Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае организации банкротства в целях смены собственника предприятие подводится под процедуру внешнего управления путем его реорганизации с использованием схемы замещения активов. При этом на базе предприятия-должника внешним управляющим создается акционерное общество (АО) с небольшим процентом пакета акций инвестора (15—25%) и основным пакетом акций (85—75%), состоящим из основных фондов предприятия-должника. Далее АО перерегистрируется как публичное открытое акционерное общество (ПАО), основной пакет акций которого продается с последующим погашением долга за счет вырученной суммы. При этом покупатель акций предприятия становится его основным собственником. Такая схема, в частности, нередко применяется

(вследствие ее небольшой затратности) для организации банкротства с целью завладения государственной собственностью.

Банкротство с целью устранения конкурента в ряде случаев реализуется зарубежными компаниями (чаще всего в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса) с использованием подставных российских фирм по вышеизложенным схемам. Ликвидация предприятия осуществляется путем подведения его под конкурсное производство либо приобретения в собственность контрольного пакета акций. При этом используется то обстоятельство, что действующие правовые нормы предоставляют право доступа третьей стороне к федеральной собственности.

Существенным негативным моментом при реализации процедур банкротства в отношении оборонных предприятий является угроза возможного разглашения государственной тайны.

Также в действующем законодательстве отсутствуют положения о необходимости учета компетентности назначаемого арбитражного управляющего в данной области производства. Кроме того, согласно статье 74 Закона «О несостоятельности...»[10], внешний управляющий имеет право заявлять отказ от исполнения договоров должника, что противоречит требованиям законов «Об обороне»[11], «О государственном оборонном заказе»[12] и Постановлению Правительства Российской Федерации «О военных представительствах.», а также ответственности руководителя за выполнение оборонного заказа и обязательности выполнения договорных обязательств по нему и мобподготовке предприятия.

Таким образом, процедуры банкротства активно используются лицами, стремящимися в целях легализации полученного противоправным путем капитала через подставные коммерческие структуры к приобретению имущества по заниженной стоимости.


В настоящее время указанные лица существенно диверсифицировали тактику взятия под контроль предприятий, имеющих федеральное и региональное значение — они чаще всего внедряют в советы директоров предприятий «своих людей», которые постепенно отчуждают активы в контролируемые ими коммерческие структуры. Кроме того, традиционно используются такие формы завладения предприятиями, как передача их основных фондов в коммерческие структуры с правом последующего выкупа, провоцирование и реализация фиктивного банкротства предприятия.

Устранение вышеизложенных негативных аспектов, проявляющихся при реализации процедур финансового оздоровления и ликвидации убыточных предприятий, возможно при выработке комплекса мер, усиливающих регулирующую функцию государства в этих процессах. К ним в первую очередь можно отнести:

— разработку скоординированной государственной политики в сфере банкротств, усиления влияния государства на макроэкономические процессы, происходящие в этой области;

— разработку схемы взаимодействия государственных контролирующих служб, налоговых органов, арбитражных судов, судебных приставов и саморегулируемых организаций, арбитражных управляющих;

— разработку сбалансированных мер по защите интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, направленных, в первую очередь, на финансовое оздоровление и сохранение бизнеса несостоятельного предприятия, а не на его ликвидацию;

— расширение юридических прав должника, предусматривающих активизацию его участия в ходе судебного разбирательства на стадии возбуждения дела о банкротстве;

— корректировку законодательства в сторону учета интересов миноритарных кредиторов при заключении мирового соглашения;

— совершение методов контроля и надзора за деятельностью арбитражных управляющих, повышение требований к уровню их квалификации, исключение недобросовестных действий;

— уточнение и расширение перечня предприятий, в отношении которых действует особый механизм реализации процедуры банкротства, и определение такого механизма.

Также в целях ликвидации негативных факторов функционирования института банкротства в России, для разработки направлений повышения уровня его эффективности и результативности необходимо комплексное, системное совершенствование законодательства и его реализация в рамках соответствующей правоприменительной практики, в том числе в части проведения анализа финансового состояния на постоянной основе.


При этом цели государственной политики в отношении несостоятельных субъектов экономики должны сводиться к обеспечению надежного и эффективного функционирования предприятий и отраслей экономики, сохранение в процедурах банкротства их бизнеса, удовлетворения социальных и экономических интересов Российской Федерации. Требование обеспечения указанного направления функционирования института банкротства установлено Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой Российская Федерация — социальное государство, главными задачами которого являются создание и обеспечение достойной жизни и свободного развития всего населения и отдельного человека, что возможно в случае, когда государство опирается на стабильную и мощную экономику, обеспечивающую достойное материальное благополучие населения, процветание общества, создание комфортных, стабильных условий для бизнеса.

В последние годы не снижается интерес исследователей к вопросам правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, которые являются важной составной частью гражданского общества. Примечательны работы Ю.С. Ващенко, А.В. Грищенко, О.Н. Ермолова, И.В. Котова, Е.Е. Никитиной и Е.В. Оболонковой, Т.В. Сойфер, А.И. Стахова, А.А. Сухарева и др. Вопросам правосубъектности, участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности посвящены

Заключение

Банкротство с правовой точки зрения означает прекращение правоспособности субъекта во взаимосвязи с прекращением его обязательств, но с правовой точки зрения, содержание банкротства гражданина отличается от общего понимания банкротства. До введения норм о банкротстве граждан именно неопределенность содержания данной правовой категории в отношении физического лица ограничивала формирование правового регулирования данных отношений, поскольку не могли быть напрямую реализованы многие положения, характерные для зарубежных стран. После введения правовых положений о банкротстве граждан в полной мере правовое содержание данной категории также не определено, что не позволяет в полной мере регулировать данные отношения на практике.

С теоретической точки зрения существует ряд подходов, определяющих правовое содержание банкротства граждан, эти представления основываются, в том числе, на правовых нормах:

- банкротство граждан как ограничение прав.

С точки зрения гражданского права лицо обладает полной дееспособностью в случае достижения совершеннолетнего возраста либо на основании эмансипации и при условии отсутствия ограничений дееспособности. Последствия банкротства в определенной мере приближаются к ограничению дееспособности, но связаны только с временными ограничениями;


- банкротство граждан с точки зрения процедур банкротства.

Правовое регулирование банкротства граждан предусматривает различные виды процедур банкротства. В рамках данного подхода рассматривается во взаимосвязи с реализацией интересов кредиторов во взаимосвязи с конкретными процедурами банкротства;

- прекращение обязательств.

Ряд процедур банкротства предполагает восстановление платежеспособности гражданина, но исследователем учитывается практика применения процедур во взаимосвязи с видами обязательств, связанными с личностью гражданина и не прекращающимися после признания его банкротом. Исследователем делается вывод о значении процедуры банкротства, прежде всего, с точки зрения прекращения обязательств перед кредиторами, за исключением обязательств, по которым гражданин в любом случае обязан осуществлять выплаты, поскольку эти обязательства наиболее тесно связаны с его личностью.

В данной позиции наиболее обоснованно указывается на взаимосвязь между правовым содержанием банкротства организации и гражданина, поскольку прекращение обязательств на стороне банкрота возможно только в отношении обязательств, имеющих экономическое значение. Хотя обязательства, которые с банкротством гражданина не прекращаются, также имеют экономическое содержание, в них преобладает связь с личностью гражданина.

Именно во взаимосвязи особенностей гражданина как физического лица и прекращения обязательств на его стороне после признания банкротом наиболее обоснованным было бы рассматривать правовое содержание банкротства гражданина. После банкротства организации все обязательства перед кредиторами считаются исполненными, но прекращается деятельность юридического лица. Оно не обладает правоспособностью в целом, поскольку исключается из круга экономических отношений в целом.

Подобное же положение следует рассматривать как основу правового содержания банкротства гражданина, но во взаимосвязи с его особенностями как физического лица, которое не может быть в целом исключено из круга гражданско-правовых отношений, в том числе, экономических отношений. Его гражданская правоспособность может быть только ограничена в рамках банкротства во взаимосвязи с участием в гражданско-правовых отношениях, имеющих, преимущественно, экономическое содержание.

Перечень этих отношений установлен ст. 213.30 Закона «О банкротстве», они связаны с ограничением правоспособности гражданина с точки зрения участия в экономических отношениях, причем, по содержанию, это отношения, приближенные к видам гражданско-правовых отношений, в которых участвуют организации и с участием в которых, как правило, связаны


требования о банкротстве юридических лиц. Также ограничения касаются участия в управлении отдельными видами организаций, действующих на финансовом рынке. Это кредитные и страховые организации.

Правовое содержание банкротства гражданина наиболее обоснованным было бы рассматривать именно во взаимосвязи с последствиями банкротства организации, также в силу очередности исполнения обязательств, установленных положениями ст. 217.27 Закона «О банкротстве» для граждан и ст. 134 Закона для организаций.

Правовые последствия банкротства связаны с участием граждан в экономических отношениях, для которых наименьшее значение имеет личность конкретного гражданина, поскольку это отношения в области кредитования, а также управления коммерческими организациями. Иначе говоря, ограничения относятся к участию в гражданско-правовых отношениях, с которыми, как правило, связаны дела о банкротстве. В силу п. 2 ст. 213.30 Закона «О банкротстве», последующее банкротство гражданина в течение следующих пяти лет не допускается, что также позволяет судить о содержании банкротства гражданина во взаимосвязи с банкротством организаций, поскольку, по существу, также признается прекращение гражданской правоспособности.

В силу ее прекращения, в последующем эти же отношения не применяются, а гражданин обязан исполнять последующие обязательства без применения общих положений о банкротстве, что, среди прочего, предупреждает ненадлежащее использование положений о банкротстве. В отношении организаций это ограничение обеспечивается непосредственно прекращением деятельности, поскольку в отношении граждан это невозможно, применяются положения о недопустимости повторного банкротства в течение последующих пяти лет.

Дополнительным условием, определяющим особенности банкротства гражданина во взаимосвязи с его правовым содержанием, следует считать положения п. 5 ст. 213.29 Закона «О банкротстве», которыми установлены ограничения на прекращение связанных с личностью гражданина обязательств. Правоспособность граждан отличается от правоспособности организаций, в том числе, в силу ст. 17 ГК РФ. Поэтому данные различия, а также невозможность исключения гражданина из круга гражданско-правовых отношений в целом, определяют продолжение существования обязательств, прямо с экономическими отношениями не связанных.

Данные положения, помимо прочего, учитывают интересы лиц, в интересах которых гражданин, признанный банкротом, обязан осуществлять выплаты. Поэтому правовое содержание банкротства граждан наиболее обоснованным было бы рассматривать во взаимосвязи с ограничением права на участие в экономических отношениях, но не гражданской дееспособности.