Файл: Построение эффективной структуры управления компанией (Разработка программы внутрифирменного планирования).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы оценки организации управления предприятием
1.2 Понятие и показатели организации управления предприятием
Глава 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ВОДОКАНАЛ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала
2.3 Оценка организации управления ООО «Водоканал»
3.1 Оборудование отдельного диспетчерского пункта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что современный этап общественного развития одновременно демонстрируя глубину, быстроту и неординарность масштаба и новизну перемен; натиск высоких технологий и капитала, выявляет их противоречивость. С одной стороны, рыночные преобразования в сфере деятельности предприятий городского хозяйства создают благоприятную среду для активизации деятельности людей, с другой стороны, сами по себе они не обеспечивают переход к более высокому типу занятости. Очевидно, что конкурентоспособность предприятий городского хозяйства сегодня зависит исключительно от качества, производительности и гибкости системы управления.
Кроме того, обострение кадровой проблемы, вызываемой социализацией экономики, требует своевременного принятия таких мер, как формирование устойчивого кадрового ядра, своевременная трансформация профессионально-квалификационной структуры человеческих ресурсов адекватно конъюнктуре, формируется на внутреннем рынке труда и в соответствии с факторами внешней среды, что, в конечном счете, приводит к повышению эффективности управления предприятием городского хозяйства. Руководство предприятий испытывает потребность в апробированном инструментарии исследования социально-экономических механизмов построения и развития эффективной системы управления и проведения адекватных изменений, направленных на её совершенствование.
Объект курсовой работы: ООО «Водоканал».
Предмет курсовой работы: эффективность управления предприятием городского хозяйства.
Цель курсовой работы – разработка путей повышения эффективности управления в ООО «Водоканал».
Задачи курсовой работы:
- дать общую характеристику предприятия;
- провести анализ эффективности управления в ООО «Водоканал»;
- проанализировать проблемы управления ООО «Водоканал»;
- разработать направления повышения эффективности управления в ООО «Водоканал».
В курсовой работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, законодательные, правительственные источники, а также использованы различные данные внутренней отчетности ООО «Водоканал», по материалам которых иллюстрируется практическое применение методик.
Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод познания; системный и процессный подходы к анализу изучаемого явления, использование элементов сравнительного и ситуационного анализа.
Глава 1 Теоретические основы оценки организации управления предприятием
Основные понятия организации управления
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве [1].
Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано, прежде всего, с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.
Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.
Управление предприятием призвано решать две основных задачи:
1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;
2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.
Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние [2].
Суть управления заключается в следующем:
- сбор, хранение, обработка и передача информации;
- разработка и принятие управленческих решений;
- выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления;
- контроль исполнения принятых решений.
Теория управления как самостоятельная научная дисциплина зародилась в области проблем управления техническими системами, и именно там сформировались ее язык и система понятий. Во второй половине XX в. разработка проблем управления становится обширной, вполне самостоятельной дисциплиной, создается обширный инструментарий, который применяется в управлении техническими системами, производственными и даже коммерческими организациями. Однако терминология, наработанная в области управления техническими системами, не приведена в соответствие с терминологией, используемой в экономической и социальной науках. Наработанные приемы решения управленческих задач для технических или биологических систем, оказываются непригодными при использовании их применительно к социальным системам [3].
1.2 Понятие и показатели организации управления предприятием
Организация управления предприятием – это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления деятельности; целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предприятия.
Организация управления предприятием выполняет следующие функции: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой предприятия. Объектом организации управления является социально-экономическая система. Она создается из совокупности функциональных элементов: людей, предметов и средств труда, финансовых и информационных ресурсов [9]. До начала процесса управления отмеченные элементы существуют в качестве необходимых факторов управления, начальных условий функционирования системы. Для того чтобы наладить процесс управления, необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: организовать общность людей, наметить цели, сформировать организационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создается социально-экономическая система (предприятие).
Социально-экономическая система – динамичная система, обладающая способностью развития, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой. В процессе развития элементы системы управления постепенно утрачивают первоначальную эффективность и способность выполнять заданные им функции, что приводит к нарушению структуры системы. В результате возникает задача сохранения структурной тождественности системы управления предприятием, т.е. поддержания соответствия между составом ее элементов и целями функционирования. Структурная тождественность системы управления не устанавливается автоматически, а достигается с помощью организации [10].
В процессе функционирования социально-экономической системы (предприятия) ее структура постоянно противостоит изменениям элементов системы. Поэтому возможно отставание развития социально-экономической системы от требований внешней среды. Чтобы система находилась на уровне предъявляемых требований, необходимо из ее состава выводить утратившие свое функциональное назначение элементы и вводить другие, соответствующие новым экономическим условиям. Качественное совершенствование осуществляется посредством организации в форме реорганизации. Отсюда третьей функцией организации управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды [11].
Организация управления предприятием проявляется в последовательности использования организационных воздействий на участников производства.
Каждое воздействие предполагает, что руководители всех уровней должны обозначить проблемы и четко сформулировать задания для их решения, временной интервал, пределы допустимых отклонений, указать лиц, ответственных за исполнение решения.
В многоуровневой системе управления организация управления проявляется в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней системы управления. Порядок взаимодействия определяется стоящей целью, особенностями ситуации [12].
Аппарат управления на крупных предприятиях можно разбить на три основных уровня управления: высший уровень, включающий совет директоров, комитеты, правление; средний уровень, представленный центральными службами; низовой уровень – оперативно-хозяйственные подразделения.
Существенной особенностью современной структуры управленческого аппарата крупного предприятия является отделение стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности.
Произошло четкое разграничение функций между тремя уровнями управления. Высший уровень управления ориентирован на разработку целей и стратегий развития, координацию деятельности в масштабе предприятия, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений.
Средний уровень обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений.
Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли [13].
Высшее руководство предприятия, представленное советом директоров и правлением, имеет следующее распределение функций: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление – ее практическую реализацию. Совет директоров выступает как организующее и направляющее звено, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности. Совет директоров играет роль координирующего органа. Он осуществляет согласование и увязку между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивает проведение единой линии в руководстве предприятием.
В функции совета директоров входят:
- выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития предприятия;
- определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ;
- слияния и поглощения;
- осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;
- контроль за выполнением решений. Главные функции правления предприятия:
- осуществление текущего планирования;
- руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом;
- разработка программ для реализации главных целей предприятия и руководство по их выполнению;
- принятие решений по организационным формам управления;
- делегирование полномочий должностным лицам на более низкие уровни управления;
- проведение кадровой политики;
- контроль за состоянием финансового положения предприятия.
Правление призвано разрабатывать текущую хозяйственную политику предприятия и следить за ее выполнением [14].
Основным в деятельности центральных служб предприятия является обеспечение координации работы соответствующих функциональных подразделений в производственных подразделениях. Она осуществляется по трем направлениям связей: связи по линии организации и обслуживания производственного процесса в рамках предприятия в целом; связи между центральными службами и аналогичной функциональной службой в производственном подразделении; связи по линии учета и контроля [15].