Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России

1.1. Россия - как объект туризма

1.2. Участники, взаимодействующие в процессе функционирования сферы туризма

1.3. Понятия и виды рекреационной деятельности

1.4. Формирование имиджа региона, методики формирования имиджа региона как туристической территории

1.5. Туризм как социальная - экономическая система

1.6. Факторы, воздействующие на туризм, и необходимость их планового регулирования

2. Социально-экономическая политика государства в развитии туризма в регионах

2.1. Особенности государственного и регионального регулирования развития туризма

2.2. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России

3. Планирование развития туризма в регионах, как фактор развития их территорий

3.1. Концептуальные основы и особенности планирования развития туризма

3.2. Этапы планирования

3.3. Принципы, методы и инструменты планирования в туризме

3.4. Риски при планировании туризма и их прогнозирование

Заключение

Список использованных источников

В настоящее время в кризисных условиях развития экономики, всевозможных санкций со стороны Запада и США, политической нестабильности в мире, угрозы тераризма приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие регионального и въездного туризма в пределах Российской Федерации, а также культурно-познавательного и социального туризма.

К сожалению на сегодняшний день в большинстве регионов России выездной туризм преобладает над внутренним, то есть региональным и межрегиональным. Развитие регионального туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: бедность, отсуствие разнообразия предлагаемых услуг, стереотипное восприятие России как страны неблагоприятной для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, отсутствие условий для инвестиций, а также слабая реклама туристских возможностей регионов.

Как уже отмечкно ранее туристские ресурсы России безграничны и неисчерпаемы, способны удовлетворить любого туриста с любыми запросами, с точки зрения его увлечений, пристрастий и просто любопытства. Опросы населения и исследования, проводимые в рамках статистической работы туроператоров и агентсв показывают, что большое число россиян, выезжавших на отдых в зарубежные туры, не знают и не информированы, что те же чудеса природы и удовольствия, они могут получить и увидить в своей стране, начиная от красоты природы, её чудесных заповедных уголках, до здравниц, во многом превосходящих зарубежные по лечебным эффектам.

Ресурсная база внутреннего туризма сегодня задействована всего на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует основа экономического развития любой отрасли - это полноценный товарно-денежный обмен, а денежные средства россиян, которые могли бы составить основу инвестирования отрасли и значительно пополнить, доходную часть бюджетов всех уровней выводятся за рубеж.

В настоящее время в России, в связи с неустойчивой и не предсказуемой международной обстановкой в мире, всевозможными санкциями в отношении России, урозами тераризма, а также пришедшее понимание того, что развитие туризма и всего, что с ним связано может принести реальные и немалые доходы для устойчивого развития регионов государство уделяет большое внимание этой сфере экономики. Разработана Ростуризмом и осуществляется Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в российской федерации", рассчитана на 2011-2018 гг. [5] .


Эта программа нацелена на решение трех задач, одна из которых - создание инженерной инфраструктуры для последующего развития туристского сектора.
"Причем хотелось бы подчеркнуть, что наша программа построена на принципах государственно-частного партнерства, то есть на 1 рубль бюджетных денежных средств, которые инвестируются государством в развитие инженерной инфраструктуры, должно быть обеспечено софинансирование не менее 3 рублей внебюджетных, по линии бизнеса", - сказал глава Ростуризма.
Второе ключевое направление ФЦП - повышение качества оказываемых в России туристских услуг, третье - продвижение России как места для отдыха как российских, так и иностранных граждан [6].

2.2. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России

В настоящее время наметился отчетливый тренд роста внутреннего туризма. По данным Ростуризма, спрос на выездной туризм за период 2014 -2016 г. уменьшился на 30%, тогда как число внутренних туристов в России увеличилось за тот же период с 32 млн. до 41,5 млн. чел. (т.е. на 30%), возросло количество туроператоров, занимающихся внутренним туризмом. Такая переориентация рынка туристского спроса с выездного на въездной и внутренний требует разработки и внедрения новых стратегий развития туризма во всех регионах России.

Под устойчивым развитием туризма понимается развитие, ориентированное на долгосрочный период и основанное на концентрации усилий по достижению высокого уровня социальных, экономических, экологических и культурных целей. Управление туристическими ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма — это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу и туристическому развитию и местному населению.

Состояние туризма в России в настоящее время характеризуется существенными диспропорциями в его развитии, что отрицательно сказывается на оказание туристско-рекреационных услуг отдельным группам населения и требует совершенствования социально-экономических механизмов, в целях устойчивого развитие данных регионах.


Под социально-экономическими механизмами понимается набор инструментов управления из экономической, социальной и природоохранной сфер. При устойчивом развитии учитываются интересы всех задействованных в туристской деятельности сторон на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства [7].

В настоящее время отсутствует единое и четкое понимание устойчивого социально-экономического развития, однако сложилось представление о том, что оно обязательно проявляется в трех аспектах: экономическом, социальном и экологическом.

1. Экономическое - благополучие и процветание:

• обеспечить долгосрочную конкурентоспособность, жизне-

способность и процветание туристских предприятий и дести-

наций;

• обеспечить возможности для качественной занятости, пред-

лагая достойную оплату и условия труда для всех работников, из-

бегая всех форм дискриминации.

2. Социальное - равенство и единство:

• повышение качества жизни местных сообществ с помощью

развития сферы туризма и вовлечение их в планирование и управ-

ление туризмом;

• обеспечение безопасности в процессе удовлетворения по-

требности в путешествиях, доступных всем без дискриминации

по полу, расе, религии или по любому другому признаку.

3. Экологическом - охрана окружающей среды и культуры:

• минимизация загрязнения, деградации окружающей среды

и использования ограниченных ресурсов для организации ту-

ристских видов деятельности;

• поддержка и расширение культурного богатства и биораз-

нообразия, путем осуществления вклада в их познание и сохра-

нение.

Предполагается, что между этими тремя аспектами должено быть установлено соответствующее равновесие, которое гарантирует долговременную устойчивость развития туристической сферы.

Региональные власти в таких регионах в настоящее время зачастую расчитавают на государственную поддержку в форме финансирования производственной инфраструктуры, стимулирования притока инвестиций, введения налоговых и иных льгот, субсидирования. Однако современная социально-экономической ситуация в стране такова, что вызывает необходимость уйти с этого «легкого» пути и ориентироваться на использование собствен ных рессурсов и выискивать свои конкурентные преимущества. Туризм является одним из подобных направлений устойчивого социально-экономического развития региона.

В масштабах развития экономики государства туризм может стать тем недостающим звеном в преодолении имеющегося неравномерного экономического развития отдельных территорий, стимулируя его опережающее развитие в экономически слабо развитых районах, неблагоприятных для промышленного и сельскохозяйственного производства. Развитие туризма в этих регионах будет способствовать закреплению в них населения, исключит отток его в другие места проживания и промышленные центры и может привести к притоку к ним населения из других регионов.


Туризм как сфера деятельности может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на устойчивое социально-экономическое развитие региона

Прямое воздействие предполагает увеличение валового регионального продукта за счет расходов туристов. Прямое воздействие связано с наличием занятости непосредственно в отраслях и видах деятельности, предоставляющих услуги туристам.

Косвенное воздействие — это получение доходов за счет усиления экономической активности на последующих этапах расходования средств, вырученных от туризма. Косвенное воздействие возникает в результате того, что компании, к которым непосредственно поступают средства, расходуемые туристами для удовлетворения своих потребностей, тратят их на покупку товаров и услуг в других секторах экономики региона. Например, гостиницы пользуются услугами строительных, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, пищевых компаний и др

Совокупное социально-экономическое влияние туризма на развитие региона наряду, с прямыми и косвенными доходами включает в себя и доходы от мультипликативного эффекта, заключающемся в неоднократном обороте, полученных от туристов средств в других сопутствующих отраслях экономики.

3. Планирование развития туризма в регионах, как фактор развития их территорий

3.1. Концептуальные основы и особенности планирования развития туризма

Планирование рассматривается как возможность с помощью специальных методов и средств придти к оптимальному результату при решении поставленных задач, в том числе и комплексного развития туристической индустрии в регионе при эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов.

 Процесс планирования можно представить, как попытку заглянуть в будущее. Планирование предполагает знание в совершенстве настоящего состояния дел, тенденций его развития и к чему мы хотим придти в результате.

Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Как уже сказано выше бесконтрольное, случайное развития туризма приводит к многочисленным проблемам.


 Сегодня в России и многих других странах социальная (материальная и духовная) среда общества находятся на низком уровне, и туризм становится той привлекательной сферой для компенсации от негатива предприятий производственных и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время так же и все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.

Туризм планируется на национальном, региональном, местном уровне, а также на уровне планирования «дестинаций», или «территорий туристского развития».

На национальном и региональном уровнях осуществляется разработка долгосрочных и стратегических планов развития туризма, которые предполагают формирование государственной, республиканской, региональной политики развития туризма, включая:

- законодательные основы развития;

- координацию туристской деятельности как на отечественном, так и на международном уровне;

- создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны или региона как благоприятного для туризма;

- создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма;

- научное обеспечение туристской деятельности и др.

Механизм планирования включает в себя:

- принципы планирования;

- определение приоритетных целей;

- обеспечение взаимосвязи между показателями;

- учет факторов и конъюнктуры развития рынка;

- анализ проблем;

- выбор оптимального варианта развития;

- заложить механизмы контроля за осуществлением планов.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Заметим, что, так как туризм является составной частью социально-экономической системы региона, то планы развития туризма должны разрабатываться в контексте социально-экономического развития региона.

3.2. Этапы планирования

Планирование управления туристической деятельностью начинается с процесса стратегического планирования - по разработке стратегических планов, программ.

Рассматривая конкретный регион с точки зрения его привлекательности как туристического объекта, прежде всего, оценивается его конкурентоспособность и формулируется туристический образ по таким критериям, как доброжелательность местного населения, возможность предоставлять качественные услуги, имидж, наличие рекреационных возможностей для отдыха, развитие коммуникационной инфраструктуры и др. Каждый критерий исследуется и оценивается в количественное выражение. В результате наглядно выявляются преимущества и недостатки туристического региона, в соответствии чем и осуществляется планирование.