Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона о банкротстве обязанность по принятию мер по предупреждению банкротства организаций лежит на учредителях должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

До момента подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия принимают меры, которые направлены на восстановление платежеспособности должника в целях предупреждения банкротства организации.

Меры, которые осуществляются в досудебном порядке можно разделить на юридические (например, кредит, взыскание задолженностей, предоставление ссуд, предоставление налоговых льгот или отсрочка уплаты налогов) и экономические (изменение политики управления, модернизация производства).

Некоторые ученые считают, что к досудебной мере, которая направлена на предупреждение банкротства, можно отнести предоставление инвестиций под гарантии определенных лиц. По мнению М. В. Телюкина, с данным мнением необходимо согласиться, но стоит отграничить такую меру от досудебной санации. В этом случае главным фактом является предоставление обеспечения по договору, который заключается должником с третьим лицом[3].

В Законе о банкротстве нет норм, которые бы регулировали срок проведения данных мероприятий, поэтому считаем необходимым указать на законодательном уровне не только сроки восстановительных мероприятий, но и сроки предоставления отчетов, перечисления денежных средств, а также другие, которые помогут осуществлять контроль за исполнением сторонами своих обязанностей. Условия о сроках могут включать периоды исполнения определенной обязанности или конечную дату исполнения таковой.

Меры, которые направлены на восстановление платежеспособности должника обычно принимаются кредиторами либо иными лицами на основании соглашения с должником. В соглашении должны быть закреплены гарантии защиты прав лиц, которые принимают на себя обязательства должника и предоставляют какую-либо помощь. Существенными условиями такого соглашения являются условия о порядке и сроках осуществления мероприятий, которые направлены на предотвращение банкротства [6]. В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона о банкротстве оказание помощи должнику как стороне соглашения без его согласия невозможно. Согласие должника сопровождается с механизмом волеизъявления соответствующего органа управления должника.


Отличия мер по предупреждению банкротства от восстановительных процедур:

1) применяются до возбуждения дела о банкротстве. Иногда они могут применяться как по инициативе, так и с согласия должника;

2) не предполагается ограничение право- и дееспособности должника, участие специально назначенных лиц в осуществлении мер по предупреждению банкротства, а также контроля со стороны государства;

3) в законе не предусматривается подробная регламентация условий проведения

исчерпывающего их перечня. Что касается возможных судебных восстановительных процедур, они определены императивно, подробно регламентирован порядок их осуществления законодательством;

4) завершение восстановительных процедур и завершение мер по предупреждению банкротства влекут за собой разные последствия.

Выбор тех либо иных мер зависит также от причин, которые порождают опасность банкротства. Исходными причинами могут являться слабость организационного потенциала, низкий научно-производственный потенциал. Серия ошибок в принятии решений стратегического характера, а также неэффективность механизмов управления и организации управления.

Мероприятия, которые направлены на предупреждение банкротства, главным образом должны способствовать повышению платежеспособности должника, а также его обеспеченность экономическими ресурсами. В последствии это позволит либо при появлении признаков банкротства сделать возможным осуществление восстановительных процедур, либо избежать их появления.

1.3 Признание банкротом индивидуальных предпринимателей

Развитие рыночной экономики обусловило рост числа индивидуальных предпринимателей, имеющих значительный объем обязательств и, как следствие, большое количество кредиторов. В связи с этим в настоящее время для урегулирования возникающих в этой сфере проблем законодательством предусмотрен институт банкротства индивидуальных предпринимателей, являющийся важным средством снятия напряженности для данного круга субъектов, обремененного чрезвычайными долгами.

Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей предусмотрены параграфом 2 главы X Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила о банкротстве граждан, установленные параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве. При этом следует учитывать, что положения о банкротстве отсутствующего должника к индивидуальным предпринимателям не применяются.


Анализ законодательства и правоприменительной практики о банкротстве позволяет выделить специфические черты процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей.

Особо следует подчеркнуть, что при наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о банкротстве[4].

Общим положением, применяемым как к гражданам, так и к индивидуальным предпринимателям, является то, что инициатором признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) может выступать как сам гражданин, так и конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Однако особенностью (по сравнению с банкротством граждан) является предъявляемое предпринимателю дополнительное требование для возможности обращения в суд: он должен опубликовать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом посредством включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц за 15 дней до дня обращения в арбитражный суд.

Основанием для признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) арбитражным судом является неуплата обязательных платежей или определенной денежной суммы по гражданско-правовой сделке к индивидуальному предпринимателю в размере не менее 500 000 руб. в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть выплачены.

При банкротстве индивидуальных предпринимателей не имеет значения вопрос, связаны обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, с его предпринимательской деятельностью или нет. Имущество индивидуальных предпринимателей-должников или лиц, прекративших предпринимательскую деятельность, но денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, необходимое для осуществления такими гражданами предпринимательской деятельности, подлежит продаже в порядке, установленном Законом о банкротстве в отношении продажи имущества юридических лиц.

В заявлении о признании индивидуального предпринимателя банкротом нужно указывать не конкретного арбитражного управляющего, а наименование и адрес саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий, без участия которого незаконна вся процедура банкротства. Следует отметить, что в законодательстве установлены ограничения в отношении арбитражных управляющих, которые не могут выступать таковыми в деле о банкротстве, в частности, заинтересованные лица по отношению к должнику, кредиторам; лица, в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве и др.


Более того, примечательно, что заявителям по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя предоставлено право предъявлять к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования, такие как высшее юридическое или экономическое образование; определенный стаж работы на руководящих должностях организаций в той или иной отрасли экономики; проведение в качестве финансового управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве. Однако необходимо иметь в виду, что должник не наделен такими полномочиями[5].

Определенную специфику имеет и принятие плана реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя, который должен быть одобрен собранием кредиторов должника, и только после этого по общему правилу утверждается арбитражным судом.

Следует обратить внимание на особенности последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом: гражданин утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Более того, индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры не может быть зарегистрирован в указанном статусе, занимать должности в органах управления или иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, а в отношении кредитных организаций — в течение десяти лет.

Таким образом, институт банкротства индивидуального предпринимателя носит комплексный характер, поскольку ему присущи как признаки института банкротства граждан, так и признаки института банкротства юридических лиц.


 

Глава 2. Особенности правового регулирования банкротства

2.1 Государственное участие в делах о банкротстве в РФ

Банкротство юридических лиц является одной из наиболее частых и сложных проблем современной рыночной экономики во многих странах мира. Россия не исключение. Непростые условия ведения бизнеса, негативное влияние разнородных внешних факторов создают благоприятные предпосылки для разорения компаний и предпринимателей и, как следствие, для объявления их банкротами.


Вопросы государственного участия в делах о банкротстве представляют особую значимость для современной российской юридической науки как в силу распространенности, так и по причине высокой актуальности для современной российской экономической и правовой системы. Анализу данной проблематики посвящено немало исследований российских ученых. Следует отметить статьи И.А. Кислухиной[6], Г.П. Царик, Е.Е. Смирновой,

Государство, как главный регулятор экономической жизни страны, имеет возможность прямого участия в делах о банкротстве. Возможность участия государства в процессе банкротства предусмотрена федеральным законодательством.

В частности, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает участие Российской Федерации в делах о банкротстве в качестве:

1) кредитора по обязательным платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды;

2) собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия; 3) санатора государственного унитарного предприятия или стратегически важного предприятия; 4) поручителя по обязательствам должника в делах о банкротстве градообразующих предприятий.

В зависимости от конкретной ситуации различаются и нюансы участия государства в делах о банкротстве. Так, в первом случае в качестве представителя государства выступает Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ), что также установлено соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» от 29 мая 2004 г. № 257.

Следует отметить, что Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы принимает равноправное участие в делах о банкротстве, что в целом является достаточно редкой для современного мира практикой. Это связано, прежде всего, с масштабами задолженностей по обязательным платежам. В большинстве развитых в экономическом отношении стран мира задолженностей в таком масштабе, как в Российской Федерации, просто не существует. Участие ФНС РФ в делах о банкротстве позволило, во-первых, повысить уровень защищенности государственных интересов в делах о банкротстве, а во-вторых, ускорить принятие решений и обеспечить качество и скорость их выполнения.

ФНС РФ также осуществляет мониторинг хода процедур по делам о банкротстве, что позволяет соблюдать экономические интересы Российской Федерации в тех ситуациях, когда государство выступает в качестве кредитора. Налоговыми органами как представителем государства организуется и мониторинг средств массовой информации для выявления должников государства, находящихся в стадии ликвидации [4]. Поправки в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкретизировали состав лиц, контролирующих деятельность организации-должника, что позволило ФНС РФ усилить свою вовлеченность в процедуры банкротства.