Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями» ..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Жизнестойкость и совладание в профессиональной деятельности
1.1 Влияние профессиональной деятельности на личность
1.2 Жизнестойкость и ее компоненты.
Глава 2 Жизнестойкость как психологическая категория
2.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
2.2 Жизнестойкость в модели стресса
Глава 3. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
3.1 Цель и гипотеза исследования
3.2 Методология проведения исследования
Введение
Современный мир полон стрессами, сложнейшими, а порой и экстремальными, ситуациями, которые предъявляют особые требования к способностям личности справиться с ними с наименьшими для себя потерями.
Одним из значимых источников подобных ситуаций (кризисов) выступает профессиональная деятельность человека. Профессиональные кризисы можно определить как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные во времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – к смене профессии.
Основными признаками профессиональных кризисов являются: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
В результате преодоления профессиональных кризисов человек либо возвращается к индивидуальной (регресс), либо поднимается к личностной (прогресс) форме регуляции, но в любом случае возникает новая ценностная система, посредством которой можно было бы восстановить внутреннюю целостность и обрести смысл бытия.
Важная роль в преодолении жизненных трудностей, сопротивления стрессу в изменяющихся условиях принадлежит такой личностной особенности как жизнестойкость.
В жизнестойкости присутствует система убеждений и установок, ее мы можем отнести к мировоззрению человека. Мировоззрение — это совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, которые делают человеческую деятельность осмысленной, упорядоченной и направленной.
Целью курсовой работы является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.
Предметом исследования выступают психологические аспекты процесса совладания с профессиональными трудностями.
Объектом исследования выступают бухгалтеры средних лет, столкнувшиеся в своей практике с профессиональными трудностями. Выбор профессии бухгалтера обусловлен следующими соображениями. Профессиональные трудности бухгалтера имеют свои особенности, что обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, в том числе ее психологической составляющей. Они же нередко затрудняют процесс преодоления профессиональных кризисов и переход на новую стадию профессионального развития.
Методики исследования:
- «Удовлетворенность работой» (Розанова);
- «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин);
- «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эдлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой);
- «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой);
- Стандартизированное интервью «Компоненты ответственности» (Л.И. Дементий).
Задачи курсовой работы:
- раскрыть теоретические аспекты жизнестойкости как психологической категории;
- определить задачи и гипотезы психологического исследования;
- подробно раскрыть методический инструментарий исследования;
- проанализировать результаты исследования;
- сформулировать выводы исследования.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя основными главами, заключением (выводы) и списком использованных источников.
Глава 1. Жизнестойкость и совладание в профессиональной деятельности
1.1 Влияние профессиональной деятельности на личность
Существует множество подходов к пониманию термина «деятельность». В широком определении она понимается как форма активного отношения человека к окружающему миру с целью преобразования. Деятельность включает в себя: цель, средство, результат и форму самого процесса деятельности.
Помимо этого в ее структуру входит: отношение к труду, стимулы труда, мотивы труда и т.п. Верховин В.И. определяет трудовую деятельность следующим образом: это «обусловленная технологическими средствами и независимая от субъективных желаний целесообразная форма профессиональной активности индивида; - это относительно жестоко фиксированный во времени и пространстве, целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединенными в производственные организации.» (Карпов А.В, 2005) В большой советской энциклопедии, профессиональная деятельность определяется, как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.» В процессе овладения профессиональной деятельностью, сначала формируются одни ее составляющие, а затем – другие. Любая из составляющих подчиняется развитию системы в целом. Главной структурной единицей деятельности, является процесс, направленный на достижение цели - действие. Анисимов О.С. (Ильин Е.П,2008) выделяет три основания в понимании термина «деятельность».
В первой – рассматривается любой процесс как деятельность.
Во второй трактовке соотношение процесса с удовлетворением потребности индивида и личности.
Третья – два основных условия превращения процессов человеческого существования в деятельность.
Субъектом деятельности является личность - социальное качество человека, как носителя сознания. Мерлин В.С.(1964) определяет личность, как целостная, относительно устойчивая индивидуально своеобразная и социально – типичная организация сознания, определяющая активный, творческий характер деятельности человека и имеющая социально нравственную значимость для общества. Так же он выделяет признаки свойств личности: - характеризуют сознательную часть психики; -достаточно постоянны и устойчивы; -поддаются изменению; -проявляются и формируются в социальных отношениях; -подлежат социально оценке; -индивидуально своеобразны; -социально – типичны.
Необходимо отметить, что личность является субъектом деятельности. Подлинным субъектом она становится, когда вносит в деятельность что-то новое, неповторимое, индивидуальное. Для выполнения функций личности, как субъекта деятельности необходимо определенное соотношение социально – типичных и индивидуальных свойств. Индивидуальное своеобразие характеризует личность, как субъект деятельности.
Социально – типичные свойства характеризуют человека не только как субъекта, но и как объект общественных отношений. Данные свойства формируются в зависимости от определенных социально – исторических условий, в результате социальных возможностей, в особенности целенаправленного общественного воспитания.
Как субъект профессиональной деятельности, личность претерпевает изменения в процессе ее выполнения. Данные изменения принято называть термином «профессиональная деформация». «Рогов Е.И. предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполнения профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестоких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.» Можно рассматривать данное явление как адекватные, эффективные и прогрессивные в рамках профессиональной деятельности изменения, но параллельно регрессивные по отношению к жизнедеятельности человека в социуме. Однако профессиональную деформацию принято считать одним из отрицательных качеств профессионала.
Профессиональная деформация личности может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении интересов. Отрицательные изменения в личности специалиста под влиянием их профессиональной роли проявляются в эмоциональной сухости и многом другом. Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику. Сначала неблагоприятные условия труда вызывают отрицательные изменения в профессиональной деятельности. Затем, отрицательные изменения накапливаются в личности, приводя к ее перестройке, что проявляется в повседневной жизнедеятельности человека. (Ронгинская Т.И. 2002) « Рогов Е.И.выделяет несколько видов профессиональной деформации личности: -Общепрофессиональные деформации, типичны для большинства людей. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок и привычек. Допустимые и неизбежные для приверженных совей профессии лиц общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания как типичные для представителей профессии, отличающихся предметным содержанием. -Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности. -Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека.
Профессия может создавать благоприятные условия для развития личностных качеств, предпосылки которых были до начала профессионализации.» (Носова О.Г.2008) В процессе выполнения профессионала своих профессиональных обязанностей преобразуются свойства личности. Как следствие возникает профессиональный тип личности, который проявляется вне профессиональной сферы. Повсеместное и широко распространенное, а острота его проявления зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специализации трудовых задач, используемых предметов и условий труда.
Профессиональная деформация личности проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Развитию данного состояния способствует необходимость работы в постоянном напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой, личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного материального и психологического вознаграждения за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.
1.2 Жизнестойкость и ее компоненты.
Особое значение для профессионалов, работающих в экстремальных условия, имеет феномен жизнестойкости. Термин жизнестойкость чаще рассматривают в аспекте его позитивного влияния на показатели эффективности профессиональной деятельности. Поскольку сам конструкт был выделен в ходе исследований, в которых занимались поиском ответа на следующий вопрос: какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению внутреннего напряжения?
По данным исследований, жизнестойкость оказалась ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также успешность деятельности (Гриднева А. А, 2015). Исследуя стрессогенные ситуации Мадди С. и Кобейс С. ввели и определили «жизнестойкость» - как систему личностных убеждений о себе, мире и об отношений с миром. Данная система включает в себя три компонента: - «Вовлеченность - определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Способность человека получать удовольствие от собственной деятельности. Если компонент не развит, то человек испытывает отчужденность от выполнения деятельности.» (Микуц О.В, 2015) - «Принятие риска - убежденность в том, что все происходящее способствует развитию за счет выводов, извлекаемых из опыта. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.
В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.» (Микуц О.В, 2015) - «Контроль – «представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. Человек с сильно развитым контролем ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Отсутствие этого компонента порождает ощущение беспомощности.» Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, но их можно развивать и в дальнейшем. По мнению С. Мадди , жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Человек перестает воспринимать стресс как что-то травматичное, ведь убеждения заставляют думать, что он способен изменить ход событий, добавляют уверенности в себе и своих действиях. Наличие феномена жизнестойкость толкает на активные действия. Более того, убеждения помогают пойти на борьбу с трудностями.