Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями» ..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Жизнестойкость и совладание в профессиональной деятельности
1.1 Влияние профессиональной деятельности на личность
1.2 Жизнестойкость и ее компоненты.
Глава 2 Жизнестойкость как психологическая категория
2.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
2.2 Жизнестойкость в модели стресса
Глава 3. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
3.1 Цель и гипотеза исследования
3.2 Методология проведения исследования
- бухгалтера не преодолевшие кризис профессионального становления, выбирают избегание и эмоциональное переживание, в качестве предпочтительных стратегий. Способ разрешения трудных ситуаций у них смешанный, от относительно адаптивного (эмоциональная разрядка, пассивная кооперация и отвлечение) до неадаптивного (растерянность, игнорирование, активное избегание). Низкий уровень жизнестойкости, сопряжен с внешним локусом контроля. У них слабо выражен уровень профессиональной ответственности.
Заключение
Исследования показывают ключевую роль жизнестойкости в структуре понятия жизнеспособности, так как жизнестойкость, с одной стороны, влияет на оценку ситуации - благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию она воспринимается как менее травматическая, с другой стороны, жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей в счет выработки новой конструктивного поведения и преобразования компонентов жизнеспособности.
Жизнестойкость помогает воспроизводить баланс между факторами риска и защитными факторами. М.П. Гурьянова считает, что жизнеспособность личности как способность человека к самоопределению, самостоятельному выбору своего жизненного пути, жизнетворчества, организации собственной жизнедеятельности невозможна без жизненной устойчивости, которая является определенным набором личностных свойств и поведенческих реакций, позволяющих конструктивно (т.е. продуктивно с точки зрения развития личности) решить трудную жизненную ситуацию.
Понятие жизнестойкости включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. В определяющей степени жизнестойкость связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться.
Жизнестойкость несет в себе функции профилактики стресса, нарушения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, но кроме того может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей.
Результаты проведенного в данной работе исследования выступают демонстрацией позитивной связи жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными профессиональными трудностями. В рамках данного исследования детальное внимание было уделено кризису профессиональной карьеры бухгалтеров среднего возраста 33-35 лет. Целью исследования выступало выявление личностных ресурсов бухгалтеров, позволяющие им эффективно преодолевать профессиональные кризисы.
Для достижения цели в выборку исследования вошли 8 бухгалтеров, продолжающих на момент исследования свою профессиональную деятельность, и 6 бухгалтеров, на момент исследования не занимающихся бухгалтерской практикой. Бухгалтера, выбравшие один из названных способов эффективного преодоления кризиса, вошли в группу «А» – «преодолевших» кризис профессиональной карьеры. В группу Н – «не преодолевших» кризис профессиональной карьеры, вошли бухгалтера, испытывающие все выше перечисленные виды конфликтов не эффективного преодоления кризиса одновременно на момент ухода из бухгалтерской профессии, средний стаж работы в которой составил 2–5 лет.
На первом этапе при помощи беседы, осуществляемой с использованием вопросов теста «Удовлетворенность работой» Розановой были сформированы группы исследования. Второй этап исследования был посвящен изучению стратегий поведения и способов преодоления критических ситуаций бухгалтерами исследуемых групп. В рамках третьего этапа посредством сравнительного статистического анализа, были выявлены различия в личностных ресурсах бухгалтеров обеих групп.
В результате сравнительного анализа между группами бухгалтеров имеющими разную степень преодоления кризиса профессионального становления, было выявлено, следующее:
- бухгалтера успешно преодолевшие профессиональный кризис ориентированы на решение возникших трудностей, им присущ адаптированный способ решения проблем, что проявляется в сохранении самообладания, установки на собственные ценности, проблемном анализе ситуации, сохранении оптимистического настроя по поводу разрешения ситуации. Наряду с этим у них более высокий уровень жизнестойкости, и контроля за происходящими событиями в их жизни. Бухгалтерам данной категории также присущ высокий уровень профессиональной ответственности и внутренний локус контроля, в частности в сфере успеха, неудач, межличностных отношений и здоровья.
- бухгалтера не преодолевшие кризис профессионального становления, выбирают избегание и эмоциональное переживание, в качестве предпочтительных стратегий. Способ разрешения трудных ситуаций у них смешанный, от относительно адаптивного (эмоциональная разрядка, пассивная кооперация и отвлечение) до неадаптивного (растерянность, игнорирование, активное избегание). Низкий уровень жизнестойкости, сопряжен с внешним локусом контроля. У них слабо выражен уровень профессиональной ответственности.
Таким образом, в рамках проведенного исследования была подтверждено, что жизнестойкость (наряду с другими факторами) выступает значимым фактором совладания с профессиональными трудностями. К числу других факторов относятся: внутренний локус контроля, высокий уровень профессиональной ответственности, а также ориентация на разрешение проблемы, выбор проблемно-ориентированной стратегии совладания.
Библиография
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Психология личности: Хрестоматия. Т. 2 / Б.Г. Ананьев. – Самара: БАХРАХ, 2006.
- Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы науч.-практ. конгрессов Третьего Всерос. форума «Здоровье нации - основа процветания России». М., 2007. Т. 3, ч. 1. С. 23-25.
- Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. Особенности картины мира человека с высокой жизнестойкостью // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара / Под ред. О.М. Крас-норядцевой, С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 53-56.
- Бурлачук А.Ф., Коржова С.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Изд-во РПА, 2009.
- Гладких А.Г. Связь жизнестойкости с различными видами интеллекта // Психология XXI века: Материалы X Междунар. Межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. Б.В. Чеснокова. СПб., 2007. С. 208-209.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ДИА-пресс, 2007.
- Дробинина Л.В. Жизнестойкость как интегральная характеристика инновативной компоненты личности // Проблемы актуализации молодежного потенциала в условиях инновационного развития России: Материалы Молодежного сибирского психологического форума. Томск: Дельтаплан, 2007. С. 92-97.
- Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.
- Краснорядцева О.М. Мотивация мышления в условиях перехода профессиональной деятельности на творческий уровень // Сибирский психологический журнал. 1998. Вып. 8-9. С. 27-31.
- Краснорядцева ОМ. Рефлексия как условие актуализации мотивопорождающих смыслов в процессе профессиональной подготовки // Психология обучения. 2008. № 8. С. 68-75.
- Кузнецова Д.С. Личностные ресурсы бухгалтера в преодолении профессионального кризиса //
- Леонтьев Д.А. и др. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 17—20 ноября 2005 г.). М.: АНО УМО «Инсайт», 2005.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 65 с.
- Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди. Режим доступа: http://drupal.psychosfera.ru/?q=book/print/1239
- Психология личности: Словарь-справочник / Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев: Рута, 2011.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.
- Стакина Ю.М., Шангина О.В. Проблема жизнестойкости: человек в современном мире // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (13)
- Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [Текст] / Э.Э. Сыманюк. - М., 2012. - 356 с.
- Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер // Психологический журнал. - 2008. - Т. 18. - № 6. - С. 24-31.
- Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 2005.
- Хачатурова М.Р. Жизнестойкость и её роль в совладающем поведении личности в ситуации межличностного конфликта // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 12 (43). C. 166-170.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 416 с.