Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Россия - как объект туризма
1.2. Участники, взаимодействующие в процессе функционирования сферы туризма
1.3. Понятия и виды рекреационной деятельности
1.4. Формирование имиджа региона, методики формирования имиджа региона как туристической территории
1.5. Туризм как социальная - экономическая система
1.6. Факторы, воздействующие на туризм, и необходимость их планового регулирования
2. Социально-экономическая политика государства в развитии туризма в регионах
2.1. Особенности государственного и регионального регулирования развития туризма
2.2. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России
3. Планирование развития туризма в регионах, как фактор развития их территорий
3.1. Концептуальные основы и особенности планирования развития туризма
3.3. Принципы, методы и инструменты планирования в туризме
Введение
Туризм – это социально-экономическая система, включающая в качестве субъектов туристов, туристские организации, инфраструктуру туризма, региональную среду, другие организационные структуры, взаимодействующих друг с другом, создавая туристическую индустрию, как одно из направлений экономики страны, в целях предоставления услуг туристам в соответствии с федеральными и региональными законами, нормами и правилами.
Данная тема выбрана не случайно и исследования туризма, как одного из элементов образа жизни людей, проведенные в рамках данной курсовой работы, будут способствовать повышению моей профессиональной подготовки и выполнению более качественно своей работы. Туризм и туристическая деятельность рассматривается в данной работе с позиции их развития, как внутреннего туризма, что особенно актуально сегодня для регионов России в целях устойчивого развития их территорий и экономик.
В первой главе курсовой работы проводится рассмотрение географических, природных, рекреационных, санаторно-курортных и других возможностей нашего государства с позиции перспективности его территорий для организации и развития на них туристической индустрии как одной из основных отраслей экономики в регионах. Делается вывод о их безграничных возможностях для развития въездного и внутреннего туризма. Рассматривается круг вопросов, характеризующих сегодняшнее состояние в туристической сфере с позиций её участников, инфраструктуры, наличия и использовании рекреационных территорий, отмечается её социально- экономические аспекты, необходимость государственного регулирования и планирования сферы туризма на всех уровнях власти.
Во второй и третьей главах туристская сфера деятельности в регионах рассматривается как объект, заслуживающий и требующий постоянного государственного регулирования, рассматриваются его механизмы в плане обеспечения устойчивого развития регионов. Обосновывается необходимость планового развития, рассматриваются принципы, этапы и инструменты планирования.
1. Внутренний туризм как основа культурно-познавательного развития личности и роста экономики регионов России
1.1. Россия - как объект туризма
Россия – крупнейшая по территории страна мира. Она занимает 1/8 часть земной поверхности. Протяженность РФ с юга на север - около 4 000 километров, с запада на восток более 10 000 километров.
Российская Федерация соседствует с 16 государствами, общей протяжённость её границ около 61 тысяч километров, в том числе 38 тыс. морской границы, что в значительной мере способствует развитию въездного туризма.
Россия расположена в дух частях света – Европе и Азии.
Территория европейской части России с запада на восток простирается до Уральских гор, южная граница проходит по Северному Кавказу. Это самая развитая и плотно населенная часть государства. Именно здесь расположены шумные мегаполисы, ультрасовременные постройки, соседствующие с самобытными древними русскими городами большими и маленькими и красивейшей уникальной природой. Население европейской части России составляет около 80 миллионов человек - это половина всех жителей страны и состоит из представителей 39 национальностей.
Азиатская часть России – это пространство площадь порядка 13 000 000 кв.км , где проживает сравнительно немного людей. Отсутствие здесь крупных мегаполисов объясняется неблагоприятными климатическими условиями. Все эти огромные пространства населяют около 70 млн. человек.
Это просторы от Уральских гор до Тихого океана, территории не тронутых цивилизацией бескрайних лесов, больших и малых рек, изобилующих рыбой, гор и болот. Несмотря на обилие природных богатств, строительство здесь обходится гораздо дороже, виной тому суровый климат, вечная мерзлота.
Практически вся страна Россия – это рай для туристов и простор для организации и развития туристической индустрии и бизнеса.
Туристы могут найти здесь все то, что пожелают. Древнейшие памятники археологии, девственные леса Сибири и высокие горы. Славится Россия своими водными ресурсами – Широкие полноводные реки, ручейки, пруды, озера, маленькие и хрупкие, мощные и величественные, быстрые горные потоки для любителей экстрима или неторопливо несущие свои воды реки - нигде в мире невозможно найти такого разнообразия. И это только природа, а какие люди живут на этой земле в этой стране! Такие огромные пространства страны сформировали и особенный национальный русский характер - это
доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь.
В России проживают около 776 национальностей. Особый интерес представляю малые народы, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения [1]..
1. Чулымцы Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык.
2. Ороки. Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные». Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков.
3. Энцы Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае.
4. Тазы Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке.
5. Ижора Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому.
6. Водь Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд.
7. Кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря».
Вот оно непаханое поле для туризма, разбросанное по всей территории России.
На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них 13 – как объекты культурного и исторического наследия человечества.
Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
1.2. Участники, взаимодействующие в процессе функционирования сферы туризма
Участники - группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
1. Туристы – это люди, которые испытывают различные психологические и физические потребности, которые и определяют участие этих людей в туристской деятельности, на короткий срок и добровольно меняют место проживания с целью удовлетворения своих пожеланий в укреплении здоровья, в отдыхе, в познавательных целях и других, кроме оплачиваемой деятельности временного проживания.
2. Организации, обеспечивающие туристов необходимыми им товарами и услугами. Прежде всего это туроператоры и туристические агентства, непосредственно разрабатывающие и продающие туристические продукты, а так же предприниматели, которые ведут и развивают свой бизнес, предоставляя туристам и его организаторам товары и услуги с учетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти рассматривают туризм как один из факторов экономики, дающий доходы, на которые местные граждане могут развивать частное предпринимательство и бизнес, а местные власти доходы, поступающие в местный бюджет виде налогов.
4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимает туризм в главное как фактор занятости населения.
1.3. Понятия и виды рекреационной деятельности
Рекреация - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; деятельность в нерабочее время, осуществляемая для удовольствия - туризм, спорт, хобби и т. п.
Рекреационная деятельность основана на использовании рекреационных ресурсов, таких как природные объекты, объекты, созданные человеком и являющимися объектами всемирного наследия, объекты культурно-развлекательного и спортивного характера используемые для удовлетворения потребностей общества в рекреации, т. е. в восстановлении физических и духовных сил человека и организации на их основе отрасли народного хозяйства, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения.
К объектам рекреации относятся:
- природные особенности территорий и их влияние духовное восстановление людей (рельеф, климат, растительность, водоемы);
- уникальные природные объекты (карстовые и подводные пещеры, водопады, красивые горные и формообразные ландшафты);
- экзотические для данной местности виды растений, животный мир;
- исторические и культурные памятники (крепости и их развалины);
- археологические раскопки и исследования;
- уникальные технические сооружения.
К социальным рекреационным ресурсам относятся:
- здания и инженерные сооружения (профилактории, пансионаты, дома отдыха):
- спортивно-оздоровительные лагеря:
- детские оздоровительные учреждения, а также санатории и курортные лечебницы;
- сооружения спортивного и культурного назначения (спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы, стадионы, театры, клубы, музеи).
Рекреационные ресурсы классифицируют:
- курортные;
- оздоровительные;
- спортивные;
- экскурсионно-туристские и их разнообразные сочетания.
Рекреация – это совместный межотраслевой вид экономической деятельности, в нашем случае туристической, конечным результатом которого является набор товаров и услуг предприятий многих отраслей, деятельность которых замыкается и не может существовать без использования данных ресурсов. Специфика рекреационного вида деятельности заключается в том, что ее результатом является возможность и право использовать необходимые товары и услуги, тогда как создаются они в других отраслях экономики.
1.4. Формирование имиджа региона, методики формирования имиджа региона как туристической территории
Имидж - существующая в сознании людей система представлений и оценок, объектом которых она является.
Имидж региона - это совокупность эмоциональных, духовных и иных рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа.
Создание благоприятного имиджа региона – это долгосрочная, теоретическая, исследовательская и практическая работа, способствующая развитию данного региона, прежде всего его экономики, созданию благоприятного фона для проживающих в данном регионе и созданию привлекательности данного региона с точки зрения туризма для жителей других регионов страны. Образ туристского региона разрабатывается и даже конструируется, т. е. сознательно видоизменяется для создания его уникальности и неповторимости.
Основные направления по созданию программ формирования имиджа региона представляются следующими:
Первое - это осознание не только органами власти, но и всем местным сообществом необходимости формирования и продвижения положительного имиджа как региона с уникальной изюминкой привлекательности. Нужно принять решение об общем массовом направлении деятельности в этой сфере, о структуре, которая будет обеспечивать всестороннее формирование и продвижение данного имиджа, обеспечить для данной структуры механизм финансирования.
Второе – определить аудитории, на которые будут воздействовать мероприятия по продвижению имиджа, изучить территориальные особенности для формирования имиджа региона.
Третье направление - творческая работа по созданию имиджевой концепции: разработка фирменного стиля и слогана, под которыми будет продвигаться территория. Изучать перспективные предложения жителей региона способствующих формированию принятого имиджа. Широко освещать идеи имиджа ведущими федеральными и региональными средствами массовой информации.
Четвертое – сформировать систему контроля над функционированием механизма продвижения принятого положительного имиджа, обеспечив преемственность данных направлений при смене сотрудников или исполнительной власти в регионе.