Файл: Организация кассовой работы в банке ПАО Сбербанк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо основных депозитарных услуг Депозитарий Сбербанка содействие в получении ISIN и CFI кодов, предлагает гибкие схемы гарантированных DVP Escrow расчетов для сделок с крупными пакетами акций.

Клиентам Депозитария Сбербанка также доступен широкий спектр дополнительных услуг, в т.ч. брокерское и расчетно-кассовое обслуживание, инвестиционный бэнкинг, доверительное управление, услуги администратора и кастодиана для всех видов оффшорных и регулируемых фондов (SICAV, UCITS, SICAR, CIF, UCI). Брокерская, дилерская деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами осуществляется Сбербанком на основании соответствующих лицензий ФСФР.

Депозитарий Сбербанка имеет разветвленную корреспондентскую сеть, что позволяет значительно сократить издержки на обслуживание активов клиентов. К числу корреспондентов Сбербанка относятся Национальный Расчетный Депозитарий (НРД), все российские регистраторы, Euroclear Bank S.A./N.V., Clearstream Banking S.A., Национальный депозитарий Украины, Центральный депозитарий Республики Казахстан, Национальный Депозитарный Центр Азербайджанской Республики.

Сильной стороной Депозитария Сбербанка всегда был и остается индивидуальный подход к каждому клиенту, качественное и высокопрофессиональное обслуживание, выражающееся, в том числе, в проведении Депозитарием гибкой тарифной политики и закреплении за каждым клиентом персонального менеджера.

Деятельность депозитария

Объекты депозитной политики

Субъекты депозитной политики

Коммерческий банк

Привлеченные средства:

Депозиты;

МБК;

Векселя;

Сертификаты

Дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание)

Государственные учреждения:

Центральный банк;

Министерство по налогам и сборам

Клиенты банка:

Физические лица;

Юридические лица

Рисунок 2.1 - Состав субъектов и объектов депозитной политики коммерческого банка

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.[7]В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка обобщена на рисунке 2.1.

В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы, что наглядно отражено на рисунке 1.2.[8]


Принципы формирования депозитной политики коммерческого банка

Специфические принципы

Общие принципы

Принцип обеспечения оптимального уровня издержек

Принцип научной обоснованности

Принцип безопасности операций банка

Принцип оптимальности и эффективности

Принцип обеспечения надежности

Принцип комплексного подхода

Принцип единства элементов депозитной политики

Рисунок 2.2 – Принципы формирования депозитной политики коммерческого банка

Классификацию депозитов по форме изъятия более подробно можно представить в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Классификация депозитов коммерческого банка по форме изъятия

Лоро

до 3 месяцев

срочные

3 – 6 месяцев

срочные с дополнительными взносами

Контокоррент

6 - 9 месяцев

условные

Овердрафт

на предъявителя

Ностро

9 – 12 месяцев

до востребования

свыше 12 месяцев

на текущем счете

Рассмотрим более детально классификацию депозитов по форме изъятия.[9]

Начнем с депозитов до востребования, так как они занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств банков. Итак, депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента. К ним относятся средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием средств.

Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается.

Депозиты до востребования наиболее ликвидны. Преимуществом депозитных счетов до востребования для их владельцев является их высокая ликвидность. Основными же недостатками депозитов до востребования для их владельцев является уплата низких процентов по счету, а для банка – необходимость иметь более высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности.[10] Таким образом, особенности депозитного счета до востребования можно охарактеризовать так:


  • взнос и изъятие денег осуществляется в любое время без каких-либо ограничений;
  • владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде твердой месячной ставки;
  • банк за хранение денежных средств на счетах до востребования уплачивает невысокие процентные ставки либо вообще не платит;
  • банк по депозитам до востребования отчисляет более высокие нормы в фонд обязательных резервов в ЦБ РФ.

С помощью вкладов до востребования решается задача получения прибыли банком, так как они самый дешевый ресурс, а затраты по обслуживанию расчетных и текущих счетов клиентов минимальны. Увеличение доли депозитов до востребования в финансовых ресурсах банка уменьшают его процентные расходы и позволяют получить более высокую прибыль от использования этих средств в банковских активах. Но вместе с тем расчетные счета – это самый непредсказуемый элемент пассивов. Поэтому высокая их доля в заемном капитале очень сильно ослабляет ликвидность банка. В связи с этим важной задачей управления является определение оптимальной структуры депозитной базы банка.

На втором месте по значимости для банков выступают срочные вклады, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.[11] Срочные вклады — это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента.[12]

Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока:

  • депозиты со сроком до 3 месяцев;
  • депозиты со сроком от 3 до 6 месяцев;
  • депозиты со сроком от 6 до 12 месяцев;
  • депозиты со сроком свыше 12 месяцев.

Достоинством срочных депозитных счетов для клиента является получение высокого процента, а для банка – возможность поддержания ликвидности с меньшим оперативным резервом. Недостаток срочных депозитных счетов для клиентов состоит в низкой ликвидности. Для банка недостаток состоит в необходимости выплат повышенных процентов по вкладам и снижении, таким образом, маржи.

Посредством привлечения срочных депозитов решается задача обеспечения ликвидности баланса банка.[13]

Итак, делая вывод из изложенного теоретического материала, можно сказать, что для коммерческих банков вклады – главный и одновременно самый дешевый вид ресурсов. Увеличение доли данного элемента в ресурсной базе уменьшает процентные расходы, однако высокая их доля ослабляет ликвидность банка.


2.2. Оценка эффективности кассовых операций банка

В 2017 году Банк предоставлял клиентам комплекс депозитарных услуг на российском и международном рынках ценных бумаг, осуществлял обслуживание управляющих компаний паевых инвестиционных фондов в качестве специализированного депозитария и регистратора. В данном сегменте рынка Банк обслуживает активы стоимостью порядка 12 млрд. евро.

Таблица 2.2.

Финансовые результаты деятельности указанных операционных сегментов за 2018 и 2017 годы приведены ниже:

тыс. руб.

за 2018 год

за 2017 год

Наименование статьи

обслуживание

корпоративных

клиентов

Обслуживание физических лиц

деятельность казначейства и работа с финансовыми учреждениями

обслуживание корпоративных

клиентов

обслуживание физических лиц

деятельность казначейства и работа с финансовыми учреждениями

1

Процентные доходы, всего, в том числе:

20,612,280

33,958,983

8,060,720

20,409,610

29,158,158

6,662,521

1.1

От размещения средств в кредитных организациях

0

0

4,238,836

137

0

3,362,070

1.2

От ссуд, предоставленных клиентам, не являющихся кредитными организациями

20,612,280

33,958,983

0

20,409,473

29,158,158

0

1.3

От оказания услуг по финансовой аренде (лизингу)

0

0

0

0

0

0

1.4

От вложений в ценные бумаги

0

0

3,821,884

0

0

3,300,451

2

Процентные расходы, всего, в том числе:

9,441,243

7,177,535

10,856,111

7,285,658

5,956,201

10,526,773

2.1

По привлеченным средствам кредитных организаций

0

0

6,624,045

0

0

7,177,983

2.2

По привлеченным средствам клиентов, не являющихся кредитными организациями

8,743,857

7,177,535

0

7,285,658

5,956,201

0

2.3

По выпущенным долговым обязательствам

697,385

0

4,232,067

0

0

3,348,790

3

Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)

11,171,038

26,781,447

-2,795,391

13,123,952

23,201,957

-3,864,252

4

Чистые доходы от операций с финансовыми активами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток

0

0

-554,060

0

0

-46,074

5

Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи

2,871,359

1,147

90,404

62,823

1,705

1,009,563

6

Доходы от участия в капитале других юридических лиц

106,600

0

3,951,440

440,010

0

5,098,481

7

Комиссионные доходы

5,363,393

2,926,480

378,503

3,979,654

3,222,105

517,627

8

Комиссионные расходы

2,070,846

293,325

712,891

2,454,921

470,667

492,982


В 2018 году география операций Банка не претерпела существенных изменений. Как и прежде, основной объем активов Банка сосредоточен внутри страны, однако ориентация на ведение бизнеса в России стала по итогам года более выраженной. Более 95.54% активов Банка сосредоточено в России (против 93.01% - по состоянию на 1 января 2018 года).

Доля иностранных заимствований, в сравнении с началом отчетного года, увеличилась (26.86% против 23.22%). По-прежнему наибольший удельный вес в ресурсной базе принадлежит французскому капиталу (соответствующие обязательства составляют 17.99% против 14.68%).

Прибыль по итогам 2018 года составила 4.48 млрд. рублей, против 11.7 млрд. рублей -по итогам предшествующего.

Балансовая стоимость активов выросла на 38.4 млрд. рублей, против 50.9 млрд. рублей роста за 2017 год.

Величина собственных средств (капитала) Банка выросла в отчетном периоде на 3.2 млрд. рублей.

В ПАО «Сбербанк» порядок составления отчетности регламентируется учетной политикой. Учетная политика кредитного учреждения определяет единые методологические основы организации ведения бухгалтерского учета в Банке и сформирована в соответствии с требованиями:

  • Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №3951;
  • Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.11.2011 №402-ФЗ;
  • Положения Банка России от 16.07.2015 №385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;
  • других законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, регламентирующих вопро­сы учета и отчетности, положений (стандартов) бухгалтерского учета, позволяющих реализовывать принципы единообразного отражения банковских операций по счетам.

Годовой отчет ПАО «Сбербанк» составляется в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2008 №2089-У «О порядке составления кредитными организациями годового отчета

Банком России в конце 2016 года издана серия нормативных актов, вносящих с 2017 года изменения в порядок бухгалтерского учета и отчетности банков. Ниже приведены наиболее важные изменения в области бухгалтерского учета, отчетности и формирования РВПС.

В соответствии с Указаниями Банка России № 3106-У и № 3107-У от 06.11.2016 вносящими изменения соответственно в Положения Банка России № 372-П «О порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов» (Положение № 372-П) и № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (Положение № 385-П) изменен порядок учета ряда сделок дата поставки и дата расчетов по которым не совпадае[14]т.