Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России

1.1. Россия - как объект туризма

1.2. Участники, взаимодействующие в процессе функционирования сферы туризма

1.3. Понятия и виды рекреационной деятельности

1.4. Формирование имиджа региона, методики формирования имиджа региона как туристической территории

1.5. Туризм как социальная - экономическая система

1.6. Факторы, воздействующие на туризм, и необходимость их планового регулирования

2. Социально-экономическая политика государства в развитии туризма в регионах

2.1. Особенности государственного и регионального регулирования развития туризма

2.2. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России

3. Планирование развития туризма в регионах, как фактор развития их территорий

3.1. Концептуальные основы и особенности планирования развития туризма

3.2. Этапы планирования

3.3. Принципы, методы и инструменты планирования в туризме

3.4. Риски при планировании туризма и их прогнозирование

Заключение

Список использованных источников

План - это практически виртуальная проекция социально-экономической модели будущего состояния, развития и функционирования планируемого объекта (предприятия, отрасли, некого бизнеса, в нашем случае туристической индустрии). Важное место в этой модели занимают правильно выбранные этапы процесса планирования, которые носят общий характер. К их числу относят:

• определение миссии;
• анализ внешней среды;
• анализ внутренней среды (преимуществ и недостатков);
• формулирование целей и задач;
• выбор стратегии (способов, путей достижения цели);
• разработка планов (программ);
• реализация планов (программ);
• контроль и оценка результатов.

3.3. Принципы, методы и инструменты планирования в туризме

Под принципами планирования понимают общие правила процесса разработки планов и их взаимоувязки.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем [8], это: необходимость, единство, непрерывность, гибкость (адаптивность) и точность. Наряду с этими принципами на практике необходимо использовать еще и такие принципы, как: научность, целенаправленность, устойчивость, системность, комплексность, экологичность, безопасность, оптимальность, принцип участия, профессионализма и эффективности.

Научность планирования основывается на изучении, использовании объективно действующих законов и закономерностей развития природы и общества, использовании данных, объективно отражающих стартовые условия и тенденции развития туризма в регионе, применении методов, отвечающих целям развития туризма.

Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида туристской деятельности.

Единство как принцип предполагает, что планирование должно иметь системный характер и предусматривает разработку общего плана социально-экономического развития туризма в регионе.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; разрабатываемые планы должны следовать один за другим.

Целенаправленность предполагает обоснование в первую очередь стратегических и тактических целей развития туризма.

Следование принципам гибкости (адаптивности) и устойчивости означает, что планирование необходимо осуществлять с учетом возможных изменений факторов внешней и внутренней среды, которые могут обусловить корректировку целей устойчивого развития туризма, приоритетов и механизмов их реализации.


Системность означает необходимость использования элементов системного анализа в каждом управленческом решении, а также элементы и свойства теории больших систем, такие как: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и т.д.

Комплексность в управлении сферой туризма означает необходимость всестороннего охвата всей системы планирования, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств, всех факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие туризма.

Точность - план должен быть составлен с определенной степенью точности, т.е. конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние факторы, действующие на региональную систему туризма.

Следование принципу экологичности означает необходимость минимизации антропогенных воздействий на природу, экологизации всех сфер туристской деятельности путем интегрирования функции планирования по целям экологического развития, своевременное решение экологических проблем, развитие экологического мировоззрения людей.

Следование принципу безопасности означает необходимость разработки механизмов по обеспечению личной, экономической и иной безопасности в туристской деятельности.

Принцип оптимальности позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей для достижения поставленной цели.

Участие как принцип предполагает важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех заинтересованных в развитии туризма в регионе сторон.

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация устанавливает, что туристскую деятельность в регионе нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других видов деятельности. Интеграция определяет, что планирование, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов субъектов планирования развитием туризма в регионе с планами всех заинтересованных лиц для рационального использования ресурсов.

Реализация принципа профессионализма обеспечивается специальной подготовкой всех субъектов планирования, созданием необходимой методической и информационно-аналитической базы, привлечением в случае необходимости специалистов из системы планирования регионом, специализирующихся на решении отдельных актуальных проблем его комплексного социально-экономического развития.

Соблюдение принципа эффективности означает необходимость доказательства, что именно сформированный набор целей развития туризма, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат удовлетворение и развитие духовных и физических потребностей туристов.


Таким образом, принципы планирования, наиболее тесным образом связанные с основными методами эффективного рыночного планирования, ориентируют субъектов планирования на достижение наилучших экономических показателей.

Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, путей наиболее эффективного использования ресурсов, а также разработки плана.

Принято различать следующие методы планирования: научные, экспериментальные, балансовые, нормативные (технико-экономических расчетов), индексные, программно-целевые, экономико-аналитические, метод с использованием коэффициента эластичности, экономико-математическое моделирование и т.п.

Выбор методов планирования определяется рядом факторов:

· степенью сложности планируемого показателя и его взаимосвязей;

· протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются);

· обеспеченностью исходной информацией, возможностью ее получения, обработки, использования в плановых расчетах и др.

Рассмотрим сущность некоторых из них.

Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать на основе нормативов и норм имеющиеся в наличии ресурсы (рекреационные, материальные, финансовые и т.д.) и фактические потребности туристов, т.е. установить равенства между возможностями и потребностями.

Нормативный (технико-экономическux расчетов) метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономических нормативов, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические нормативы характеризуют рациональное использование культурно-познавательных, материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

В практике планирования широко применяется экономико-аналитический метод. Он заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей, а также совокупности в целом. Анализ позволяет установить зависимости между показателями и наметить изменения в плане в соответствии с имеющимися ресурсами и заданными целями. Туризм, как и любая форма экономического развития, требует тщательного управления для успешного достижения целей, лежащих в основе его развития, которое невозможно без определенного набора инструментов.


Под инструментами понимается совокупность средств и методов, способствующих осуществлению функций управления, среди которых особая роль принадлежит планированию.

Планирование туризма со стороны государства на уровне страны и ее регионов представляет собой основу для управления туризмом.

Проблеме планирования необходимо уделять первостепенное значение, поскольку развитие туризма находится в прямой зависимости от тех конкретных усилий, которые предпринимаются органами власти в целях увеличения приёма туристов.

Основными инструментами управления при реализации функции планирования являются программы, планы, прогнозы, стратегии.

3.4. Риски при планировании туризма и их прогнозирование

Прогнозирование (от греческого prognosis – знание наперед) представляет собой получение информации о будущем, разработку на перспективу изменений состояния объекта в целом и его Прогнозирование - это предвидение определенного события. различных частей.

При планировании устойчивого развития туризма в регионе, необходимо обеспечить прогнозирование вероятности наступления (проявление) рисков и размеры тех отрицательных последствий, к которым они приведут.

Под риском многие авторы, такие как: А. И. Бланк, К. А. Кирсанов, Е. С. Стоянова и другие понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери, вытекающие из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека [9] .

Факторами рисков можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры по снижению степени риска. При этом эффективность воздействия на факторы риска в развитии туризма во многом определяется классификацией рисков, позволяющей определить характер возможных последствий.

К внешним рискам следует относить риски, которые не связаны напрямую с использованием потенциалов региона для развития туризма, но оказывающие на его формирование и развитие значительное (порой, доминирующее) влияние.

К внутренним рискам, следует относить риски, которые проявляются непосредственно в процессе формирования и использования потенциалов региона для развития туризма. В отличие от внешних рисков они легче поддаются прогнозированию, выработке мер, а также методов по их упреждению.


Таким образом, риски в различной степени взаимосвязаны и представляют собой систему с сильными и слабыми связями, которые могут проявляться в виде цепной реакции (наступление одного риска, может повлечь за собой возникновение другого(их) риска(ов)).

На сегодняшний день существует множество различных методов прогнозирования: экспоненциального сглаживания, экспертных оценок, интервью, «мозговой атаки», составления сценариев, дерева целей, матричный метод, метод Дельфи, метод ожидания потребителей и т.д..

Все методы прогнозирования дополняют друг друга, а соответственно могут использоваться совместно. Одним из эффективных средств для организации прогнозирования развития туризма в регионе, объединяющий как качественный, так и количественный подходы, является метод сценариев. Сценарий - это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предложений.

Использование сценарного прогнозирования в развитии туризма в условиях рынка способно обеспечить:

· лучшее понимание ситуации, его эволюции;

· оценку потенциальных угроз;

· выявление благоприятных возможностей;

· выявление возможных и целесообразных направлений туристской деятельности в регионе;

· повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.

Заключение

В современных условиях многие регионы страны, особенно, её восточные территории, приходят в упадок в связи с разрушением промышленных экономик, истощением сырьевых ресурсов, миграцией населения в более благополучные регионы центральной России. В связи с этим перед этими регионами стоит вопрос выживания. Основной доход многие страны мира получают за счет государственной поддержки туристической отрасли и доходов от неё.

В нашей стране сложная социально - экономическая ситуация. Не простая она и на туристическом рынке. C падением рубля к доллару и евро, вводу в отношении нашего государства всевозможных санкций Ростуризм, наш главный руководитель в сфере развития туризма, видит свои плюсы: это реальная возможность взять курс на «политику импортозамещения». Другими словами - развивать внутренний и въездной туризм, Такое мнение озвучил на пресс-конференции исполняющий обязанности главы Ростуризма Олег Сафонов.

На сегодня российские граждане регулярно вывозят из страны валютные средства в количествах, несоизмеримых с теми, которые наши же граждане (туристы) и иностранные туристы, приезжающие в нашу страну оставляют у нас. Заявления наших руководителей от туризма, государственные программы по развитию туризма и туристической индустрии вселяют надежды на подъем региональных экономик, возрождения духовного и культурно-эстетического сознания народа нашей страны.