Файл: «Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями» ..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Жизнестойкость и совладание в профессиональной деятельности
1.1 Влияние профессиональной деятельности на личность
1.2 Жизнестойкость и ее компоненты.
Глава 2 Жизнестойкость как психологическая категория
2.1 Общее понятие жизнестойкости и её структура
2.2 Жизнестойкость в модели стресса
Глава 3. Исследование жизнестойкости как фактора совладания с профессиональными трудностями
3.1 Цель и гипотеза исследования
3.2 Методология проведения исследования
Различными оказались и способы преодоления бухгалтерами критических ситуаций.
Таблица 1 - Сравнительный анализ способов преодоления бухгалтерами критических ситуаций
Тип способа и его характеристика |
Группа А |
Группа Н |
Способ |
Адаптивный |
Смешанный (сочетание неадаптивного и относительно адаптивного) |
Характеристика |
Когнитивные копинг – стратегии: проблемный анализ (56%); сохранение самообладания (24%); установка собственной ценности (20%). |
Когнитивные копинг – стратегии: растерянность (37%), религиозность (32%), игнорирование (31%). |
Эмоциональные копинг – стратегии: оптимизм (76%), протест (24%). |
Эмоциональные копинг – стратегии: эмоциональная разрядка (68%), пассивная кооперация (32%). |
|
Поведенческие копинг-стратегии: сотрудничество (53%), обращение (47%). |
Поведенческие копинг-стратегии: отвлечение (83%), активное избегание (27%). |
Сравнительный статистический анализ полученных данных (критерий фи Фишера), показал, что респонденты группы А чаще выбирают адаптивный способ совладания с ситуациями влекущими повышенный уровень напряженности.
Характеризуя данный способ, в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности, можно заметить, что для бухгалтеров данной группы среди когнитивных копинг-стратегий наиболее предпочтительными являются: проблемный анализ, сохранение самообладания и установка собственной ценности (фи=6,8; p<0.001). Перечисленные формы поведения, направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
В ходе беседы бухгалтера данной группы, подчеркивали, что они всегда стараются анализировать возникшие сложности, все взвешивать и объяснять себе причины возникновения и пути разрешения данной ситуации. В тяжелые минуты они стараются никому не показывать своего состояния. Умение расставлять приоритеты, помогает респондентам данной группы в соответствие со своими силами и возможностями планировать решение трудностей.
Среди эмоциональных копинг-стратегий, бухгалтерам группы А, свойственны оптимизм и протест (фи =5,7; p<0.001). Активное возмущение и протест по отношению к трудностям у респондентов данной группы сопряжены с уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.
Сотрудничество и обращение, являются ведущими стратегиями поведенческого копинга бухгалтеров группы А (фи =6,3; p<0.001). В трудных ситуациях респонденты данной группы, могут вступать в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми или искать поддержки в ближайшем социальном окружении.
В отличие от бухгалтеров группы А, респонденты группы Н, предпочитают неадаптивный или относительно адаптивные варианты копинг – поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.
Растерянность (хи =3,8; p<0.001), религиозность (хи =2.7; p<0.01) и игнорирование (хи =2,9; p<0.01) являются ведущими когнитивными копинг-стратегиями у бухгалтеров данной группы. Данные формы поведения являются пассивными с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Они уверены, что все происходит не случайно, поэтому необходимо вовремя сказать себе: «… есть что-то важнее, чем трудности…». Тем самым, происходит переориентация бухгалтера с карьеры на досуговые формы увлечения.
Среди эмоциональных копинг-стратегий респондентов группы Н, наиболее предпочтительными являются: эмоциональная разрядка (хи = 3,7; p<0.001) и пассивная кооперация (хи = 2,9; p<0.01). Поведение бухгалтеров данной группы направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Сталкиваясь с проблемой, бухгалтера группы Н стремятся временно отойти от решения проблем, забыть трудности, с помощью погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний (фи=4,6; p<0.001). Помимо реального ухода от проблемы, они активно избегают и мыслей о неприятностях, отказываются от решения проблемы (фи=4,9; p<0.001).
Дальнейшее исследование было направлено на изучение такого личностного ресурса как жизнестойкость. Жизнестойкость в большей степени связана с выбором одной из альтернатив поведения человека в проблемной ситуации: придерживаться прошлого опыта, стремиться ничего не менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новые подходы к решению проблемы, рисковать, развиваться. По мнению С. Мадди и других психологов, жизнестойкость является результатом социализации человека, и ее уровень может меняться в любом возрасте.
В различных исследованиях подчеркивалось позитивное влияние жизнестойкости на выбор эффективных стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. Представляя собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Таблица 2. Сравнительный анализ жизнестойкости у бухгалтеров с разной степенью преодолевших профессиональный кризис
Параметры жизнестойкости |
группа А |
группа Н |
t-критерий Стьюдента |
уровень значимости |
жизнестойкость |
90,7 /средний |
73,1 /средний |
2 |
– |
вовлеченность |
39,0 /средний |
37,4 /средний |
0,8 |
– |
контроль |
47,7 /высокий |
39,9 / средний |
3,8 |
0,001 |
принятие риска |
12,0 /средний |
9,8 / низкий |
2,3 |
0,05 |
Статистический анализ выявленных различий, позволяет сделать вывод о том, что бухгалтерам обеих групп, свойственен средний уровень жизнестойкости и вовлеченности. Они убеждены в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для себя, получают удовольствие от собственной деятельности.
Завышенные показатели по компоненте «Контроль», в группе А, по сравнению с группой Н, характеризует убежденность бухгалтеров, успешно преодолевших кризис профессионального становления, в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Респондентам группы «Н» присуще ощущение некоторой беспомощности в контроле происходящего.
Бухгалтера группы А рассматривают жизнь как способ приобретения опыта. Они готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, что способствует их развитию, через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. В отличие от них, респонденты другой группы убеждены в обратном: не все, что с ними случается, способствует их развитию.
Выраженность всех трех структурных компонентов жизнестойкости у бухгалтеров группы А, препятствуют возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Не выраженность компонента принятия риска в группе «Н», свидетельствует о стремлении респондентов этой группы, к простому комфорту и безопасности. Они выбирают бездействие в отсутствии надежных гарантий успеха. Кроме того, согласно Мадди слабое звено в структуре жизнестойкости, может влиять на уровень работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Изучение локуса контроля, рассматривалось в рамках нашего исследования, в качестве предиктора эффективных форм поведения человека.
Таблица 3 - Сравнительный анализ уровня субъективного контроля у бухгалтеров, с разной степенью преодолевших профессиональный кризис
Области интернальности |
Группа А |
Группа Н |
t-критерий Стьюдента |
Уровень значимости |
Общая интернальность |
75 |
55,2 |
2,8 |
0,01 |
Интернальность в области достижений |
22,5 |
13,2 |
2,7 |
0,01 |
Интернальность в области неудач |
18,5 |
14,7 |
2,5 |
0,05 |
Интернальность в межличностных отношениях |
7,7 |
4,8 |
2,3 |
0,05 |
Интернальность в отношении здоровья |
6,8 |
4,7 |
2,3 |
0,05 |
Статистический анализ уровня субъективного контроля в группах бухгалтеров, проводимый с использованием t-критерия Стьюдента, позволил выделить значимые различия между ними. Общий уровень интернальности у бухгалтеров группы «Н» значительно ниже (t = 2.8; p<0.01), чем у респондентов второй группы. Они не всегда видят связь между своими действиями к значимым для них событиям их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие.
Заниженный уровень интернальности в области достижений у респондентов группы «Н», в отличие от бухгалтеров группы «А» (t = 2.7; p<0.01), свидетельствует о том, что им свойственно приписывание своих успехов и достижений обстоятельствам, везению, помощи других людей.
Уровень интернальности в области неудач у бухгалтеров группы «Н», также снижен, но уже в меньшей степени, нежели у респондентов второй группы (t = 2.5; p<0.05). Они в равной степени разделяют ответственность за отрицательные между собой и другими людьми. Им свойственна склонность к самообвинению, и к обвинению других.
Различия интернальности в области здоровья, выявленные между группами бухгалтеров(t = 2.3; p<0.05), свидетельствуют об ожидании помощи и некотором бездействие респондентов группы Н, в случае болезни.
Для респондентов группы Н, характерен заниженный уровень интернальности в области межличностных отношений (t = 2.3; p<0.05). Данный факт свидетельствует о том, что они не склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими людьми.
Таким образом, бухгалтера, не преодолевшие кризис профессионального становления, более экстернальны, нежели респонденты группы «А».
Следующим шагом настоящего исследования, было изучение профессиональной ответственности бухгалтеров, с разной степенью преодоления кризиса профессионального становления. Полученные данные были подвергнуты статистическому сравнительному анализу, позволяющему с высоким уровнем значимости констатировать следующие различия в изучаемых группах (p<0.01).
Высокий уровень профессиональной ответственности бухгалтеров группы «А» (21,9), характеризуется выраженностью когнитивного (7,6) и поведенческого компонента (8,9), и средним уровнем эмоционального компонента (5,4). Респонденты этой группы рассматривают ответственность как способность самостоятельно планировать и осуществлять деятельность при учете внешних требований. Они осознают значимость собственной деятельности для других. Бухгалтера рассматриваемой группы качественно и своевременно выполняют свою профессиональную деятельность, перед началом осуществления которой, стреляться четко ее спрогнозировать. Кроме того, им свойственно доведение деятельности до логического завершения качественно и в срок. В случае возникновения трудностей стремятся сразу же самостоятельно с ними справиться в рамках соей компетенции. Практически всегда выполняют свои обещания, однако в случае их не выполнения переживает недолго. Новые обязанности принимает только в том случае, если видят в них смысл для себя.
В группе «Н», бухгалтера имеют преимущественно средний уровень ответственности (10,7). Изучение трех ее компонентов, в данной группе показало низкие значения выраженности когнитивного компонента (1,8). респонденты выполняют свою профессиональную деятельность согласно внешней необходимости. Готовы отвечать только за совершенное. Осознают важность своевременного (во избежание административной, дисциплинарной и других видом юридической ответственности) выполнения ответственной деятельности.
На среднем уровне у них выражены эмоциональный (4,8) и поведенческий компоненты (4,1). Бухгалтера данной группы к возможным трудностям ответственной деятельности относятся спокойно. Деятельность, требующую добросовестного отношения осуществляют, потому что считают, «этого все равно не избежать». В случае возникновения трудностей ищут поддержки у руководителя, коллег и т. д.
Таким образом, бухгалтера успешно преодолевшие кризис профессионального становления в своей работе относятся к собственным действиям как к свободным и самостоятельным, им свойственно сильное чувство личной причастности к событиям. В свою очередь, бухгалтера входящие в группы «Н», видят себя подчиненными внешнему управлению.
В результате сравнительного анализа между группами бухгалтеров имеющими разную степень преодоления кризиса профессионального становления, было выявлено, следующее:
- бухгалтера успешно преодолевшие профессиональный кризис ориентированы на решение возникших трудностей, им присущ адаптированный способ решения проблем, что проявляется в сохранении самообладания, установки на собственные ценности, проблемном анализе ситуации, сохранении оптимистического настроя по поводу разрешения ситуации. Наряду с этим у них более высокий уровень жизнестойкости, и контроля за происходящими событиями в их жизни. Бухгалтерам данной категории также присущ высокий уровень профессиональной ответственности и внутренний локус контроля, в частности в сфере успеха, неудач, межличностных отношений и здоровья.