение более точно определяется как непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними, или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные либо превышающие ресурсы человека (Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н., 2013).


Исследованием жизнестойкости и ее составляющих занимались и отечественные исследователи. Леонтьев Д.А. определял «Жизнестойкость – это черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя.» Составляющими данной черты, автор называл: убеждение в готовности справиться с ситуацией, интересы и открытость новому. По мнению Леонтьева Д.А. жизнестойкость человека это его интегральная характеристика, жизнетворчество, позволяющее сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевая жизненные трудности.

Феномен жизнестойкости может быть представлен как интегральная характеристика индивидуальности человека, состоящая из значимых элементов: психофизиологического, личностно-смыслового и социально-психологического уровней, которые в определенных стрессовых ситуациях проявляются как единых комплекс, способствующий успешному их преодолению. По мнению Александрова Л.А. жизнестойкость – интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности. В ее основе выделяется два блока: - Блок общих способностей: базовые личностные установки, ответственность, самосознание, интеллект и смысл как вектор, как вектор организующий активность человека. - Блок специальных способностей: навыки преодоления различных типов ситуаций и проблем, взаимодействия с людьми, саморегуляцией.

Взгляд на жизнестойкость как на специфическую способность, присутствует у В. Д. Шадрикова (Молчанова Л.Н., Недуруева Т.В., Кузнецова А.А.,2015), который рассматривает способности «как свойства функциональн проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» В данном определении представлены следующие основные признаки, которые характеризуют и жизнестойкость: функциональность - обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни; индивидуальная мера выраженности - является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена; связь с эффективностью деятельности - зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности. Обобщая исследование отечественных авторов, можно выделить несколько пунктов: – определенным ресурсом, потенциалом (что может включать различные психологические свойства), который может быть востребован ситуацией; – является интегральным психологическим свойством личности, развивающимся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями; – интегральной способностью к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции. Жизнестойкость характеризует способность личности выдерживать стрессогенные ситуации, сохраняя сбалансированность и успешность деятельности.


Глава 2 Жизнестойкость как психологическая категория

2.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутое™, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает соб­ственную деятельность, свой путь.

Принятие риска— убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.


Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости.

В таблице 1.1 представлены показатели жизнестойкости по критерию возраста.

Таблица 1.1 - Показатели жизнестойкости по критерию возраста (средние по возрастным группам)

Показатели

<35 лет (N=78),

>35 лет (N=72),

t

Р

Жизнестойкость

85,22

79,86

1,87

0,062

Вовлеченность

38,03

36,62

1,14

0,254

Контроль

29,86

27,65

1,82

0,069

Принятие риска

17,32

15,57

2,21

0,028

Представленные результаты основаны на исследованиях, в которых приняло участие 727 мужчин и женщин разного возраста, имеющих различное образование, профессии и проживающих в разных регионах РФ (Москва, Кемерово, Петропавловск-Камчатский); как здоровых, так и страдающих психическим заболеванием (шизофрения).

Распределения показателей жизнестойкости и субшкал вовлеченности, контроля и принятия риска по тесту Колмогорова—Смирнова не отличаются от нормального.

Выраженность жизнестойкости и ее компонентов в среднем не различается у мужчин и женщин, не зависит от образования, но зависит от возраста: у людей (<35 лет) принятие риска в среднем значимо выше, чем в более старшей группе. Близки к значимым и различия по шкале контроля и общему показателю жизнестойкости. Можно предположить, что при более поляризованном разделении возрастных групп эти различия были бы значимы. Это может быть связано с большей готовностью молодых людей к получению нового опыта — часто ввиду недостатка уже имеющегося.

2.2 Жизнестойкость в модели стресса

Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company — IВТ). Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов 1,1%. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращении стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности.