Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России

1.1. Россия - как объект туризма

1.2. Участники, взаимодействующие в процессе функционирования сферы туризма

1.3. Понятия и виды рекреационной деятельности

1.4. Формирование имиджа региона, методики формирования имиджа региона как туристической территории

1.5. Туризм как социальная - экономическая система

1.6. Факторы, воздействующие на туризм, и необходимость их планового регулирования

2. Социально-экономическая политика государства в развитии туризма в регионах

2.1. Особенности государственного и регионального регулирования развития туризма

2.2. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России

3. Планирование развития туризма в регионах, как фактор развития их территорий

3.1. Концептуальные основы и особенности планирования развития туризма

3.2. Этапы планирования

3.3. Принципы, методы и инструменты планирования в туризме

3.4. Риски при планировании туризма и их прогнозирование

Заключение

Список использованных источников

Социальный означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе, а социальная система туризма включает ту её часть, которая предполагает возможность свободного перемещения людей, восстановления их здоровья, отдыха и проведения досуга по их интересам.

Социальная сущность туризма:

  • организация досуга населения;
  • сглаживание взаимоотношений и предупреждение конфликтов в обществе;
  • формирование дружественных контактов между отдельными людьми и группами;
  • установление толерантности местного населения;
  • распространение культурных ценностей.

Туризм – категория экономическая, потому, что государство, его регионы, принимая туристов, предоставляют ему местные услуги, способствуют создания рабочих мест для своих граждан, пополняют государственные и местные бюджеты от доходов за счет ввоза валюты в случаях въездного туризма и доходов от приезжих туристов в случаях внутреннего туризма. С экономической точки зрения, туризм – это производство и реализация туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории. Туризм является самым экологически чистым видом природопользования.

В настоящее время отсутствует единое мнений в определении туризма как явления, однако неоспорим факт, что туризм является сложной социально-экономической системой, основой которой являются субъекты туризма, т.е. сами туристы и объекты туризма, т.е. туристическая отрасль, представляющая туристам необходимые им товары и услуги.

В процесс предоставления туристских услуг государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионах, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, свободу перемещения, доступность и сохранение туристских объектов, формирование туристского имиджа региона и т. д.) эффективного функционирования системы туризма. Указанные организации формируют туристскую политику и осуществляют на национальном, региональном и местном уровнях свою деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании имеющихся туристских ресурсов и обеспечении высокого качества обслуживания туристов.

Туризм является открытой динамичной системой, взаимодействующей и функционирующей в среде, складывающейся под воздействием политических, экономических, социальных, технологических и природных (экологических) факторов. 


Учитывая все выше сказанное понятно, что туризм является сложным, многогранным понятием и представляет комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга. Туризм не может рассматриваться иначе как с позиций объекта экономической индустрии, причем высоко доходной отрасли крайне необходимой населению и обязан быть включен в сферу управления и планирования экономики страны в целом в связи с другими ведущими отраслями государства. В нашей стране сегодня управление и планирование туризма осуществляется на всех уровнях - национальном, региональном, местном уровне, а также на уровне планирования территорий туристского развития.

Бесконтрольное, случайное развития туризма, приводит к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, включая нарушения в окружающей среде, потерю национальной самобытности и многим другим проблемам ведущим в результате к серьезным духовным и экономическим потерям.

Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму в апреле 1989 года, где было заявлено о необходимости развития туризма как части комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами экономики: развитие сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, социальным обеспечения, образования и др. Таким образом, туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такое же внимание, как и другим видам социально-экономической деятельности.

Важность планирования туризма подтверждается и тем фактом, что официальным, основным приоритетом деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее авторитетной международной государственной организации в мире в сфере туризма, является оказание практической помощи странам в области стратегии планирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом специфики региона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспектив развития туризма.

Планирование туризма, направленно одновременно на предотвраще- ние негативных воздействий и, вместе с тем, выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться в соответствии с принципами так называемого устойчивого развития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложены в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г., представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН [2].


Согласно определению, «устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые.

При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями».

К основным принципам устойчивого развития отнесены:

  • экологическая устойчивость, которая обеспечивает: сбалансированность развития и поддержания основных экологических процессов;

- развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;

- экономическая устойчивость, обеспечивающая экономическую эффективность развития и метод управления ресурсами, позволяющий их использование будущими поколениями.

Таким образом, концепция устойчивого развития представляет собой основу для достижения целей развития без нанесения ущерба окружающей среде и является процессом планируемых изменений.

1.6. Факторы, воздействующие на туризм, и необходимость их планового регулирования

В связи с социальной и политической ситуацией в стране, уровнем экономического развития, изменением законодательной и правовой базы изменяются и условия для развития туризма и туристской индустрии в целом. Причем, влияют как негативные, так и позитивные факторы, воздействующие на туризм.

К положительным факторам развития рынка туристических услуг относят:

- стабильность межгосударственных отношений, предсказуемость в политике и развитии экономики;

- устойчивый рост общественного богатства и благосостояния населения;

- увеличение свободного времени населения и рост его культурно-эстетического развития;

- развитие коммуникабельности, транспортных средств, средств коммуникаций и информационных технологий;

- поддержка национальных и иностранных инвестиций в развитие туристской индустрии;

- упрощение государственных, региональных и местных форм регулирования налогового, валютного, таможенного, пограничного и других;


- стимулирование социального туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей;

- активнее содействовать развитию отраслей, поддерживающих и обеспечивающих туристическую деятельность

К негативным факторам, влияющих на развитие рынка туристических услуг относят:

- напряженность в международных отношениях;

- нестабильность политики и закрытость экономики;

- стагнация экономики и падения благосостояния населения;
- неустроенность туристических ресурсов;

- неразвитость индустрии туризма;

- нерациональное использование культурно — исторического и культового наследия и окружающей среды;

- низкий уровень доходов населения и недостаток свободного времени;

- загрязнение окружающей среды и экологическая опасность;

- недооценка роли туризма в интеллектуализации общества;

- отсутствие эффективных стимулов инвестирования в развитии индустрии туризма;

- недооценка роли туристического бизнеса в экономическом развитии регионов и наполнении их бюджета.

Указанные факторы влияния на развитие туризма должны , безусловно, учитываться при планировании и ложиться в основу государственного регулирования и социально-экономической политики государства как приоритетные направления развития туристической индустрии.

2. Социально-экономическая политика государства в развитии туризма в регионах

2.1. Особенности государственного и регионального регулирования развития туризма

Государственное регулирование и управление в сфере туризма – это деятельность органов государственных органов власти, региональных и муниципальных властей, по определению методов, форм, целей и задач в осуществлении деятельности по развитию сферы туризма и сопутствующих ей отраслях.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма является закон, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах турис­тской деятельности в Российской Федерации» [3].


В соответствии со статьями 3,4 настоящего Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования, заявляя о её всемерной поддержке и развитию внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

В России в настоящее время существует две организации, отвечающие за состояние и развитие туристской отрасли - Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.

По итогам целого ряда международных конференций по туризму отмечалось, что устойчивое развитие индустрии туризма, как в отдельном регионе, так и в стране в целом зависит, прежде всего, от усилий со стороны государства: «Туризм должен планироваться государственными властями, а также туристической индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. В этих условиях представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические отрасли» [ [4 ].

В России последние десятилетии центральные органы исполнительной власти, региональные и местные власти, которые осуществляют управление в сфере туризма, включая межотраслевую и межрегиональную координацию, постоянно менялись. Отсутствие четко обозначенного подразделения этой сферы, отвечающего за его развитие, говорило о отсутствии должного внимание и понимание социальной необходимости и значимости этой сферы в жизни общества. В настоящее время в этом вопросе поставлена точка – отвечают за данную сферу агентство Ростуризм совместно с соответствующим комитетом Госдумы РФ.

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство;

1. Рассматривает туристскую деятельность как приоритетную отрасль экономики, обеспечивает ее развитие и создает благоприятные условия для ее функционирования.

2. Формирует образ России, как страны открытой и благоприятной для туризма, представляет страну с позиций туризма на международном уровне, проводит и участвует в международных конференциях по туризму, освещает новые туристские проекты в центральных средствах массовой информации.

3. Осуществляет правовую и иную (включая материальную) защиту и поддержку российских туристов, туроператоров и турагентов как внутри страны, так и за рубежом.