ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 2606
Скачиваний: 4
В соответствии с Законом Республики Беларусь № 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь согласно ст. 4 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" осуществляется с учетом следующих основных принципов:
1) реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
2) обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
3) единства таможенной территории Республики Беларусь;
4) приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
5) невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
6) обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
4) мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, предусмотренных гл. 7 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
85. Правовые основы валютного регулирования.
Валюта - денежные средства, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории государства.
В наименовании ст. 141 ГК термин "валюта" эквивалентен термину "деньги". В п. 1 указанной статьи конкретизируется, что белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.
Валюта денежных обязательств - валютная единица, отражающая стоимостную оценку обязательства (цену договора) в обязательствах, подлежащих денежной оценке.
Согласно ст. 298 ГК денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях.
В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах ("специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"), а также Правилами проведения валютных операций.
86. Понятие хозяйственного процесса. Хозяйственные суды в Республике Беларусь.
Хозяйственный процесс — предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопроизводство) является предметом хозяйственного процессуального права.
Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса.
Систему хозяйственного процессуального права составляют нормы, регламентирующие хозяйственное судопроизводство. Они подразделяются на общую часть (применительно к ХПК - это нормы, входящие в раздел I «Общие положения») и особенную часть (все последующие разделы ХПК).
Хозяйственное судопроизводство - совокупность процессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Систему хозяйственных судов составляют:
хозяйственные суды областей (города Минска);
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.
В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске - хозяйственный суд города Минска.
Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
87. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам.
В соответствии со статьей 39 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами. Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан. Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.
По письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда.
Институт подсудности разграничивает подведомственные хозяйственным судам дела между различными звеньями хозяйственной системы. Для хозяйственного процесса характерны два вида подсудности - родовая и территориальная.
Родовая подсудность разграничивает дела между хозяйственными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные хозяйственному суду, разрешаются хозяйственными судами, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Статьей 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь установлено, что Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь подсудны: дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь; дела, связанные с государственными секретами; а также иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию хозяйственных судов в зависимости от места рассмотрения спора. Территориальная подсудность подразделяется на общую, альтернативную, исключительную, договорную и по связи дел.
В соответствии с правилами общей подсудности иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Правила альтернативной подсудности указаны в статье 50 ХПК. Так, иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и города Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту нахождения либо месту жительства одного из ответчиков.
88. Участники хозяйственного процесса.
В любом споре, рассматриваемом хозяйственным судом, имеются, как правило, две стороны.
Стороны, как правило, - это участники спорного материально-правового отношения. Нередко стороны гражданско-правового или хозяйственного договора становятся в последующем сторонами в хозяйственном процессе. Например, в деле о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора поставки, сторонами в хозяйственном процессе (истцом и ответчиком) будут стороны хозяйственного договора: поставщик и покупатель.
Признаки сторон:
1) у них сложились спорные материально-правовые отношения, по этой причине их интересы противоположны друг другу;
2) одна из сторон обратилась за защитой к арбитражному суду;
3) одна из сторон обратилась в суд за разрешением дела, подведомственного арбитражному суду; подведомственность арбитражному суду дела, за разрешением которого сторона обратилась в суд;
4) наличие процессуальной правоспособности.
В большинстве случаев сторонами хозяйственного процесса выступают организации, являющиеся юридическими лицами. Статус юридического лица позволяет организации выступать в хозяйственном суде в качестве как истца, так и ответчика.ХПК предусматривает также возможность участия в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и таких участников хозяйственного процесса, как государственные и иные органы, которые могут участвовать в процессе посредством предъявления иска в защиту государственных и общественных интересов (ч. 1 ст. 67 ХПК).
Обе стороны хозяйственного процесса (истец и ответчик) - это только предполагаемые субъекты спорного материального правоотношения, служащего предметом рассмотрения в хозяйственном процессе.
Истец - лицо, которое предположительно является обладателем спорного права или охраняемого законом интереса и обращающееся в хозяйственный суд за защитой, поскольку оно считает, что его право нарушено или неосновательно оспаривается ответчиком.
Ответчик - лицо, которое, по утверждению истца, является нарушителем его прав и законных интересов либо неосновательно, по мнению истца, оспаривает его права и вследствие этого привлекается к ответу по иску.
Если предметом спора являются имущественные права и интересы, то хозяйственный процесс, как правило, начинается по заявлению того лица, которое считает, что принадлежащее ему право нарушено. Именно в необходимости защиты нарушенного права и проявляется его заинтересованность в обращении к хозяйственному суду.
89. Производство в хозяйственном суде первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) вопрос о принятии хозяйственным судом искового заявления и возбуждении производства по делу решается судьей хозяйственного суда единолично.
Ознакомившись с поступившим исковым заявлением и приложенными к нему материалами, судья вправе совершить одно из четырех предусмотренных законом процессуальных действий:
1) принять исковое заявление и возбудить производство по делу (ч. 2 и 3 ст. 161 ХПК);
2) отказать в принятии искового заявления (ст. 164 ХПК);
3) возвратить исковое заявление истцу (ст. 163 ХПК);
4) оставить исковое заявление без движения (ст. 162 ХПК).
При отсутствии оснований для отказа в принятии искового заявления, возвращения искового заявления или оставления его без движения хозяйственный суд выносит определение о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу, в котором указывается место и время проведения подготовительного судебного заседания, а при урегулировании спора в порядке посредничества - время и место проведения соответствующих действий.
Определение хозяйственного суда о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд (ч. 7 ст. 161 ХПК).
Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее пятнадцати дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд, если по делу не проводилось урегулирования спора в порядке посредничества (ч. 4 ст. 161 ХПК).
Подготовительное судебное заседание заканчивается вынесением определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству (ч. 3 ст. 173 ХПК).
Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, - не более семи месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь (ч. 1 ст. 175 ХПК).
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до двух месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, - до одного года (ч. 2 ст. 175 ХПК).